В Крыму нужно сохранить этнический мир

Post navigation

В Крыму нужно сохранить этнический мир

Между татарами и большинством населения крымского полуострова сложные отношения. Крымские татары, депортированные в 1944 году, фактически не были реабилитированы в советский период и стали спонтанно возвращаться в Крым только в период перестройки.

 

Украинская власть, с одной стороны, не была готова удовлетворить требования татар о реституции собственности, с другой стороны, не могла препятствовать самозахватам земли, а с третьей — использовала татар в качестве противовеса русскоязычному большинству населения.

В Крыму нужно сохранить этнический мир

В связи с этой политикой — равно как и с воспоминаниями о депортации — между этническими общинами сохраняется напряжение, которое до присоединения Крыма к России неоднократно приводило к столкновениям и даже жертвамl.

После резких политических изменений, когда поддержка татар Киевом потеряла значение, у новой власти в Крыму может возникнуть искушение «поставить татар на место». Могут ли эти действия привести к новому всплеску насилия? Исключить такой сценарий нельзя, хотя есть некоторые факторы, которые свидетельствуют в пользу этнического мира.

 

Для политического действия нужно не только желание, но и возможности. Поле возможных действий для татар значительно сузилось, и не только потому, что в России по сравнению с Украиной более жесткие правоохранительные институты. Не менее важно и то, что сама Россия на фоне украинского хаоса выглядит для многих выигрышно.

Один из самых проницательных американских социологов, Рэндалл Коллинз, выдвинул в свое время геополитическую теорию этнических изменений. Согласно этой теории, государствам, находящимся на подъеме, удается консолидировать различные этнические группы в единую нацию, а государства, клонящиеся к упадку, переживают этнический взрыв: многие люди, желая откреститься от страны-неудачницы, вспоминают о своих этнических корнях. На основании этой теории Коллинз в 1983 году выдвинул предположение о грядущем параде суверенитетов в СССР.

С другой стороны, еще 15 лет назад профессор Корнелльского университета Мэттью Евангелиста, опираясь на эту же теорию, отметил улучшение геополитической ситуации России по сравнению с СССР: на фоне таких слабых соседей, как Грузия и Украина, она выглядит более выигрышно и привлекательно. В то время когда многие уважаемые аналитики предполагали дальнейший распад Российской Федерации, Евангелиста предположил ее консолидацию и, судя по всему, оказался так же прав, как и Коллинз.

В этом смысле положение крымских татар можно сравнить с положением мексиканцев в США в 1950-е годы.

 

Мексиканцы отличались от господствовавшего американского большинства по религии (будучи католиками, а не протестантами, что в 1950-е годы еще было проблемой), по языку и по цвету кожи, в связи с чем испытывали множество неприятностей и откровенную дискриминацию. Однако они не бунтовали, а старались походить на американцев: иного пути не было, потому что США были сверхдержавой на подъеме.

Означает ли это, однако, что российским правоохранителям можно расслабиться и продолжать прессовать татар?

 

Во-первых, понятно, что России пока далеко до положения США в 1950-х годах, и для крымских татар, помимо Украины, есть и другие внешние альтернативы. Это, например, братская татарам Турция, тоже находящаяся на подъеме как в экономическом, так и в геополитическом плане.

Во-вторых, нужно помнить, что те меньшинства, которые США так и не смогли или не захотели интегрировать, представляют для них растущую проблему теперь, когда Америка слабеет в геополитическом смысле. Поэтому если санкции против крымских татар будут жесткими и неаккуратными, они могут серьезно повредить миру в Крыму как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

Кроме того, России стоит учесть «турецкий» фактор. Крымские татары неоднократно и безуспешно обращались к украинским властям с просьбой открыть турецкое консульство в Симферополе.

 

Сразу после присоединения Крыма к России российские власти мудро прибегли к посредничеству влиятельных людей из Татарстана для успокоения эмоций, бушевавших среди крымских татар. Похожую роль могла бы сыграть и Турция: добрые отношения России с этой страной могли бы стать дополнительной гарантией межэтнического мира в Крыму, помогли бы интегрировать татар в российское общество.

Эдуард Понарин,

заведующий лабораторией

сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ

По материалам http://top.rbc.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня