Жестокая колониальная и русификаторская политика российских властей после завоевания Казанского ханства в 1552 году по отношению к татарскому населению вызывает интенсивное передвижение последних на новые места жительства.
Преодолевая обширнейшие пространства в надежде обрести мало-мальскую свободу сохранить свой язык, быт, веру, человеческое достоинство, на новом месте создавали поселения, строили города со школами. Но, как правило, на новом месте проживало одно поколение, ибо преследование со стороны властей приходило вслед за ними.
Так, пробираясь через казахские степи, в конце первой половины XIX века первые татары очутились в Восточном Туркестане, ныне Синьцзянь-Уйгурский автономный район, Китай (СУАР КНР), где встретили народ, близкий языком, верой, письменностью, сходством национальных и социальных судеб, чаяний — уйгур. Оба народа, и татары, и уйгуры, находились под гнетом завоевателей, первые — русских, вторые — китайских.
Массовое переселение татар в Восточный Туркестан приходится на 1861 год, голодный 1891 год, после образования управления по переселению в 1906 году, после Октябрьской революции и в ужасные тридцатые годы коллективизации. В сороковых годах прошлого века только в городе Кульдже и его пригородах проживало до 10 тысяч татар. Именно татары были первыми проводниками многих новшеств, которых не было в Синьцзяне. Они же внесли большой вклад в просветительское дело. Так, известный уйгурский писатель, общественный деятель, получивший образование в татарской школе, Абдулла Талип написал: «На путях борьбы за новое уйгурское просветительство сыновьями, дочерьми родственного татарского народа… пролито немало пота и крови. Этот их вклад в уйгурское просветительство займет неповторимое место в истории. За выдающиеся их дела уйгурский народ им всемерно обязан». Кроме прочего татары внесли большой вклад в освободительное движение против китайского ига в сороковых годах прошлого столетия и создание Восточно-Туркестанской Республики (ВТР) 1944 — 1949 гг.
Но новая оккупация ВТР в 1950 г. и начавшаяся после этого борьба «против трех зол» — пантюркизма, панисламизма, контрреволюций — унесли жизни более ста тысяч человек. В том числе и много татар. А затем экономическая политика «трех красных знамен», культурная революция породили массовое бегство казахов, татар, русских, уйгуров и других в Совесткий Союз, Иран, Турцию, даже в Австралию. Так, только за полмесяца 1962 г. в СССР ушло свыше 100 тысяч человек. В СССР большинство переселенцев-беженцев было расселено на целинных землях Казахстана и среднеазиатских республик, где практически не было никакого жилья, и люди ютились в землянках и шалашах.
Условия для возвращения
Переехав в СССР, некоторые татары стали мечтать о переезде на исконную родину. Но на первых порах это оставалось только в мечтах, так как, во-первых, им не давали паспорта, дабы не сбежали с целины. Во-вторых, пугала неизвестность — куда и как ехать? К тому же для переезда нужны деньги, которых в то время практически ни у кого не было, так так перевозить иностранную валюту через границу запрещалось, да и обменять на рубли было негде. За владение иностранной валютой привлекали к ответственности, называя фарцовщиками. А заработанных на целине денег и трудодней порой не хватало даже на ежедневные житейские расходы. Затем, когда переехали в города, села, обжились, некоторые, знавшие адреса родственников, живущих в Татарстане, съездив к ним, познакомившись с местными татарами, их житьем-бытьем, поняли, что в то время лучше оставаться там, где устроились.
На исконной родине жизнь была намного лучше, чем в Казахстане и среднеазиатских республиках, так как татары были людьми второго сорта (не союзная, а автономная республика), отдавая 98% валового продукта Москве: 60% — СССР, 38% — РСФСР. А сами ездили в Москву за продуктами, произведенными у себя. Не только в городах, но и во многих селах с 1960 года закрыли татарские школы. Даже в селах запрещалось держать лошадь в собственности.
С приходом к власти Горбачева, который «приоткрыл железный занавес» с иностранными государствами и дал народу немножко демократии, татары стали требовать для себя таких же полномочий, как у союзных республик, обосновывая свои требования тем, что вклад Татарской АССР в общий котел больше, чем вклад трех прибалтийских республик, вместе взятых. Затем наступил распад СССР, и начался парад суверенитетов. Татары тоже решили использовать это для получения суверенитета. Услышав об этом, со всех концов бывшего СССР в Казань, Набережные Челны потянулись татары, чтобы поддержать местных сородичей. В том числе и немало выходцев из ВТР.
