Великобритания прирастет Центральной Азией

Post navigation

Великобритания прирастет Центральной Азией

В Лондоне приступили к разработке собственной стратегии в отношении региона

Великобритания приступила к разработке собственной программы сотрудничества со странами Центральной Азии. В британском парламенте создана группа по этому региону, в которую вошли более двадцати членов Палаты лордов и Палаты общин. Основываться стратегия будет на экономическом и военно-политическом сотрудничестве. Первое заседание группы состоится в Вестминстере в середине ноября.

Интерес западных инвесторов к Центральной Азии вызван природными богатствами. По словам одного из членов центральноазиатской группы, британского бизнесмена и члена Консервативной партии в парламенте Соединенного Королевства лорда Шейха, «придет время, когда кризис закончится, и огромные объемы энергетических ресурсов, которыми обладает большинство государств Центральной Азии, будут обязательно востребованы». «Потенциал есть также и у таких направлений, как туризм, транспорт и высокотехнологичные производства», — цитирует британского парламентария агентство «Хабар».

Внимание Великобритании к региону не случайно, считает директор Лондонского института по международным связям East-West Insight Ян Эллиот. «Попытка Британии разработать свою программу говорит о повышенном интересе к странам Центральной Азии со стороны руководства нашего государства», — сказал «НГ» Ян Эллиот.

По его словам, принятая в 2007 году концепция Евросоюза в Центральной Азии не в полной мере отвечает интересам всех стран ЕС. Поэтому в Лондоне предпочитают налаживать со странами региона двусторонние отношения. Тем более что у Британии давнее сотрудничество с Казахстаном — фактическим региональным лидером. В нефтегазовом секторе этой страны работают британские компании British Petroleum (BP) и British Gas (BG). «Великобритания также присматривалась к гидроэнергетике Киргизии. И даже обговаривался вопрос поставки оборудования для киргизских ГЭС», — отметил Ян Эллиот.

«У Великобритании всегда было особое мнение в отношении Центральной Азии. Принятие европейской стратегии лоббировала Германия, у которой свой интерес в регионе — наличие военной базы на территории Узбекистана», — отмечает казахстанский эксперт директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. Британцы, по его мнению, хотят иметь собственное «владение» ситуацией в регионе. «Великобритания заинтересована в полном контроле той энергетической политики, которая проводится в регионе. И хочет иметь возможность влиять на эти процессы», — считает эксперт. Поэтому Лондону выгодно параллельно с ЕС работать в Центральной Азии, лоббируя интересы своих компаний.

Схожую политику наглядно продемонстрировала Франция, которая не являлась активной сторонницей усиления взаимодействия со странами Центральной Азии. Однако в последнее время сделала упор на точечное сотрудничество — с Казахстаном. Визит президента Франции Николя Саркози в начале октябре в Астану показал, что европейцам выгодно развитие двусторонних связей. «Принятая в 2007 году европейская стратегия в отношении Центральной Азии очерчивает некие общие рамки, демонстрирует интерес ЕС к региону в целом. Но теперь, очевидно, каждая из ведущих стран ЕС определяет для себя приоритеты», — считает Сатпаев.

Для Британии пока на первом месте стоит Казахстан. Вложение многомиллиардных инвестиций в нефтегазовый сектор — серьезный аргумент, чтобы поддерживать тесные связи. Есть интерес и в Туркмении. Напомним, что британская Gaffney, Cline&Associates проводила аудит месторождения Южный Иолотань — Осман и подтвердила там наличие солидных запасов углеводородов. Не исключено, что британский бизнес заинтересован в усилении позиций в Туркмении.

Другой момент, по словам лондонского эксперта Яна Эллиота, — военно-политический, связанный с проводимой в Афганистане антитеррористической операцией. Британии, которая стала основным союзником США в иракской и афганской военных кампаниях, согласился с британским коллегой Досым Сатпаев, так же как и Германии в свое время, нужна тыловая поддержка стран региона. Но здесь уже речь идет об Узбекистане — ключевой стране региона, которая задействована в качестве транзитной страны в афганской кампании. Кроме того, Лондон заинтересован в сохранении безопасности в Центральной Азии, в этом вопросе есть много проблем, которые решить ни Европа, ни Россия, ни сами страны региона сегодня пока не в состоянии.

Что же касается России, то, по мнению многих экспертов, принимавших участие в состоявшейся на днях в Москве международной конференции «Безопасность в Центральной Азии: интересы России и Европы», то у нее в отличие от ЕС нет целостной стратегии по Центральной Азии. Стратегия России в отношениях со странами региона носит двусторонний характер. «Это связано и с тем, что сам регион пока не сформировался как единое политическое и интеграционное пространство», — считает заместитель директора Центра стратегических и политических исследований России Ирина Звягельская.

www.ng.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня