Александр Павлович Аникин родился 21 января 1972 года в г. Староконстантинов Хмельницкой области Украинской ССР. С 1993 г. проживает в Крыму. Образование – высшее. Женат. С 1994 г. по 2009 г. проходил службу в органах МВД Крыма. Пенсионер МВД.
С 2010 г. вместе с женой Еленой стали увлекаться пешим туризмом, топонимикой Крыма и его историей. На их счету немало пройденных километров и восхождений на горные вершины. Предпочитая уголки «нетуристического» Крыма, они побывали почти во всех местах, связанных с историей полустрова: воочию видели пещерные города, «таврские ящики», исары, античные городища…
С 2021 г. Александр стал активно интересоваться крымскотатарскими святынями – азизами. Вместе с супругой они посетили почти все известные азизы и места, где находились или могли находиться святыни.
Александр Павлович любезно согласился поделиться собраной информацией для публикации своих иллюстрированных рассказов о крымских азизах на нашем ресурсе.
Представляем его первый рассказ «Азиз Давут Эли».
МФ-информ
1. Азиз Давут Эли
Азиз представляет собой огороженное древнее одиночное захоронение при въезде в село Давут Эли (ныне с. Марфовка), расположенное на Керченском полуострове.
Кто здесь захоронен и чем прославился неизвестно. Однако, вот какую легенду поведал житель города Карасубазар (ныне г. Белогорск) Певат-агъа Аджирединов, уроженец этих мест из села Кояш (исчезнувшее село).
Жил тут не́когда один человек, звали его Отачы-баба, который лечил людей травами, разновидностей которых в здешних местах было неимоверное количество. Да и сейчас эти степи сплошь покрыты различными травами. Не зря это место объявлено заповедником и попасть туда можно лишь при наличии пропуска и только по определённым маршрутам. Люди со всей округи приходили к Отачы за исцелением, и всем помогал старец Отачы, никому не отказывал. Слава о целителе-травнике была известна далеко за пределами Керич ярым адасы (Керченского полуострова).
Но вот однажды на эту землю пришли чужеземцы (генуэзцы), что бы похитить Отачы-баба и забрать в свои владения, что бы Отачы-баба лечил только их.
Возмутились люди и, вооружившись кто чем: кто топором, кто лопатой, а кто просто палкой, встали на защиту целителя. Долго ли шла борьба неизвестно, но жителям удалось прогнать генуэзцев и защитить старца.
Рядом с местом, где жил Отачы, было два озера: из одного люди брали воду на домашние нужды, для питья и приготовления пищи, а другое озеро служило поилкой для скота.
После того, как бой закончился, селяне пошли к одному из озёр отмыть своё оружие от вражеской крови. От этого вода в озере стала красной и солёной. И с тех пор жители окрестных сёл стали называть это озеро Къанлы Тыйнак (Кровавый Пруд). В настоящее время это озеро известно под названием Кояшское озеро.
А Отачы-баба после этого случая переселился вглубь Керич ярым адасы, где он и провёл остаток своих дней. Его могилу люди стали почитать за азиза – то есть за святого…
Является ли азиз в селе Давут Эли тем самым захоронением травника Отачы-баба не известно. Быть может он нашёл своё упокоение в сёлах Ильгери Къыпчакъ или Къарсан, где также когда-то находились могилы азизов. Сейчас это трудно утановить, этих сёл уже нет, они исчезли с карты Крыма…
Александр Аникин, г. Симферополь
Справка МФ-информ:
Певат Аджирединов, 1939 г.р. – уроженец с. Кояш (юго-восток Керченского п-ва). Участник Национального Движения крымских татар, писатель, журналист, общественный деятель, краевед, коллекционер. Вернулся в родной Крым в 1975 г. В настояще время живет в г. Карасубазар.