«Вчера народный депутат Украины, глава Меджлиса Мустафа Джемилев заявил о завершении политической карьеры» — новость под таким заголовком облетела 8 ноября украинские СМИ.
«Мустафа Джемилев опроверг распространенные в СМИ сообщения о вероятном завершении своей политической карьеры» — такую информацию распространила в тот же день пресс-служба меджлиса.
Что же произошло? Что стало причиной столь противоречивых заявлений Мустафы Джемилева? Чем все закончится? Эти вопросы далеко не столь просты, как может показаться на первый взгляд.
Рассмотрим несколько событий, предшествующих такому заполошному и неадекватному поведению главы Меджлиса.
Событие первое. Нобелевский провал
20 лет деятельности «народного лидера» крымских татар не принесли крымскотатарскому народу ничего, кроме развала национального движения и утраты всех достижений, которых смогли добиться активисты Национального движения крымских татар (НДКТ) в первые годы возвращения в Крым.
Фактически, «авторитет» Мустафы Джемилева, искусственно «взращенный» усилиями заангажированых СМИ, признавался только украинскими властями, которые использовали Джемилева как орудие для нивелирования пассионарности крымскотатарского народа, и проНАТОвскими политическими деятелями и общественными институтами Западной Европы и США. Ни в странах СНГ, ни в мусульманском мире Мустафа Джемилев, что называется, «не котировался» — ни как политик, ни как общественный деятель, ни как «представитель интересов крымскотатарского народа».
Не признавался дутый авторитет главы Меджлиса и самими крымскими татарами. Та небольшая кучка, которая сплотилась вокруг Джемилева, держалась исключительно за счет денежных подачек и запугивания — либо со стороны самого лидера группировки, либо со стороны правоохранительных органов (и от этой напасти своих «подопечных» время от времени «спасал» глава Меджлиса).
Ярчайший пример последнего утверждения — история с «правой рукой» Джемилева в Бахчисарайском районе Ахтемом Чийгозом. Сбив на своем автомобиле беременную женщину и став причиной двух смертей, Чийгоз отделался легким испугом и штрафом в 80 тысяч гривен. Говорят, что глава Меджлиса лично ездил «хлопотать» за своего любимца в Киев и, в качестве ответной услуги, обещал какие-то уступки со стороны крымских татар в определенных вопросах. Почему-то в это верится сразу…
Естественно, не видеть провального «политического курса» своего ставленника «хозяева» не могли. Оставался последний шанс восстановить реноме «борца за права народа» — вручить Джемилеву Нобелевскую премию мира. Случись такое — все украинские партии передрались бы между собой за право иметь в своих рядах Нобелевского лауреата — а Мустафе было бы обеспечено пожизненное кресло в Верховной Раде Украины и прямой доступ в кабинет Президента Украины. Что, собственно говоря, и требовалось «хозяевам» проекта.
Напомним, что встречи Януковича с председателем Меджлиса прекратились после обструкции, устроенной Джемилевым Президенту в августе 2010, когда весь состав Меджлиса проигнорировал встречу Президента с крымскотатарской общественностью.
С «Нобелем» не получилось. Грандиозное будущее западного политического проекта «Джемилев — Нобелевский лауреат» с треском провалилось.
А кому нужен неудачник — несостоявшийся лауреат?
Событие второе: Назначение Могилёва премьер-министром Крыма
Не секрет, что отношения Анатолия Могилева с Мустафой Джемилевым можно мягко назвать натянутыми. Джемилев не только открыто и неоднократно выступал против назначения Могилева на должность крымского премьера, но и прямо угрожал украинскому правительству «народными волнениями» и «межнациональной дестабилизацией» в случае возвращения Могилева в Крым на высшую должность автономии.
Тем не менее, Президент сделал свой выбор в пользу бывшего главы МВД, а Верховный Совет Крыма «конституционным большинством» утвердил кандидатуру Могилева на пост председателя Совмина Крыма.
Это может говорить о многом.
Во-первых, об усилении позиций Президента в Крыму. Естественно — за счет ущемления позиций бывшей крымской «элиты», в члены которой доморощенные политологи обычно включали и Мустафу Абдульджемилевича.
Во-вторых, о катастрофической потере Джемилевым влияния даже на ближайшее окружение. Напомним, что по креатуре Меджлиса в Верховном Совете Крыма пребывает 4 депутата и «примазавшийся» к ним лидер местного Руха Пилунский. Зная отношение своего «босса» к Могилеву, тем не менее, во время голосования ни один из них не голосовал «против». Таким образом, все заявления Джемилева о «дестабилизации» — всего лишь беспомощное сотрясение воздуха. На площадь за Джемилевым не пойдут даже «свои» — что уж там говорить о народных массах.
В-третьих, об изменении вектора внимания высшей украинской власти к крымскотатарским проблемам. До недавнего времени Мустафа Джемилев выступал единственным «рупором» крымскотатарского народа, который признавала украинская власть. Судя по всему, период монопольного права кого-то одного на представление интересов крымских татар закончился.
Оно и правильно. Крымскотатарский народ — такой же народ, как и русские, украинцы, азербайджанцы…
Почему-то никого не удивляет, что нет ни одной организации, которая могла бы всецело и в полном объеме представлять интересы, например, русских в Украине. Но почему принято считать, что крымские татары — это однородная послушная масса, беспрекословно ведомая «вождем»? Нонсенс? Или удобная позиция, позволяющая задешево купить «вождя» и с его помощью заблокировать развитие и становление народа?
Крымскотатарский народ многогранен, обладает различными политическими пристрастиями, состоит из различных социальных, демографических, экономических, политических групп и образований — в общем, жизнь крымских татар ничем не отличается от общественной жизни любого другого народа. Соответственно, и политика властей в отношении крымских татар должна учитывать этот фактор.
Судя по всему, нынешняя власть это понимает. Или, по крайней мере, близка к пониманию. А это означает крах политического феномена Мустафы Джемилева и делает бессмысленным его существование — как для крымских татар, так и для украинской политики.
Событие третье. Народный протест против Джемилева
2011 год стал для клики Джемилева поистине «черным годом».
Во-первых, мощный удар по статусу председателя Меджлиса нанесли участники полян протеста, официально и решительно заявившие об отказе от услуг Меджлиса в качестве посредника в решении земельного вопроса. Связано это было с раскрытием многочисленных фактов махинаций руководителей Меджлиса в земельной сфере, составлением фальшивых списков участников полян протеста, попытками перехватить управление на земельных акциях и т.п. Активисты-земельщики создали независимую от Меджлиса общественную организацию «СЕБАТ», с которой покойный премьер Василий Джарты достиг определенных соглашений — и земельный вопрос в Крыму сдвинулся, наконец, с мертвой точки.
Во-вторых, ветераны Национального движения крымских татар (НДКТ) публично выступили против присуждения Джемилеву Нобелевской премии мира, а также обвинили руководство Меджлиса в финансовых махинациях и предательстве интересов народа. Ветераны распространили свои обвинения в прессе, озвучили их на митинге 18 октября (День провозглашения Крымской АССР) и выступили с публичным призывом к Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову признать или опровергнуть их обвинения в прямом эфире. Ни Джемилев, ни Чубаров выйти на эфир с ветеранами не осмелились, что свидетельствует о достаточной степени достоверности выдвинутых против них обвинений.
В-третьих, развитие новых медиа-технологий позволило прорвать брешь в цензуре, установленной джемилевцами в прессе и на телевидении. Ранее ни одна критическая статья или заявление в адрес «вождя народа» не пропускались ни в радио- или телеэфир, ни в контролируемую «хозяевами» Джемилева прессу.
2011 год стал годом информационного прорыва. Вначале Интернет, а потом и печатные СМИ захлестнули потоки материалов о неблаговидной роли руководства Меджлиса в становлении и обустройстве крымскотатарского народа, об их откровенно проНАТОвской деятельности за рубежом, о многочисленных финансовых и политических махинациях, организованных при самом активном участии лидеров Меджлиса. Материалы эти исходили из самых разных источников — от писем и заявлений ветеранов НДКТ до системного анализа действий Джемилева и Ко за прошедшие 20 лет.
Ни один из критических материалов не был опровергнут руководством Меджлиса. В мировой практике это означает политическую смерть.
Выводы
Таким образом, анализ ситуации ясно и однозначно показывает — проект «Мустафа Джемилев» себя исчерпал. Целиком и полностью.
Сегодня делать ставку на Джемилева — самоубийство для любой политической силы, будь то партия, движение или общественная организация. Возможно, именно с пониманием этого факта связаны метания Джемилева по различным партиям в поисках политического партнера для будущих выборов. Заметим, что за всю свою политическую карьеру Джемилев ни разу не баллотировался по мажоритарной системе — только по партийным спискам «Народного Руха Украины». Но сегодня у Руха проблемы — и глава Меджлиса вынужден идти на поклон то к Кличко, то к Яценюку…
Если будет надо, или если хозяева посоветуют, — пойдет на поклон и к Януковичу.
А кому нужен партнер, претендующий на проходное место в Верховную Раду Украины в партийном списке, но неспособный собрать даже минимума голосов?
У председателя Меджлиса не осталось ни единого шанса остаться в большой политике.
Поэтому Мустафе Джемилеву ничего не оставалось, как в порыве отчаяния объявить о своём уходе с политической арены. Что он, собственно говоря, и сделал.
Но…
Вложенные в проект деньги нужно отрабатывать до конца — независимо от желания и воли участников этого проекта.
Первый сигнал об этом прозвучал в том же самом материале, в котором говорилось об отставке Джемилева.
«Я много лет знаю Мустафу-агу и должен сказать, что не в восточных традициях уход лидера такого уровня. Я думаю, что здесь больше восточной хитроумности, чем какой-то выверенной и осмысленной позиции«,- прокомментировал заявление Джемилева заместитель председателя Верховного совета Крыма, член фракции «Регионы Крыма» Григорий Иоффе. Кроме того, по мнению господина Иоффе, «в крымскотатарском национальном движении сейчас нет фигуры, равной Мустафе Джемилеву«.
Не исключено, что были и другие сигналы, информация о которых в прессу не просочилась. Но, судя по всему, «политическую истерику» председателя Меджлиса прекратили жестко, однозначно и очень быстро.
Буквально через несколько часов пресс-служба меджлиса распространила заявление Джемилева о том, что его «неправильно поняли».
Как следует из сообщения, «политическую и правозащитную деятельность, и, безусловно, участие в национальном движении крымскотатарского народа Джемилев не планирует покидать или прекращать».
«Речь абсолютно не шла о прекращении моей политической деятельности или выходе из политики. Я намерен продолжать отстаивать свои политические убеждения и интересы крымскотатарского народа в дальнейшем«, — заявил председатель Меджлиса.
Что ж, этого следовало ожидать.
Слишком много денег вложено в «Спецпроект «Мустафа» и слишком много западных организаций различного толка заинтересованы в его дальнейшем существовании. Поэтому Мустафа Джемилев и дальше будет «надувать щеки» на телеэкранах и страницах прозападных СМИ.
Он будет встречаться с послами НАТОвских стран, разъезжать по Западной Европе — якобы, ради поддержки христианскими политиками-исламофобами маленького мусульманского народа.
Также настойчиво и непоколебимо будет требовать проведения Международного Форума по крымскотатарской проблеме — и вновь исключительно с участием стран — членов НАТО.
Мустафа Джемилев не будет делать только одного — возвращать и обустраивать крымскотатарский народ.
Такова его судьба. Бессменный председатель Меджлиса никогда не был самостоятельным политиком. Все 20 лет своей деятельности на посту главы представительного органа он исполнял чужую волю — волю противников возрождения крымскотатарской государственности в Крыму — и продолжает её исполнять.
Так в цирке-шапито нехотя выходит позориться перед зрителями жалкий облезлый клоун с избитыми репризами, которые давно уже никого не смешат. Выходит только потому, что его гонит на арену хозяин.
Ведь по традиции в каждом цирке должен быть свой паяц…
Ринат ШАЙМАРДАНОВ,
специально для МФ-Информ
Дополнительные материалы по теме:
Спецпроект «Мустафа»: Кто стоит за Мустафой Джемилевым?
Как джемилевцы народ продавали
Мустафа Джемилев не достоин Нобелевской премии. Видеозапись пресс-конференции ветеранов НДКТ