Юкагиры — почти исчезнувший северный народ, сейчас живущий преимущественно в Якутии. У них свой язык, самобытная культура, заметно отличающаяся от других северных этнических общностей. «Лента.ру» рассказывает о традициях и истории этого народа.
Сейчас юкагиров очень мало, они почти забыли свой язык и культуру. Но когда-то они были одним из первых уральских народов, переселившимся на северо-восток материка.
Современные юкагиры живут в Якутии, в Нижнеколымском и Верхнеколымском районах, а также в Магаданской области. Но еще в XVII веке их племена селились от реки Лены до устья реки Анадырь, где их и застали первые русские экспедиции. О юкагирах узнали после похода служилых людей 1639-1640 годов к северным рекам, а впервые они упоминаются в докладных казачьего десятника Е. Бузы, совершившего путешествие к реке Чондон в 1639 году.
Тогда юкагиры вели первобытный полуоседлый образ жизни — охотились на оленей и лосей ради мяса и шкур, занимались рыболовством. Оленеводов среди них было мало, а там, где они были, этих животных в основном использовали для транспортировки людей и грузов.
Как отмечал Йохельсон, юкагиры жили родами, причем необязательно кровными — обычно род образовывался несколькими семьями на основе географической близости расселения, но в него могли входить и просто пришлые люди, ведущие совместное хозяйство. Главными в таком объединении были старейшина, шаман, богатырь и первый охотник.
Старейшину не выбирали всем родом, им становился либо самый старый, либо самый авторитетный пожилой член племени. Он занимался хозяйственными вопросами, решал споры и хранил обычаи. Это звание передавалось по наследству по женской линии.
Шаман ограждал от влияния злых духов, причем даже после своей смерти. Его череп водружали на деревянного идола, и фактически превращали в бога. Богатырь защищал род от врагов — это звание не наследовалось, богатырем признавали самого сильного в племени. Главный охотник был обязан снабжать сородичей шкурами и мясом, но задачи себе он самостоятельно ставить не мог — им руководил старейшина, ведь все хозяйство было подчинено ему.
Помимо узкого понятия рода, существовало еще и широкое — все племена, жившие вдоль одной реки, считали друг друга родственниками. Ежегодно они съезжались все вместе — играли, плясали, развлекались, совещались и просто общались. Это было чрезвычайно важно: здесь заключались союзы взаимопомощи и обороны от общих врагов.
В отличие от чукчей, чья воинственность широко известна, юкагиры считались самым слабым народом Арктики. С этим, впрочем, сами они не соглашались, ведь в их преданиях множество свидетельств воинской доблести. Косвенно говорит об этом и расселение северных народов к XVII веку — коряки и чукчи к тому времени были вытеснены юкагирами к краю материка.
Юкагиры помогали русским колонизаторам в походах против других местных народов. Однако в результате этих военных авантюр их численность сильно сократилось, что позволило чукчам впоследствии сильно оттеснить юкагиров, захватив у них охотничьи угодья.
Колонизаторы, однако, относились к этому народу как к расходному материалу. Возводили поселения в местах, где местные обычно устраивали стоянки для охоты и других видов промысла. Результат такой политики — регулярный сезонный голод у юкагиров. Введение государственных повинностей способствовало дальнейшему их обнищанию — ведь за долги отбирали любые предметы обихода, в том числе и лодки, кормившие этих людей.
Юкагиры с их полуоседлым образом жизни были ближе по духу русским поселенцам, чем другие народы Севера. Это привело к культурной ассимиляции, особенно ускорившейся в XVIII веке, с массовым крещением аборигенов. Благодаря христианизации, юкагиры могли заключать браки с русскими и вливаться в местную старожильческую общину.
В XIX веке стал исчезать юкагирский язык. Земли, опустевшие от голода и эпидемий, занимали якуты и эвены. Выжившим юкагирам приходилось приспосабливаться и обучаться языку чужаков.
Сейчас количество представителей этого народа оценивается примерно в 1100 человек. Как показала этнографическая экспедиция в Среднеканский район Магаданской области, прошедшая в 2011 году, местные юкагиры (особенно мужчины) не спешат заключать браки, и многие из них даже не имеют среднего образования.
Юкагирская культура здесь находится на грани исчезновения. По данным исследователей, лишь считаные проценты местных юкагиров могут говорить на своем языке или способны хотя бы вспомнить несколько слов на нем, хотя все заявляют, что хотели бы им владеть и он для них важен.
Ни один юкагир из этого региона не занимается традиционными промыслами постоянно, и большинство не знает о фольклоре и обычаях своего народа. Они принимают участие в районном празднике, для которого необходимо шить традиционный костюм, но сведения о том, как это делать, черпают из интернета.
При этом все они хотят знать свою культуру, чтобы ее изучали и их дети. Но пока эти знания остаются уделом стариков, которые скоро покинут этот мир.
Михаил Карпов
Источник: https://lenta.ru