После подписания соглашения между Российской Федерацией и Татарстаном о разграничении полномочий многие татары, проживающие вдали от исконной родины, посчитав, что Татарстан стал суверенной республикой, устремились к себе на исконную родину. Раньше переехать жить в Татарстан было проблематично, ибо существовало негласное указание препятствовать переезду татар в Татарстан. К переезду в Татарстан, кроме желания жить на земле предков, подталкивало еще и то, что в среднеазиатских республиках, кое-где в Казахстане некоторые деятели, чтобы поднять свой авторитет, стали призывать народ очистить республику от колонизаторов-русских и их пособников-татар.
И вот на заборах, стенах домов, дверях квартир, где проживали русские и татары, да и другие русскоязычные, даже в некоторых СМИ стали появляться угрозы типа: «Убирайтесь вон! Татары — в Казань, русские — в Рязань». Вместе с этим стали появляться и проблемы с работой. На государственных предприятиях работников другой национальности стали заменять национальными кадрами. Порой даже опытных специалистов заменяли новоиспеченными кадрами своей национальности. Больше всего пострадали татары, т.к. трогать в открытую русских побаивались России.
Иногда под разными предлогами национализировали различные, успешно действующие предприятия. По этому отношению хочется привести один наиболее характерный пример, произошедший в Алма-Ате. После горбачевской оттепели, когда разрешили воспользоваться предусмотренным Конституцией СССР правом, свободы вероисповедания, стали заново строить религиозные учреждения: церкви, мечети. В городе Алма-Ате татары тоже решают на месте старой мечети Фатыма, разрушенной Советами, построить новую мечеть. Собрав необходимую сумму денег, пройдя все формальности, строят новую мечеть. Отправляют в Египет двух молодых людей на учебу на имамов. Мечеть стала местом не только для проведения религиозных обрядов, но и местом встреч татар, проведения бракосочетаний и других мероприятий.
До возвращения уехавших на учебу обязанность имама мечети исполнял мулла-самоучка, выходец из ВТР. Но в Духовном управлении мусульман Казахстана заявляют, что мечеть должен возглавлять дипломированный мулла, и назначают имамом казаха. Недовольство татар парировали тем, что де по Корану все мусульмане равны и не делятся на нации. Новый имам со временем заменил других служителей мечети, даже обслуживающий персонал, на казахов. Таким образом татары лишились своей мечети, построенной на пожертвования татар.
Татары оказались перед выбором: или уехать на исконную родину, пока есть возможность, или, приспосабливаясь к новым условиям, оставаться на месте. На первых порах многие предпочитают уехать на родину предков.
Но, приехав на родину предков, многие татары столкнулись с бездушием местных чиновников, погрязших в непреодолимом болоте бюрократии, для которых любой приезжий, будь он хоть русский, хоть татарин, узбек, отношение к ним одинаково неприязненное. Хотя благодаря этим приезжим у них есть работа. Подавляющее число приезжих татар не просило у властей помощи, как это принято в других странах. Даже молодая республика Казахстан оказывает своим соотечественникам-казахам посильную помощь, предоставляя жилье, обеспечивая работой, выплачивая подъемные деньги. Молодых людей принимают в учебные заведения вне конкурса.
Для казахов предусмотрена упрощенная форма оформления гражданства и другие льготы. А в Татарстане для переселившихся со своей родины, таким как узбеки, азербайджанцы, таджики и др. дается статус беженца, вынужденного переселенца и оказывается помощь. Татарам-переселенцам такой статус стараются не давать, ибо они возвращенцы. Да и сами возвращенцы не желали называться беженцами, так как они ниоткуда не бежали, а приехали по собственной инициатитве, думая, что вернувшись к себе на исконную родину, могут быть полезными если не делом, так количеством. Ибо чем больше татар в Татарстане, тем легче отстоять добытый с таким трудом небольшой суверенитет.
Тернистый путь возвращения
Местные чиновники при оформлении гражданства, регистрации татар уравнивали с беженцами и ставили всякие препятствия. А без гражданства, без регистрации невозможно ни устроиться на работу, ни открыть какое-либо свое дело. Да и среди местного люда встречались и такие, которые относились к приезжим с неприязнью, что также влияло негативно.
Трудно преодолеваемым препятствием на пути получения гражданства России, да и не только гражданства, является регистрация по месту проживания, или прописка. В переходный период на местах руководствовались как старыми, так и новыми инструкциями, положениями, которые порой противоречили не только друг другу, но и основным законам, порой не соответствовали никакому здравому смыслу. Так, если по советским законам норма жилой площади на одного человека в зависимости от региона колебалась от 4 до 10 кв. метров, то по последним нормативам для города Казани составляет 12 кв. м.
Фарит МУСЛИМОВ