В преддверии грядущего Курултая

Post navigation

В преддверии грядущего Курултая

Государственность - реальность или иллюзия?

О мой народ, прости впереди идущих. 
Они не ведают, что творят, и творят, не ведая тебя. 

Джанай

 

Шевкет МУСТАФАЕВ, депутат Судакского городского советаСегодня законы общественного развития утверждают: высшей формой развития нации является ее государственность.

 

Если народ не хочет или не может построить свою государственность, он обречен на исчезновение.

Процесс построения крымскотатарской государственности может быть долгим, не обставленным красивым словоблудием, но он необратим.

Конечно, можно исходить из того, что крымские татары — малочисленный народ и все его проблемы будут решаться на высоком уровне кем-то другим.

 

В таком случае, в стратегии национального развития первоочередной будет потребность приобщаться к принятым на глобальном уровне решениям, т.е. проблемы собственного национального развития будут рассматриваться по остаточному принципу.

В жизни это означает: что разрешили, что дали, где показали место — это и есть наш удел.

Если исходить из такого представления, то можно ничего не делать и просто «плыть по течению» (что сегодня и происходит). И мы как народ будем заложниками неподвластных нам процессов.

Удовлетворившись таким положением, предоставив все «воле судеб», и не пытаясь проводить в жизнь какие-либо общие программы национального развития, крымские татары обречены быть второстепенными (или второсортными) людьми на своей земле, на своей исторической Родине.

К сожалению, процесс возвращения как по объективным причинам (развал Союза, изменение общественно-политической системы, образование новых независимых государств), так и по субъективным причинам (процессы, происходящие внутри самого народа и его национального движения), привели сегодня к глубокому кризису во всех сферах жизни крымских татар. Об этом пишут все, кому не безразлична судьба его народа.

Что значит кризис для крымских татар? Ведь, поверхностно, дела во многих сферах как будто бы обстоят неплохо.

Есть, якобы, «крымскотатарский» университет (КИПУ), вся «крымскотатарскость» которого заключается в том, что его ректор — крымский татарин и в нём обучается большое количество крымскотатарских студентов. При этом, образовательный процесс в КИПУ ведется не на крымскотатарском языке — и этот факт еще раз доказывает, как искусно маскируется и приукрашивается отсутствие в Крыму реального и действительно крымскотатарского ВУЗа. Да и вообще — крымскотатарского национального образования.

Список «достигнутого» можно продолжать в том же духе: есть крымскотатарский театр, крымскотатарские программы на телевидении и радио, можно назвать еще 14 «национальных» (!?) школ, обучающих детей основной массе предметов на русском языке.

То есть, для формальной отчетности о жизни и деятельности крымскотатарского народа есть что рассказать…

…Хотя в реальности положение дел катастрофическое — и это не громкие слова и не преувеличение.

В демографии есть закон: если женщина не воспроизводит трёх и более детей, народ начинает вымирать. Какими бы эти дети не были красивыми, здоровыми, веселыми, умными, как бы родители их не обеспечивали — прекращаются процессы самовоспроизводства нации и автоматически запускаются процессы вымирания этноса, которые с течением времени становятся необратимыми.

Так и в жизни. Если во всех сферах национально-культурной жизнедеятельности нации не дотягивать до уровня самовоспроизводства, то процесс её исчезновения не остановить.

Если из всех крымскотатарских детей псевдонациональным обучением охвачено только 16,3 %, то о каком уровне самовоспроизводства национальной культуры можно говорить?

Деформация, произошедшая с крымскими татарами после депортации 1944 года, сегодня преобразовалась в огромную негативную силу, которая сегодня угрожает основам существования народа.

То, что в Азии было относительным благом для крымских татар — обучение в русскоязычных школах — сегодня, в русскоязычной среде, стало губительным для национального менталитета. В восстановлении и развитии национального самосознания образовалась опасная раздвоенность: с одной стороны достаточно высокая самоидентификация — считать себя крымским татарином, а с другой — способы выражения своей национальной принадлежности ограничены и примитивны.

