Азербайджан в поисках нового этнического названия

Post navigation

Азербайджан в поисках нового этнического названия

Азербайджан в поисках нового этнического названия8 августа в электронной версии газеты “Зеркало” заведующий отделом Института рукописей Национальной академии наук Азербайджана, доктор исторических наук Фарид Алекперли опубликовал статью “Национальная идеология Азербайджана: кто мы, откуда произошли и куда идем?”. 

В самой статье автор также продолжает задавать вопросы: “Какие национальные идеалы мы защищаем, какими ценностями руководствуемся, какая у нас этническая и историко-культурная направленность, какова стратегия нашего национального развития, каким мы видим наше будущее?” Ныне в азербайджанских средствах массовой информации ведутся широкие дискуссии и споры вокруг вышеупомянутых вопросов. Особенно бурными являются споры об этническом происхождении.

Не неизвестно, дошло ли до азербайджанских читателей мое открытое письмо президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву, которое распространило информационное агентство PanArmenian.net. Господин Алиев и его помощники, думаю, не нашли ответа на мое письмо, а взамен решили самоопределиться по вопросу этнического происхождения. А письмо я написал, чтобы помочь народам Азербайджанской Республики в поисках своих этнических корней. Выдуманная бакинскими властями и учеными ложь об их этническом происхождении настолько очевидна, что в итоге в неопределенности оказались также народы, проживающие на административной территории этой республики.

Поводом для письма послужила моя встреча с представителями азербайджанской интеллигенции на Джульфинской таможне Ирана. Они поинтересовались, что говорится в армянских источниках об их этническом происхождении, так как, руководствуясь политическими соображениями, в Турции их убеждают в том, что они турки, а по свидетельству тегеранских ученых они, на самом деле, являются иранцами. Поскольку при написании книги об Атрпатакане (исконный Азербайджан) я изучил в Ереванском Матенадаране имени Маштоца рукописи и выяснил их истоки, то обсудив проблему с азербайджанскими учеными мы пришли к заключению, что они — этнические иранцы, нынешнее поколение которых образовалось из смеси маров, курдов и представителей 200 тысяч различных туркменских племен, изгнанных в 13 веке из Средней Азии по инициативе внука Чингиз хана Гулаг хана. При господстве династии Сефевидов общим языком для них служил смешанный язык, именуемый сегодня “азербайджанским” или “азеровским”. Азеровские интеллигенты остались довольны результатом нашей встречи, изъявив желание и далее поддерживать с нами связь. Отмечу, что в своей статье доктор Алекперли пишет: “30-40-миллионный народ Иранского Азербайджана называет себя турками”. На самом деле число азеров в Иране достигает 15 млн. Откуда бакинский ученый взял цифру в 40 млн., неясно, но этот народ никогда не называл себя “турки”.

Напротив, за все время проживания в Иране они являлись непримиримыми врагами турок и бесконечно воевали друг с другом. Вносить исходя из политических интересов замешательство в целый народ, искажать не только генезис, но и историю — это самое настоящее преступление. Не зря политическая элита Баку десятилетиями, без каких-либо серьезных оснований, пыталась присвоить созданную на протяжении тысячелетий культуру и историю армянского народа, а также историко-культурные ценности другой сопредельной страны — Ирана. Если великий иранский поэт Низами Гянджеви жил и творил в иранском городе Гянджа, не беда. И у них есть город Гянджа, можно спокойно “переселить” Низами в их город и считать его своим. А в произведениях великого персидского поэта слова “Азербайджан” или “азербайджанец” вообще не использованы.

