Ереван и Анкара готовы закончить 100-летнюю вражду
Подписанные 10–11 октября в Цюрихе протоколы по нормализации армяно-турецких отношений стали главным событием уходящего года на Южном Кавказе. Это стало результатом усилий президентов двух стран Сержа Саргсяна и Абдуллы Гюля, получивших название «футбольной дипломатии». Для достижения прогресса Саргсян и Гюль преодолели сопротивление не только оппозиций, но даже обществ в целом, а Саргсян – еще и недовольство диаспоры за рубежом.
В 2008 году Серж Саргсян, рассуждая о проблемах региона и необходимости их решения, заочно пригласил турецкого президента на футбольный матч в Ереван между сборными Армении и Турции: дескать, посидим, футбол посмотрим, поговорим, а там, кто знает, как повернется. Аналитики впоследствии отмечали, что сказанное, возможно, и не подразумевало продолжения. Но оно последовало. В Анкаре приняли приглашение, и 6 сентября Абдулла Гюль в Ереване рукоплескал победе своей сборной. Как бы между делом президенты признали: надо открывать границы, закрытые в 90-х, и восстанавливать дипотношения. Уезжая, Гюль пригласил Саргсяна в Турцию на ответный матч, в октябре 2009 года.
Теперь известно, что все одиннадцать месяцев между двумя футбольными поединками МИДы двух стран вели тайные переговоры. Не раз они заходили в тупик, и, казалось, что диалог прерван. Незадолго до матча в Бурсе ситуация была такой, что Саргсян заявил: на футбол стоит ехать, только если будут практические подвижки в нормализации отношений или хотя бы предпосылки.
Ими стали «швейцарские протоколы», в которых удалось обойтись без упоминания проблемы Нагорного Карабаха и геноцида армян 1915 года – два главных раздражителя в отношениях Еревана и Анкары. Без их упоминания стороны зафиксировали желание восстановить отношения, договорились о создании многочисленных комиссий и подкомиссий для устранения всех противоречий и технических работ для установления полноценных связей. Протоколы, как было зафиксировано в Цюрихе, вступят в силу и положат начало практическим действиям после ратификации парламентами Армении и Турции.
Произошедшее вызвало недовольство Азербайджана, обвинившего Турцию в предательстве «братских интересов» – по взаимной договоренности нормализация армяно-турецких отношений возможна после восстановления юрисдикции Азербайджана в Нагорном Карабахе. Напряженность возникла серьезная, и спасать положение взялся премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Лишь после пары визитов этого политика в Баку и заверений в неизменности курса Турции власти Азербайджана сменили риторику. Но полностью устранить недоверие пока не удалось – между сторонами продолжает тлеть «газовый конфликт».
Вместе с этим проазербайджанские заявления Анкары обернулись пробуксовкой в армянском направлении. Депутаты парламента Армении объявили, что начнут рассматривать «швейцарские протоколы» только после того, как они будут ратифицированы парламентом Турции. На данный момент документы находятся в различных комитетах турецкого парламента. В Ереване процесс идет также небыстро – лишь недавно «швейцарские протоколы» прошли «экспертизу» Конституционного суда, как того требует армянское законодательство, который согласился с тем, чтобы они поступили в парламент.