В «Доме-музее Севастопольских подпольщиков 1942-1944 гг.» с 2007 г. экспонируется стационарная выставка «Страда партизанская…». Фотографии, документы, вещевые экспонаты (всего более 100 единиц), размещенные в трех настенных витринах и турникете во дворе музея, рассказывают о боевой деятельности Севастопольского и Балаклавского партизанских отрядов в 1941-1942 гг.
В одной из витрин только лишь аннотация: «Г.Газиев (1904-1942). В ноябре 1941 — феврале 1942 гг. командир Балаклавского партизанского отряда. Погиб в бою в урочище Карадаг 7.02.1942 г. Музей ведет поиск родственников».
До недавнего времени о Гафаре Газиеве было известно немного, отсутствовала даже его фотография. Скромную информацию о нем сохранили скупые строчки докладных записок и оперативных сводок о боевой деятельности Балаклавского партизанского отряда да воспоминания боевых товарищей.
О довоенном периоде жизни в научно-справочной картотеке музея имелись некоторые разночтения. Мне предстояло уточнить не только эти сведения, но и установить место рождения и другие страницы биографии Г.Газиева.
Поиск привел в Государственный архив в Автономной Республике Крым (ГААРК). В протоколах заседания бюро Крымского областного комитета ВКП(б) за 1939-1940 гг. удалось уточнить год рождения, узнать о его кадровых перемещениях в Балаклавском райкоме ВКП(б), номер партийного билета и установить правильное написание имени и фамилии — Газиев Гафар Чонгарлы. Последнее позволило предположить, что родился он в районе полуострова Чонгар.
Где же искать родственников Гафара Газиева? Вернулись ли они после депортации в Крым?
Помощь предложила председатель Севастопольского отделения Координационного совета по возрождению крымскотатарской культуры Д.Асанова. Были сняты видеосюжеты о Балаклавском партизанском отряде и его первом командире Г. Газиеве. Их неоднократно транслировали редакция крымскотатарских программ Севастопольской ГТРК и телеканал «Крым». Вскоре пошли отклики. Мы благодарны всем, кто не остался равнодушным к судьбе партизанского командира и поискам его родственников. Однако фамилия Газиев очень распространена, и обратившиеся в музей оказывались однофамильцами.
Оставалась надежда на Российский Государственный архив социально-политической истории, в котором хранятся учетные карточки на членов ВКП(б). К поиску удалось подключить московского исследователя, нашего земляка А.Ефимова, который по номеру партийного билета разыскал такую карточку на Гафара Газиева, там же имелась его единственная фотография. Александр Викторович сделал копии документов и передал их в наш музей. Поиск, длившийся почти два года, благополучно завершился.
Родился Гафар Газиев в 1910 году в деревне Осман-Букеш (ныне не существует) Перекопского уезда Таврической губернии в бедной крестьянской семье. Когда мальчику было 8 лет, умер отец, и его взял на попечение старший брат. Двенадцатилетним подростком Гафар с раннего утра пас отары овец, чтобы семья могла прокормиться. Поэтому только в 19 лет он смог осуществить свою мечту — получить образование, окончив сельскую школу и татарскую семилетку в Джанкое.
На смышленого паренька обратили внимание в Джанкойском райкоме комсомола, назначили на должность инструктора. И вновь учеба, теперь на курсах райпартактива в г. Ялта. Подобное образование в 1920-1930-е годы давало возможность роста по служебной лестнице. И вернувшись в Джанкой Гафар Газиев занимал руководящие должности — заведующего оргмассовым отделом райкома комсомола, заместителя председателя Райколхозсоюза.
Осенью 1932 г., в связи с призывом в Красную Армию, на два года пришлось покинуть родной Крым. Красноармеец Г.Газиев служил в 7-м кавалерийском полку, расквартированном в тот период в г. Староконстантинов Хмельницкой области. Еще жива была в народе память о гражданской войне, и командиры, прошедшие военную закалку, воспитывали новобранцев в духе преемственности героических традиций. Именно военная служба привила Гафару навыки, которые он впоследствии успешно применял, командуя Балаклавским партизанским отрядом в 1941-1942 гг.
Вернувшись, Г.Газиев работал заместителем уполномоченного Райуполкомзаготовок СНК Крымской АССР. В Симферопольском, Бахчисарайском, а с мая 1935 г. — Балаклавском районах контролировал обязательные поставки сельскохозяйственной продукции государству колхозниками и единоличными хозяйствами, а также занимался вопросами обеспечения ее сохранности. Обязательные поставки сельхозпродукции государству имели характер налога и были введены в СССР еще в январе 1933 г.
Молодой, трудолюбивый, решительный, он хотел все успеть и все постичь. В годы первых пятилеток Г.Газиев в Балаклавском районе руководил колхозом «12 годовщина Октября», был комсомольским вожаком и ответственным работником райкома ВКП(б). Осенью 1940 г. его назначили начальником Балаклавского райземотдела (РайЗО). В характеристике, утвержденной на объединенном заседании бюро Балаклавского РК ВКП(б) и исполкома райсовета 14 мая 1941 г., отмечалось, что Гафар Газиев «…выдержанный, дисциплинированный и энергичный… среди колхозников района пользуется авторитетом». Он много ездил по району, знал каждый его уголок, даже не предполагая, что эти знания совсем скоро пригодятся ему для других целей…
Война пришла нежданно, в одночасье, разрушив налаженную мирную жизнь, светлые планы на будущее, трагически изменив и унеся миллионы жизней советских людей… Балаклава находилась далеко от развернувшегося театра военных действий, но и здесь готовились дать врагу достойный отпор. В соответствии с директивами и постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР, в июле 1941 г. на заседании бюро Балаклавского РК ВКП(б) Гафар Газиев назначен командиром одного из батальонов народного ополчения, а в августе руководством Крымского обкома партии утвержден командиром Балаклавского партизанского отряда. Одновременно он продолжал выполнять свои служебные обязанности.
Бывший старший зоотехник Балаклавского Райзо В. Бондаренко писала в своих воспоминаниях, что первые месяцы признаки войны не ощущались и никто ни на минуту не мог предположить, что враг прорвется в Крым и к Севастополю. Но уже в августе в Балаклавский район стал поступать скот из других районов Крыма, и Гафар Газиев не только занимался вопросами его размещения в колхозах района, но и обеспечением продовольственных баз Балаклавского партизанского отряда.
Враг рвался в Крым, 11-я армия Вермахта уже находилась у Перекопа. Несмотря на активную подготовку к военным действиям, Балаклавский райком партии, выполняя директивы правительства по уборке урожая, 15 сентября 1941 г. направил Г.Газиева «…организовать уборку табака в колхозе «Красный Крым» и вывести его из прорыва».
Менее чем через 2 месяца, 8 ноября 1941 г., Балаклавский отряд, единодушно названный партизанами «Народный мститель», под командованием Гафара Газиева вышел в район боевого предназначения в урочище Бизюк в 4 км. юго-западнее деревни Скеля (ныне с. Родниковское). А через двое суток перешел на свою основную стоянку в Карадагский лес. С появлением германо-румынских войск отряд сразу же приступил к активным боевым действиям: устраивались засады на Ялтинском шоссе, осуществлялась разведка, партизанские проводники помогали бойцам и командирам Приморской армии, отходившей после боев на севере Крыма, кратчайшим путем достичь Севастополя.
Первый крупный бой произошел 19 ноября 1941 г. Политрук одной из групп Ф. Шаповалов в этот день сделал запись в своем дневнике: «Как рвутся ребята в бой! Наша задача — помешать продвижению врага по Ялтинской дороге».
Значение роли партизан в успехе советских войск под Севастополем в ноябре 1941 г. заставило германское командование осознать реальную угрозу партизанского движения и создать штаб по борьбе с крымскими партизанами под командованием майора Генерального штаба Стефануса. Из-за частых карательных акций оккупантов, с целью сохранить отряд, Гафар Газиев вынужден был постоянно маневрировать, менять дислокацию. В декабре из-за нехватки продовольствия начался голод, но отряд не утратил боеспособность. С середины ноября 1941 г. до 15 января 1942 г. балаклавцы участвовали в 17 боевых столкновениях, устраивая засады и диверсии на Ялтинском шоссе, уничтожая живую силу и технику противника.
В начале февраля 1942 г. партизанам пришлось вступить в бои с регулярными войсками немецко-румынской группировки. 6 февраля каратели в очередной раз напали на партизанский отряд, бой с противником длился двое суток. Гафар Газиев до последнего руководил отрядом, умело уводя личный состав из-под огня и увлекая бойцов в нужный момент в наступление. Но силы были неравные…
Федор Шаповалов записал в дневнике: «В результате боя с нашей стороны убит наш командир т. Газиев. Вечный покой дорогому командиру и другу. Враги не одной смертью заплатят нам за эту смерть…».
Партизаны похоронили любимого командира на склоне г. Карадаг рядом с Н.Епифановым и Гузининым, погибшими вместе с ним…
Рождаясь, человек попадает в поток истории. И после смерти он не покидает его, оставляя последующим поколениям свои дела и память о себе. Именно таким был Гафар Газиев, родившийся в маленькой крымскотатарской деревушке на севере Крыма и бесстрашно отдавший за родину свою жизнь.
Фотография первого командира Балаклавского партизанского отряда Гафара Газиева Чонгарлы займет достойное место в экспозиции и ее смогут увидеть посетители «Дома-музея Севастопольских подпольщиков 1942-1944 гг.», которых никогда не оставляет равнодушными героическая и не менее трагическая тема народного сопротивления в годы Великой Отечественной войны.
И. ШПАКОВА,
старший научный сотрудник
КУ «Национальный музей героической обороны
и освобождения Севастополя»
газета «Голос Крыма»
№ 19 (1009) от 10.05.2013 г.