Если в вопросе происхождения жителей исконного Азербайджана (к югу от Аракса) особой трудности нет и остается только отказаться от политических спекуляций и искать пути выхода из-под турецкого влияния, то создание выше Аракса советскими руководителями, в противовес Ирану, нового Азербайджана создало серьезные проблемы для пришедших сюда смешанных народов. До 1918 г. нет ни одного более или менее достоверного источника, где этот народ назывался либо “турецким”, либо “азербайджанским”. Лишь Ленин в своих статьях называл их “кавказскими татарами”. На протяжении веков этот народ называл себя “мусульмане”. Т.е. национальный образ из-за наличия множества этнических элементов (крымские татары, кумыки, туркменские таракаманы, голанские курды, местные народы) и отсутствия доминирующей нации не был выявлен, потому-то в качестве этнического отличия они выбрали религиозную принадлежность. Называя себя “мусульмане”, они имели в виду принадлежность к секте “шиа”. Османские же турки никогда не называли себя “мусульмане”. Алекперли пишет, что по воле Иосифа Сталина в 1930-х годах они искусственно стали “азербайджанцами”. Если бы у проживающего на этой территории доминирующего народа было свое этническое происхождение, то никто не смог бы изменить его названия. Но не только народ, но и искусственно созданная административная единица стала называться Азербайджанской Советской Социалистической Республикой с целью последующих претензий на Иранский Азербайджан. Несколько раз — в 1943-46 г.г. и 1988 г. — предпринимались попытки его отделения от Ирана и присоединения к Советскому Союзу. “Никакой национальной идеологии не может быть, пока мы не определились с нашей национальной идентичностью”, — пишет Алекперли. Уже 90 лет бакинские ученые в поисках национального самоутверждения пытаются присвоить историко-культурное наследие армян, лезгин, грузин, аварцев, талышей, удинов и татов. Все, что осталось от этих народов на административной территории Азербайджанской Республики, они считали наследием Кавказской Албании, себя же – наследниками проживавших на этой географической территории народов. Разумеется, ими был отлично усвоен богатый опыт турок, совершивших геноцид в отношении около 50 народов, обитавших в Византии, что является преступлением против человеческой цивилизации. Главным же действующим лицо этой пропаганды был академик Зия Буниятов. А когда историк обнаружил свои татские корни и назвал турецкий элемент пришлым, националисты Народного фронта вначале жестоко избили, а потом расстреляли пожилого ученого у подъезда его же дома. И вот пропагандистская машина Баку вновь в растерянности – кто же они? По мнению Алекперли, название “азербайджанцы” не выгодно формирующейся национальной идеологии. “Утратив национальную самоидентификацию, мы погрузились в споры о том, кто мы – потомки шумеров, албанцев (такой этнической единицы не было. – Б.К.), маров или кого-то другого? – с горечью пишет заведующий отделом Института рукописей, не найдя в имеющихся у него под рукой рукописях ни одного источника, ни одного сведения, подтверждающего его замысел. В конце концов, как поступить с армянами, лезгинами, аварцами, талышами, татами, проживающими на своих исторических землях, находящихся на административной территории Азербайджанской Республики? Отуречить их в советские годы, несмотря на предпринятые усилия, не удалось. Уж очень сильна была связь этих народов со своей исторической родиной, горами, реками, полями, селами, городами. Они упорно говорили на родном языке. Армянство же Арцаха поднялось на борьбу, и не только выстояло в навязанной ему войне, но и одержало победу и освободило часть своей исторической территории. Любопытно, что власти страны, не имеющей национального самосознания, собственных правовых границ, требуют от мира своей территориальной целостности.

Бакинский ученый, наконец, приходит к заключению: чтобы удержать проживающий в Азербайджанской Республике народ под своим влиянием, следует сохранить название “азербайджанец” в качестве названия жителя Азербайджана независимо от его национальности. А доминирующий в Азербайджанской Республике народ называть “турецким”, без которого формирование национальной идеологии невозможно. Таким образом, Алекперли предлагает параллельно развивать идеологии “азербайджанизм” и “тюркизм”, а затем объединить их в выражении “азери турк” (azeri turku), приняв в качестве общего истока пантюркизм. Опыт прошлого показывает, что цель последнего — присвоение путем отуречивания историко-культурного наследия и территорий народов не только завоеванной Византии, но и исконно иранского Атрпатакана, Азербайджанской Республики, среднеазиатских стран, Северного Кавказа, Урала, Сибири и Тибета и создание Великой Туранской империи. Власти Баку, подчинившись идеологии пантюркизма, не жалели сил для ассимиляции в турецком элементе армян, лезгин, аварцев, талышей, татов, удинов, курдов. Отчасти им это удалось. Однако такая политика породила и сильное противодействие: восстали армяне, талыши и лезгины. Национальное пробуждение, стремление стать хозяином своего историко-культурного наследия, развернувшиеся на исторической родине освободительные движения, а также успешная борьба арцахцев уже расшатывают основы разжиревшего от нефтегазовых долларов монстра – Азербайджанской Республики. Итак, пожалуй, впервые в истории человечества народ, исходя из политической ситуации, искажая реальную историю проживающих на его территории народов, пытается искусственно найти для себя этническое название, совершенно игнорируя при этом свой настоящий генезис.

Бакур КАРАПЕТЯН, Ереван

www.yerkramas.org

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня