Вопрос статусного символа

Post navigation

Вопрос статусного символа

Идея Президента о лишении Севастополя особого статуса стала поводом для комментариев широко круга политиков и экспертов.

Отстаивайте же Севастополь!

На излете своей президентской каденции Виктор Ющенко развил прямо-таки нешуточную активность. По крайней мере, по отношению к Автономной Республике Крым уж точно. Мы уже рассказывали о том, что глава государства издал распоряжение рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела по факту депортации в 1944 году из Крыма крымских татар и представителей других народов. А следующим объектом приложения его идей стал город Севастополь и его окрестности. Вернее сказать, не сам город, а его статус. В настоящее время Севастополь, наряду с Киевом, является городом-регионом, и подчиняется непосредственно центральным органам, прежде всего, исполнительной власти. По замыслу В. Ющенко, подобной привилегии — иметь выход на центральные органы власти напрямую, Севастополь стоит лишить и перенаправить это подчинение из Киева в Симферополь. Другими словами, предлагается сделать город еще одной административно-территориальной единицей крымской автономии. Такое переподчинение является одной из «фишек», которую В. Ющенко предлагает включить в проект изменений в Конституцию Украины. Причем это изменение, а также целый ряд других, предполагается вынести на общенациональный референдум и ввести в действие исключительно после согласия на то населения.

Разумеется, данное видение проблемы административно-территориального устройства Крыма вызвало, мягко скажем, неоднозначную и весьма бурную реакцию представителей города-героя. Если попытаться свести критические высказывания к общему знаменателю, то получится что-то вроде: «Президент плюнул на святое — на нашу избранность и особенность, которая культивировалась веками».

В этой связи очень показательным является комментарий, данный председателем городского совета Севастополя Валерием Саратовым. По его словам, данная идея является неправильной в принципе. Как подчеркнул В. Саратов, «Севастополь имеет особый статус в течение 200 лет, и в городе сложилась общность людей, особенность которой обусловлена героическими оборонами этого города в минувших войнах». К тому же, по его словам, сегодня Севастополь не имеет тех проблем, которые есть в Крыму, например, национальной проблемы. «И желание провести административные изменения в городе, на мой взгляд, будет работать против его жителей», — считает он. И вообще, по мнению главы горсовета, особый статус Севастополя требует конституционного закрепления.

Абсолютно такой же позиции придерживается и заместитель председателя горсовета Севастополя Юрий Дойников. По его словам, Севастополь был особым регионом еще со времен своего основания в эпоху Российской империи. «Это связано с его особым статусом, как в политике, так и в экономике. Это было сделано не нами, и сейчас нужно просто выполнять статью 118 Конституции, в которой говорится об особом статусе Киева и Севастополя.

Оно, конечно, можно, но…

Гораздо большую сдержанность (и в то же время изобретательность) в комментариях по этому вопросу проявили антагонисты горсоветовских руководителей из лагеря Севастопольской городской государственной администрации. Будучи людьми президентской вертикали, они по определению не могут позволить себе критические высказывания по поводу идей своего патрона. Отсюда и специфические реакции. Так, по словам главы СГГА Сергея Куницына, объединение Севастополя и Крыма возможно, но в том случае, если Севастополь станет столицей автономии. «Почему нет? Севастополь — самый большой, самый красивый, самый мощный город на полуострове. На таких условиях я с объединением согласен. Все возможно», — допустил губернатор.

Заместитель С. Куницына Владимир Казарин считает, что слова об объединении Крыма и Севастополя вообще были неправильно поняты. По мнению вице-губернатора, инициативу главы государства следует рассматривать в контексте административно-территориальной реформы Украины, предполагающей сокращение числа украинских административных единиц. А что касается слияния этих единиц непосредственно на территории крымского полуострова, то, как считает В. Казарин, «Президент не имел ввиду, что включение Севастополя в состав Крыма является задачей сегодняшнего дня».

«Рулить Севастополем? Только за!»

И, конечно же, наиболее активными симпатиками административного переподчинения Севастополя оказались руководители крымской автономии, которые в таком случае получили бы доступ к значительным ресурсам, которые в настоящее время распределяются без них. В частности, Председатель Верховной Рады Крыма Анатолий Гриценко назвал президентскую идею «очень хорошей и соответствующей географическому положению Крымского полуострова». Тем более, что, по словам спикера, практика вхождения Севастополя в Крым уже была в 1995 году, когда 12 представителей Севастополя являлись депутатами крымского парламента. «Поэтому я думаю, что, с учетом территориально-административной реформы, вхождение Севастополя в состав АРК будет очень правильным решением. Сегодня многие политики, особенно западные, приезжая в Крым до сих пор думают, что Севастополь входит в состав автономной республики», — пояснил свою позицию глава крымского парламента.

Сергей ТАВРИН, е-Крым

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня