Перечитывая «Белую книгу» Юрия Османова
Недавно мне довелось познакомиться с интересным человеком и обстоятельно побеседовать с ним по поводу проводимой в стране национальной политики.
Мой собеседник оказался потомком русских старожилов Крыма, сочувствующих крымским татарам и также недовольных проводимой украинскими националистами политики всеобщей ассимиляции.
Изложение самых главных смыслов той беседы предлагаю вашему вниманию и суждению.
Двадцать лет назад, после приобретения Украиной независимости, в центрах, где рождаются важные стратегические решения, была принята концепция и разработана программа в отношении возвращающихся в Крым крымских татар.
Суть этой программы такова:
1. Сдерживать репатриантов на местах высылки с конечной целью остановить их возвращение в Крым, регулируя процесс через законодательные манипуляции с получением гражданства.
2. Сдерживать обустройство тех, кому удалось вернуться в Крым:
— не выделять земельные участки под индивидуальное строительство жилья;
— сдерживать строительство жилья за счет бюджетных средств;
— распылять выделяемые средства на второстепенные объекты;
— увеличивать объемы незавершенного строительства;
— потворствовать распылению выделяемых средств.
При этом реализацию концептуальных положений программы ассимиляции и противодействия возвращению предполагалось возложить на самих крымских татар. Для этого из их среды необходимо было создать соответствующий орган, наделив его необходимыми полномочиями.
Так был создан Курултай-Меджлис.
Необходимо было сформировать руководство структурой и разработать методы воздействия на него.
На тот период в крымскотатарской среде были две личности с амбициями руководителя.
Юрий Османов, имевший профессиональное высшее образование МВТУ им. Баумана в Москве. Работал в Объединенном институте ядерных исследований в г. Дубна и институте физики высоких энергий в г. Серпухове. Работал на инженерных должностях в Азербайджане и Фергане. Вместе с отцом Бекиром Османовым, одним из основателей и организаторов Национального движения,
Юрий Османов активно участвовал в движении, являясь автором-составителем многих всенародных обращений и документов. Он также активно участвовал в работе комиссии Верховного Совета СССР по проблемам крымскотатарского народа. Исключительно честный и принципиальный. Служение народу являлось его жизненной позицией.
Для манипуляций с народом он явно не подходил.
Но была и другая, более подходящая для этих целей кандидатура, как будто специально выпестованная для совершения всяких пакостей, подлостей и провокаций.
Это Мустафа Джемилёв, не имевший специального образования, не осиливший учебу и отчисленный из вуза со второго курса за неуспеваемость. Слабый духом и телом, боясь строгой воинской дисциплины, под различными надуманными предлогами всячески уклонялся от призыва в армию. Отсидев срок, решил тунеядствовать, при этом заявил, что отказывается работать на СССР. Отсидев второй срок, вновь отказался от прохождения службы в армии. Отсидев третий срок, опять отказался работать… И так всю жизнь прожил на иждивении, прослыв тунеядствующим диссидентом.
Имея болезненно неумеренное честолюбие, озлобленный на всех вокруг за свою физическую и умственную недоразвитость, злопамятный и мстительный, с полным набором и других личных отрицательных качеств, Мустафа Джемилёв был примечен одной влиятельной сионистской организацией, которая использовала его в своих целях.
Специально созданная этой организацией группа, финансируемая по проекту МХГ такими «негосударственными» организациями как:
• Европейская комиссия
• Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров (США)
•Национальный фонд в поддержку демократии (США)
•Фонд «Открытое Общество» (Фонд Сороса)
•Агентство США по международному развитию…
провела в средствах массовой информации кампанию по возвеличиванию персоны М. Джемилева. Кураторы подачками привили у него необузданную страсть к деньгам, как средству подкупа и достижения вожделенной власти над соотечественниками.
К кампании «раскрутки» М. Джемилёва подключились организации националистов Украины, подпитываемые теми же фондами. В период тотального разгосударствления страны и создания институтов частной собственности, интересы партийной номенклатуры Украины, стремящейся к самостоятельности и получению доступа к общенародным материальным ценностям, совпали с устремлениями националистов.
Для предотвращения Государственной программы возвращения из мест высылки реабилитированного Союзным Верховным Советом крымскотатарского народа, создаются курултай и его руководящий орган меджлис. С развалом Союза, программа, не начавшись, перестает действовать.
Россия инициирует на совещании глав СНГ 9 октября 1992 года в Бишкеке принятия «Соглашения по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов». Украинские власти совместно с меджлисом прилагают все усилия для срыва достигнутых договоренностей. Это им удается, и ни одна семья не была возвращена по программе.
Меджлис кинул клич на самовозвращение, вероятно, не надеясь на массовый заезд. Но многолетние усилия участников национального движения, по работе с народом, ностальгия и «прививки» на самосохранение, на стремление приобрести родину и возродиться, не были утрачены. Несмотря на создаваемые украинскими властями искусственные трудности, крымские татары вгрызались в родную землю.
Ещё сохранялась видимость соблюдения принятых постановлений и был создан «Комитет по делам депортированных народов», а, по сути — «Комитет по организации возвращения крымскотатарского народа и восстановлению его равноправия», созданный в развитие и реализации «Выводов и предложений» комиссии СН ВС СССР. Комитет этот, после многомесячного систематического удушения, подвергся фактическому разгрому, «законодательно» оформленному на сессии Крымоблсовета, противоправно объявившей себя I Сессией ВС Крымской АССР.
В «Белой книге» Ю. Османова приведены все официальные документы и вся официальная аргументация разгрома Комитета. Лицемерные, пустые и лживые доводы, полное отсутствие каких-либо оснований и аргументов.
Зато совершенно откровенно и полно одобряют, выражают своё глубокое удовлетворение разгромом Комитета ЦС ОКНД и его глава М. Джемилев в газете Крымского обкома КПУ «Достлукъ» 05.04.1991 г., повторяющий доводы Н. Багрова как свои собственные о том, что Комитет «оторвался от народа», «был угоден властям», «некомпетентен» и т.п.
Доводы эти особенно ценны в устах человека, не имеющего никакой специальности, ничего не умеющего делать и никогда не работавшего.
Доводы эти ценны также и тем, что именно руками ЦС ОКНД Крымский обком вёл всю грязную травлю Комитета, именно в программе Курултая впервые было открыто провозглашено намерение разгромить Комитет, а орган ОКНД «Авдет» организовывал саботаж многих его начинаний.
Кстати, «Авдет» в одном из последних номеров рассекретил и факт сговора верхушки ЦС ОКНД с теми, кому был неугоден Комитет, как организатор восстановления суверенности крымскотатарского народа.
Интервью М. Джемилева в «Достлукье» поступило в самую последнюю минуту — и очень кстати.
В документе «18 марта Николая Багрова», открывающем «Белую книгу», как раз и показано, как в упряжке врагов восстановления равноправия и существования крымскотатарского народа, дружно работали и те, кто строили Аккурганскую, Джизакскую и Мубарекскую «автономии», и ЦС ОКНД, вкладывая в это «дело» всю свою страсть, разносторонние грани своего «таланта» и квалификации, и все возможности, связи и структуры.
В начало «Белой книги» вынесено 18 документов заключительной фазы разгрома. Далее документы располагаются в хронологическом порядке, — начиная с «Выводов и предложений» Комиссии СН ВС СССР возглавляемой Янаевым Г.И. (ноябрь 1989 г.), заканчивая Решениями Крымоблисполкома 18 марта 1991 года.
«Белая книга» — это политическое лицо и документальное изложение вклада Комитета в решение национального вопроса крымских татар, его политический отчёт перед народом, перед историей.
Двадцать лет меджлис сдерживает возвращение народа.
Двадцать лет бойкотируются «Бишкекские соглашения».
Двадцать лет создается видимость активной деятельности, непрерывные поездки по странам, входящим в НАТО, не причастным и не имеющим никаких ни моральных ни юридических обязательств перед крымскотатарским народом, проводятся многочисленные встречи с их представителями.
Двадцать лет не только полностью игнорируются, но и пресекаются попытки общественных организаций инициировать работу стран СНГ, правопреемников СССР, обязанных морально и юридически возместить ущерб, нанесенный актом геноцида в отношении крымскотатарского народа, по исполнению «Бишкекских соглашений».
Исполняя концепцию украинского правительства по ассимиляции крымсктатарского народа, создаются условия, предотвращающие возвращение оставшихся в ссылке частей народа, а в Крыму создаются препятствия в получении жилья, земельных наделов для строительства жилья и ведения подсобного хозяйства. Создаются барьеры в трудоустройстве, ведении бизнеса, что способствует самому высокому уровню безработицы среди крымских татар.
Поступление на государственную службу осуществляется только через меджлис, что делает крымскотатарских чиновников зависимыми и подотчетными только меджлису, что понижает уровень профессионализма сотрудников и вызывает естественные неудовольствия у работающих с ними профессионалов.
Для демонстрации некоторой функции по исполнению обязательств перед репрессированным народом, ежегодно выделяются средства, но, согласно данным Счетной палаты Украины, последние пять лет программа обустройства депортированных финансировалась на уровне 57%.
Объемы построенного для репатриантов и приобретенного на вторичном рынке жилья составили лишь 31,3% от плановых показателей. В результате жилье получили всего 1,5% стоящих на квартирном учете семей. Фактически за годы реализации программы жилищные условия улучшили только 625 семей, которые были отнесены меджлисом в категорию «своих» и «лояльных».
Не выполнено и задание программы по созданию сводного реестра репатриантов и членов их семей, что сделало невозможным определение объективной потребности в финансировании ее мероприятий», — подчеркивается в сообщении.
Не решалась проблема строительства объектов коммунального, социального и культурного назначения в местах компактного проживания репатриантов. По состоянию на начало 2011 года числилось 340 недостроенных объектов, что отрицательно сказалось на решении ряда социокультурных задач программы.
Одной из причин негативной реализации программы, по заключению Счетной палаты, стало отсутствие внутреннего контроля распорядителей и получателей средств. В результате с нарушениями бюджетного законодательства использовано почти 65% средств, направленных в Крым в 2009-2011 годах.
Напомним, что за последние пять лет финансирование программы возвращения и обустройства репатриантов было предусмотрено в размере 640,8 млн грн, в том числе 481 млн грн из государственного бюджета и 159,5 млн грн из бюджета Крыма. Однако, в действительности программа выполнена на 59,3%, недофинансирование составило 260,5 млн грн», — пишет «Новый Регион — Крым» в материале за 24.01.12
И самое удивительное, что во всех наших бедах за последние 20 лет в меджлисе обвиняют только Россию, которая своевременно издала Закон «О реабилитации репрессированных народов» и все эти двадцать лет ни юридически, ни фактически на внутреннюю политику Украинского правительства никак не влияет, тем более — в вопросе крымских татар.
Но меджлису, для его деятельности, как и любому другой институту лжевласти, необходимо иметь врагов — и внутренних, и внешних…
Вот краткий анализ деятельности и «достижений» меджлиса за двадцать лет.
Алим КУТЛАКЛЫ,
специально для МФ-Информ