В Северо-Казахстанской области расположено не одно захоронение батыров. Жители региона знают историю каждого и некоторые места стали настоящим местом паломничества.
Один из самых величественных и известных памятников батырам находится в Айыртауском районе. Мемориальный комплекс Карасай и Агынтай батыров является символом единства, дружбы и сплочённости народа Казахстана. По легенде, в 17-м веке батыры Карасай из рода шапрашты и Агынтай из рода аргын защищали эту землю от иноземных захватчиков. Карасаю было всего 18 лет, когда он стал во главе войска хана Есима. 48 лет своей жизни батыры посвятили сражениям с захватчиками и выходили на поле боя более 200 раз. Похоронили обоих на сопке Кулшынбай–тобе. Именно здесь 15 октября 1999 года и воздвигли мемориальный комплекс. Сооружения на высоком холме выполнены в виде двух боевых шлемов, между ними располагается мечеть. Вблизи — скрещенные копья древних воинов. Высота мавзолеев достигает 16 метров, мечети — 12 метров. На территории рядом с комплексом находятся многочисленные захоронения воинов. Во время раскопок здесь обнаружили останки батыра, рост которого составлял порядка двух метров. При нём находился тяжёлый меч и доспехи. В центре, между мавзолеями, находится небольшой зал-пинакотека. Там на стенах выгравированы тексты на трех языках, повествующие о героических поступках батыров. Гранитные надгробия продолжают древнюю тюркскую традицию установки кулпытаса и койтаса над захоронением. У каждого надгробия находится шырак, зажигая который посетители могут обратиться к аруахам (духам предков) за помощью. Мавзолей является местом паломничества и экскурсий. По традиции к мавзолею приезжают молодожёны, отсюда провожают в армию, на учёбу.
В Есильском районе, в семи километрах от аула Булак, находится захоронение Кулсары батыра. По преданиям и легендам, Кулсары был талантливым организатором, который собрал десятитысячное войско для защиты рубежей Казахстана. Будучи тонким, умным дипломатом Кулсары более 30 лет активно участвовал в укреплении Казахского ханства, его внешней и внутренней политике. Он также ратовал за единство и спокойствие между казахскими родами, своим авторитетом и острым словом разрешал внутриродовые распри. Постоянным проживанием Кулсары являлась территория северного Казахстана. Батыр известен и как аулие – «святой». По преданию, он мог предсказывать надвигающиеся угрозы, лечить больных. К могиле аулие приезжают в надежде избавиться от своих болезней и недугов не только североказахстанцы, но и жители других регионов страны. У места захоронения Кулсары в 1958 году его потомок в шестом поколении Калиаскар Рахимов установил памятный камень и железную оградку. В 2011 году, в год 300-летия Абылай хана, открыли мазар Кулсары батыра Бориулы. Жители села Аралагаш Аккайынского района гордятся мазаром Жансугур батыра. Похоронен он у озера, недалеко от села. Могила считается святым местом.
На территории Акжарского района захоронены останки Байталак батыра — соратника Ер Жанибек батыра и воина Абылай хана. Центр по охране и использованию историко-культурного наследия направлял запрос в Восточно-Казахстанское учреждение по охране историко-культурного наследия, доктору исторических наук Артыкбаеву. Благодаря полученным сведениям идентифицировали личность батыра. Байталак и Суиндик батырам установили памятные камни. В Тимирязевском районе, в 4-5 км от села Докучаево, расположен мавзолей Сары и Суир батыров. Сары батыр родился в 1690 году на территории современного Докучаевского сельского округа. По некоторым данным, в 1771 году, в возрасте 81 года, Сары батыр в одном из боев был смертельно ранен. После смерти его похоронили неподалеку от Сары батыр коргана. Вблизи от него возвышается еще один курган Суир батыр обасы. «Это символично, ведь оба батыра отдали свои жизни за свободу и независимость народа. В 2009 году на месте захоронения батыров Сары и Суир была установлена памятная плита. Вскоре был разработан проект мемориала стоимостью более 16 миллионов тенге. И уже в августе 2014 года состоялось его торжественное открытие», — рассказывала директор Северо-Казахстанского областного архива Сауле Маликова. Пару лет назад в Петропавловске появился памятник Кожабергену жырау. Он родился в 1663 году в местности Гултобе ныне села Богдановки, недалеко от Благовещенки Жамбылского района. Его отец Толыбай был известным военачальником, командовавший войсками всего Среднего жуза, а мать была дочерью батыра, знаменитого оратора и бия Айдобола. «На территории Северного Казахстана не так много имен, которые прославили казахский народ, но мы знаем имя Кожаберген жырау. Это наш известный земляк. Это человек, который смог вокруг себя сплотить население и смог противостоять джунгарам», — отмечал на одном из мероприятий, посвященных Кожабергену жырау, кандидат исторических наук, археолог Анатолий Плешаков. Преподаватель кафедры «Истории Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин» Асель Бекмурзина рассказывала, что именно в боях с внешними врагами Кожаберген показал себя как талантливый полководец. Уже в 25 лет он был избран главнокомандующим войсками Тауке хана. В области живут прямые потомки Кожабергена жырау.
В 2002 году на месте захоронения Кожабергена на его родине, в селе Гултобе Жамбылского района, состоялось торжественное открытие мемориала. Одна из улиц в Петропавловске носит имя знаменитого Батыр баяна. Один из легендарных героев 200-летней войны казахского народа против Джунгарии за независимость, территориальное и политическое единство Казахского ханства родился в ауле Аралагаш в 1714-м году. Некоторые места захоронений батыров внесены в сакральную карту Северо-Казахстанской области. Директор Центра по охране и использованию историко-культурного наследия Ракат Мамбеталинов отметил, что работа по исследованию мест захоронений батыров началась всего три года назад. Сейчас известна лишь часть имеющихся в регионе захоронений. Он добавил, что подобные места есть в каждом районе области. Их предстоит еще изучить.