Прежде всего, скажу – история это версия прошлого. Всегда. Одно дело, если эта версия построена на основе бескорыстных намерений и честного высоко профессионального труда исследователей в русле Божьего промысла.
Другое дело, если версия прошлого является плодом демонических устремлений, тщеславия и корыстолюбия её заказчиков и исполнителей для оправданий прошлых, настоящих и будущих действий «сильных мира сего».
***
А если прав Татищев Василий Никитич…
1. Есть на правом берегу Днепра, примерно в 25 км от его впадения в Днепровский лиман, город Херсон, основанный 19 октября 1778 г. по Указу Российской императрицы от 18 июня 1778 г.
2. Был некогда путь «из варяг в греки», который шёл с севера от Ладоги на юг по Днепру до его впадения в Днепровский лиман, затем поворачивал на запад, и, идя параллельно северо-западным и западным берегам Чёрного моря, приходил к Босфору, к Константинополю.
3. В какой-то Корсуни, по преданиям (не подтверждённым достоверными источниками) князь Владимир I крещён был.
4. Есть, частично раскопанное, городище Херсонес в юго-западном Крыму (ныне в черте г. Севастополя, который был основан в 1783 г., но этот новый город почему-то не был наречён Херсонесом (или Херсоном).
Это предисловие.
Попробуем собрать всё это в нечто цельное. Пусть нам поможет в этом русский энциклопедист 18-го века Василий Никитич Татищев (1686-1750), которого называют выдающимся русским историком, географом и этнографом.
Василий Никитич в своём труде «Лексикон российской, исторической, географической, политической и гражданской» (лексикон – это энциклопедический словарь по-современному) много интересного написал и увековечил.
Обращу внимание читателей на три статьи татищевского энциклопедического словаря:
Болгоры дунайские, царство было сильное, народ славенской, и ныне под турецкой властию. По обстоятельствам видно, что они козары и от какого-либо неприятеля отделяясь моря Каспийскаго а около междо болгары волскими обитали, около 5-го ста по Христе перешли к Дунаю и тамо, укрепясь, оселились. С которыми российские государи часто войны и союзы имели, и от них первое крещение восприяли. (с. 192)
Карсунь, город в русской гистории древней, часто упоминаем, о котором знатные дела показаны: 1) что Владимер I во оном крещеной, а по обстоятельствам описания имеет быть Кинбурн при Лимане; 2) Владимер II генуэзского воеводу на поединке победил, отчего и Мономах, или поединщик, назван; оное учинилось при граде Кафе, иже прежде Феодосия имянован. А понеже города Карсуни по древним гисториям и географиям нигде не находится, но Херсонес у греков называется всякой полуостров, латинский промонториум, которой с трёх сторон окружён водою, и сей полуостров, что ныне Крым называем Херсонес Таурийской, или Бычей полуостров, от которого русские Херсон и Карсунь именовали, но после несведующие за город почли. Или подлинно греки Кинбурн Херсонью имяновали, ибо и в договоре греческом, видится, о городе близ устья Днепра разумеют. (с. 317)
Кинбурн, город турецкой, лежащей на восточном берегу Лимана противо Ачакова, которой взят был русскими в 1736 году, а в 1739 Белоградским договором туркам возвращён. Птоломей его имянует Иекате или далее Ахиллес. По обстоятельствам гистории Нестеровы, видится, сей имянован Карсунь, в котором Владимер крестился. (с 325)
(Смотри в книге: В.Н. Татищев. Избранные произведения (под общ. Ред. С.Н. Валка) Ленинград, «Наука», 1979)
Итак, В.Н. Татищев прямо указывает (это происходило до 1750 г.), что:
1) от болгар дунайских князья русские (руотси, варяги) «первое крещение восприяли».
Справка-дополнение:
Болгария Дунайская как государство было основано тюрками-болгарами в 681 г. на правобережье нижнего течения Дуная.
Ханом Борисом после 863 г. был принят византийский вариант христианства (при этом восстание 52 знатных родов, пытавшихся отстоять тенгрианство, было подавлено).
Болгарскую церковь считают «матерью других славянских (в т.ч. и русской) церквей.
2) и произошло это в Корсуни – на месте современного Татищеву Кинбурна, который находится за пределами Крыма.
Справка-дополнение:
Кинбурн (тур. Kılburun) — турецкая крепость XV века на Кинбурнской косе в устье Днепра, которая была захвачена русским отрядом в 1736 году и разрушена, а по Белградскому миру 1739 г. возвращена Османской империи и, восстановленная турками, только в 1774 году стала принадлежать Российской империи.
Справки-пояснения по пунктам предисловия:
1. Город-порт Херсон, первая база Черноморского флота, не случайно получил такое имя. Ведь он строился рядом с достоверной Корсунью, тем самым Корсунем, который находился на левом (южном) берегу Днепровского лимана, и о котором писал во 2-й четверти 18-го века В.Н. Татищев в своих трудах гисторических. Херсон на Днепре стал экономическим и политическим центром русской части Северного Причерноморья (с 1803 г. – это административный центр Херсонской губернии). Херсонское адмиралтейство действовало вплоть до его ликвидации в 1827 году. Только в 1804 г. Севастополь был объявлен главным портом (базой) Черноморского флота.
2. Водный путь из варяг в греки был и торговым, и военным. Идя на войну с дунайскими болгарами, нет резона при выходе из Днепровского лимана поворачивать на восток в сторону Таврического полуострова, потому как устье Дуная (войдя в которое можно подняться вверх по течению к болгарам, «с которыми российские государи часто войны и союзы имели») на западе.
3. В.Н. Татищев в своей истории российской уделял серьёзное внимание географической номенклатуре в связи с выявлением места крещения Владимира. В подробных комментариях он стремился показать, что имели в виду древние авторы, когда писали о Херсонесе. Он подробно излагает русско-византийские договора, в которых упоминались «Корсунская земля» и рыбные ловы корсунян, размещая их на острове Еферия, где неподалеку — между Днепром и городом Херсонесом — находились и соляные варницы. Здесь и следует, по его мнению, искать Корсунь — место крещения Владимира. Упоминание лимана при описании осады и труб, по которым подавалась вода в город, привели его к заключению, что Корсунь находился в устье Днепра: «У древних историков и географов город Херсон на Черном море знаем был. …Сей же город, где Владимир крестился, по обстоятельствам положения видно, что нынешний Кинбурн над Лиманом» — писал он. Татищев ничего не написал о русско-византийской войне 988-989 гг., о захвате русами Херсонеса, который в Крыму.
Но он пишет о крещении киевского князя и его войне с болгарами:
«…и, победив их, мир заключил и принял крещение сам и сыновья его, и всю землю Русскую крестил. Царь же болгарский Симеон прислал иереев ученых и книги в достаточном количестве. И послал Владимир во Цареград ко царю и патриарху просить митрополита…»
4. Археологические раскопки на месте нынешнего Херсонеса (уверен, что они были задуманы и заказаны в русле стратегии «Греческого проекта», оглашённого при Екатерине II) в Севастополе начались в 1827 г.
В том же году, 20 октября, соединённый флот России, Англии и Франции уничтожил турецко-египетский флот в Наваринском сражении.
А на следующий год началась русско-турецкая война 1828-1829 гг., завершившаяся Адрианопольским мирным договором от 08.08.1829 г. «В Эдырне мир провозглашён…» (А.С. Пушкин) и потерей для Османской империи устья Дуная и восточного побережья Чёрного моря «И (далее) двинулась Россия/И юг держано облегла,/ И пол-Эвксина вовлекла/(В свои объятия тугие).» (А.С. Пушкин).
Греция получила автономию в составе Османской империи…
Успех в этой войне оживил «Греческий проект», попытки реализации коего во многом и привели к Восточной (Крымской) войне, в которой Англия и Франция на сей раз заняли сторону Порты, потому что они, стремясь и далее использовать Россию в качестве «крестоносца» против Османской империи, вместе с тем не собирались отдавать проливы Босфор и Дарданеллы русским царям.
***
Татищев составлял свой «Лексикон российской, исторической, географической, политической и гражданской» в то время, когда «Греческий проект» ещё не вызрел в умах хозяев России как актуальная стратегия и потому он не испытывал соответствующего «давления сверху». В то время ещё живо было Крымское ханство, как автономное государство в составе Османской империи. Про руины античного и средневекового города у входа в Акъярскую (Ахтиарскую) бухту в Санкт-Петербурге (скорей всего) не ведали.
И если прав В.Н. Татищев, то история по «освоению» РПЦ и её хозяевами исторического пространства и культурно-религиозного наследия Северного Причерноморья и, в особенности, Крыма, по «освоению» памятников религиозной жизни коренных крымских христиан и их потомков в течение последней четверти 18-го столетия и до нынешних дней, по выработке и обнародованию сомнительных (мягко выражаясь) версий истории христианства в нашем Богом хранимом Отечестве выглядит в очень неприглядном свете.
Думаю, что В.Н. Татищев ближе к истине, чем те, кто после его смерти отбросил его суждения и выводы о крещении Владимира 1-го с дружиной от болгар дунайских в Корсуне при устье Днепра…
Асан Рамиевич Хуршутов (из «Страны татов»)