Основные элементы отличия нации: обычаи, традиции, язык, культура, различные формы времяпровождения, и даже некоторые части менталитета — сегодня находятся у опасной черты падения, после которой начинается безвозвратная ассимиляция народа в окружающей русскоязычной среде.

Эту опасность значительная часть крымских татар интуитивно ощущает сегодня внутри себя, как неопределенную подспудную дисгармонию. Но, не осознавая причин этой дисгармонии, ищут их в неустроенности быта, в семейных отношениях, в межнациональных и межконфессиональных конфликтах… Естественно, эти метания только усугубляют ситуацию.

Что может спасти наш народ? — Только возвращение национальной Истории и восстановление национальных социальных институтов в самом широком смысле этого слова — от обычаев и обрядов до государственности.

 

То есть — всего того, чего крымскотатарский народ насильственным образом лишали, начиная со времён аннексии Крыма Екатериной II.

Фактически, историческая память нашего народа раздирается в течение почти полутора веков: начиная с замены арабского алфавита на латиницу, затем на кириллицу и заканчивая полной ликвидацией всех сфер жизнедеятельности крымскотатарского народа в результате депортации 1944 года.

В начале ХХ века в цивилизационные основы крымских татар большевиками насильственно были внедрены чуждые морально-нравственные положения.

Сегодня так же насильственно — через монопольное владение информационным полем — в менталитет крымских татар (и особенно — крымскотатарской молодёжи) вбиваются морально-нравственные основы современной западной цивилизации, абсолютно чуждые как традиционному укладу жизни крымскотатарского народа, так и положениям его религии — Ислама.

Такая взаимоисключающая мешанина основ мировоззрения, отсутствие единой картины мироздания ломают традиционную этническую ментальность крымских татар и вызывают нездоровое противостояние внутри общины (джемаата) по любым проблемам.

Естественно, такой искусственный отрыв нескольких поколений нашего народа от исторических культурных и образовательных корней до минимума снизил возможности развития крымских татар, как этноса.

Яркие проявления отдельных «звезд» нации в различных сферах жизни высвечивают потенциал крымскотатарского народа. Вспышки единичных талантов из народа в искусстве, культуре, спорте и других областях жизни происходят вопреки системе, призванной продолжить растаптывание исторической, культурной, социально-нравственной сферы крымскотатарского народа.

 

А трубадуры «национальных достижений» — это всего лишь обыкновенная пена, существующая у любого народа в любые времена. Они никогда не интересуются судьбой своего народа, а решают только свои личные проблемы. Их всегда использовали для отвлекающих маневров от главной цели, со звонкими фанфарами и яркой мишурой. Сегодня эта публика готова уничтожить пассионарную идею крымскотатарской нации о государствообразующем статусе крымскотатарского народа.

Как видим, даже самый поверхностный анализ современного состояния крымскотатарского народа показывает его глубокий кризис.

Вывести народ из этого кризиса может только один путь: восстановление государствообразующих прав крымскотатарского народа и их реализация в виде восстановления крымскотатарской государственности — пусть даже в виде автономии в составе Украины.

Государственность — это свойство общественных отношений, при котором с помощью государства (Украины) обеспечивается стабильная, сбалансированная, самодостаточная жизнедеятельность народа. Построение государственности — это, по существу, олицетворение идеи крымских татар о справедливом развитии.

Иного пути нет!

И сегодня, в преддверии грядущего Курултая, делегаты которого и должны были в течение 20 лет заниматься восстановлением государственности нашего народа, но ни разу не поставили этого вопроса перед Украиной — хочется задать им вопрос:

Дорогие делегаты Курултая! Будет ли в высшем органе народного самоуправления поставлен вопрос о восстановлении государственности нашего народа, или как всегда, будем обсуждать проблемы обслуживания интересов определенных групп?

И тогда станет понятно, куда ведёт крымских татар Курултай — к восстановлению государственности, решающей весь комплекс проблем реального развития крымскотатарского народа, или же к окончательному превращению нации в обслуживающий персонал на своей Родине.

Шевкет МУСТАФАЕВ,
депутат Судакского городского совета

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня