В свободной экономической зоне (СЭЗ) «Коканд» в 2021 году будет запущено производство электромобилей. Об этом сообщено в ходе поездки в регион президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, информирует Синьхуа со ссылкой на УзА.
Партнёрами проекта выступают компания «Шаффоф омадли саноат» из Узбекистана и китайская Silk Road Company. Стоимость проекта оценивается в 30 млн долларов, из которых 24 млн — прямые китайские инвестиции.
Прогнозируемая стоимость электромобилей узбекистанского производства составит около 3 тыс. долларов, что существенно ниже по сравнению с зарубежными аналогами.
СЭЗ «Коканд» создана в январе 2017 года на территории почти в 710 га. Здесь реализуются почти сто инвестиционных проектов общей стоимостью в 180 млн долларов. В СЭЗ уже сданы в эксплуатацию 29 производств и создано более 1,7 тысяч новых рабочих мест. Предприятия и компании, работающие в зоне, только за восемь месяцев нынешнего года отправили на экспорт продукцию общей стоимостью в 3,3 млн долларов.
История вопроса
В 2013 году Китай провозгласил стратегическую инициативу «Один пояс – один путь», которая представляет собой не только логистические маршруты в Европу, но также экономическое сообщество стран Азии. В рамках данного проекта в страны Туркестана (или Центральной Азии) из Китая пришли десятки миллиардов долларов инвестиций.
Китай строит в странах региона дороги, трубопроводы, порты, железнодорожные ветки, вкладывает средства в промышленность и сельское хозяйство. В соответствии с принятым в Китае подходом, китайские инвестиции в страны региона жёстко связаны с необходимостью закупки китайского оборудования, привлечения китайских подрядчиков и в значительной степени использованию рабочей силы из Китая. Наибольший интерес китайские инвесторы проявляют к разработке месторождений полезных ископаемых. Прежде всего их интересуют Казахстан и Туркмения, богатые полезными ископаемыми.
Страны региона, считающиеся плохими заёмщиками у западных стран и международных организаций, охотно берут кредиты у Китая и уже в значительной степени зависят от них. Без китайского кредитования уже невозможно поддержание социальной сферы. Задолженность стран Туркестана перед Китаем растёт, и уже очевидно, что через несколько лет более всей половины долгов государств региона будут китайскими.
Вслед за крупным китайским бизнесом в страны региона приходит мелкий бизнес и миграция, а за ними – культурная экспансия. Количество китайских рабочих исчисляется сотнями тысяч. Всё чаще для нахождения работы местным жителям требуется знание китайского языка.
Уже сейчас в странах региона китайцами контролируется до трети всех точек общепита, около трети объёма сельхозпроизводства и до четверти строительства. В Китай направляются не только полезные ископаемые, но также и вода из рек и озёр. Зависимое положение стран Туркестана уже привело к передаче значительных территорий под юрисдикцию Китая и месторождений полезных ископаемых в аренду.