День гнева

Post navigation

День гнева

21 ноября многие соотечественники, оказавшиеся в Акмесджиде (Симферополе) у здания Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра, стали свидетелями неоднозначных событий. На этот день было намечено общее собрание представителей земельных полян протеста, организаторами которого выступили общественные организации «Себат», «Поколение «Крым» и «Милли Фирка».

 

Газета ГОЛОС КРЫМАК половине одиннадцатого перед Крымскотатарским театром собралось большое число людей. По оценке организаторов мероприятия, на митинг вышло более тысячи человек. В свою очередь Меджлис впоследствии заявил о том, что «собралось всего около 250 человек, включая журналистов и сотрудников милиции», что явно не соответствует действительности. По оценке некоторых участников событий, число митингующих составляло 700-800 человек.

Помимо участников земельных полян протеста и представителей общественных организаций к зданию театра пришло и несколько десятков сторонников руководства Меджлиса. Перед началом митинга заместитель председателя Меджлиса Ремзи Ильясов, обратившись к собравшимся, объявил о том, что ожидается прибытие вице-премьера крымского правительства Азиза Абдуллаева, и попросил предоставить чиновнику слово.

Митинг начался с молитвы, после чего последовали выступления ораторов. С речами со ступеней Крымскотатарского театра выступили члены правления «Себата» Сейдамет Гемеджи, Ринат Шаймарданов и Решат Сейдалиев, руководитель общественной организации «Поколение «Крым» Руслан Бальбек, а так же ветеран крымскотатарского национального движения Энвер Аметов. В своем выступлении Р. Шаймарданов отметил, что собрание носит всенародный характер, так как для участия в нем прибыли активисты из различных регионов Крыма, представители общественных организаций и ветераны национального движения. Р.Сейдалиев рассказал об истории борьбы организации «Себат» за землю, а С.Гемеджи заявил, что с правительством автономии налажен диалог по решению земельного вопроса.

Общенародное собрание голосует за импичмент Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову

Выступления шли в непростой обстановке. Практически сразу у организаторов митинга стали возникать трудности. Сначала из здания театра была отключена подача электричества, в результате чего перестала работать звукоусиливающая аппаратура. Ринат Шаймарданов, призвал участников митинга скандировать: «Дать свет!», требуя от руководства театра восстановить подачу электричества. Вскоре электричество включили, но на этом эксцессы не прекратились. Группа сторонников Мустафы Джемилева, среди которых был председатель Земельной комиссии Меджлиса Зевджет Куртумеров, криками и свистом пыталась заглушить выступления ораторов.

 

Сторонники Меджлиса требовали предоставить их представителям микрофон для выступления и даже предпринимали попытки отнять его силой. Но этому препятствовали молодые члены «Себата», вставшие цепью вокруг ораторов и колонок. Складывалось впечатление, что сторонники Меджлиса пришли намеренно сорвать митинг? «Знайте одно: всем, кто будет рваться сюда и кричать, будет дан ответ, но по очереди! Никто не будет вырывать микрофон из рук!», — кричал им в ответ Ринат Шаймарданов.

Ситуация приобрела критический характер, когда предоставить микрофон потребовала ветеран национального движения Веджие Кашка. Взяв за руку маленькую девочку, по-видимому, свою внучку, она, расталкивая стоявших на своем пути людей, устремилась к импровизированной трибуне, где в то время выступал другой ветеран — Энвер Аметов. Стоявшие в оцеплении организаторы митинга не пропустили ее, но подняли руки вверх, демонстрируя, что не трогают пожилого человека. В свою очередь меджлисовцы подняли крик, требуя, чтобы женщину с ребенком пропустили к микрофону, а затем ринулись за ней. Атмосфера накалилась, столкновение сторон казалось неизбежным. В этот момент вмешалась милиция.

 

Бойцы «Беркута» встали цепью вокруг ступеней Крымскотатарского театра, разъединив противоборствующие стороны. Ситуация понемногу стала возвращаться в нормальное русло, хотя отдельные инциденты продолжали происходить. Руководитель секретариата Меджлиса Заир Смедляев, подойдя вплотную к милицейскому оцеплению, стал громко свистеть, демонстрируя свое презрение к выступавшему с речью Сейдамету Гемеджи. Его свист прервал один из сторонников оппозиции, который, ловко просунув сквозь строй «беркутовцев» руку, схватил с головы Смедляева шапку и бросил ее в сторону. Последнему лишь осчезнуть негодовав — по поводу действий своего оппонента.

Сторонники Джемилева еще некоторое время оставались у стен театра, выкрикивая лозунги: «Мустафа!», «Меджлис!», «Ветан!». В какой-то момент к ним присоединилась новая группа, состоявшая из членов молодежной организации «Бизим Къырым». Во главе ее стояли руководитель отдела внешних связей Меджлиса Али Хамзин и лидер «Бизим Къырым» Абдураман Эгиз. За всем происходящим наблюдали стоявшие неподалеку глава Постоянной комиссии ВС АРК по межнациональным отношениям и делам депортированных граждан Ремзи Ильясов, вице-премьер СМ АРК Азиз Абдуллаев и председатель Рескомнаца Эдуард Дудаков.

Вскоре сторонники Меджлиса покинули собрание. Несмотря на это, сотни людей продолжали стоять на площади перед театром. Уже в спокойной обстановке была зачитана и принята резолюция митинга. В ней участники митинга обвинили М.Джемилева и Р.Чубарова в том, что они захватили власть и удерживают ее в течение 20 лет, шантажируют правительство Украины протестными акциями, манипулируют международной общественностью и международными организациями. В резолюции также выражается поддержка импичменту, объявленному 14 ноября рядом ветеранов крымскотатарского национального движения руководству Меджлиса.

 

В связи с этим участники митинга заявили о том, что с этого момента Джемилев и Чубаров лишены права представлять крымскотатарский народ в Украине и за рубежом и выступать от его имени. Они обратились к украинской и международной общественности, объявив о том, что «любые встречи и договоренности глав государств и правительств, представителей международных организаций, политических партий и общественных организаций с Мустафой Джемилевым и Рефатом Чубаровым, начиная с 14 ноября 2011 года, являются нелегитимными и не признаются крымскотатарским народом».

Участники митинга потребовали лишить Джемилева и Чубарова депутатских мандатов и обратились к президенту Украины «с настоятельной просьбой вывести Мустафу Джемилева, Рефата Чубарова и их ставленников из состава Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины как лиц, лишенных права представлять интересы народа и саботирующих работу Совета представителей». Также в резолюции содержится требование отозвать «ставленников М. Джемилева из всех органов исполнительной власти, заменив их лицами, рекомендованными Советом представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины».

 

От Совета министров АРК митингующие потребовали «вывести Рефата Чубарова и его ставленника Зевджета Куртумерова из состава Комиссии по решению вопросов, связанных с освобождением самовольно занятых земель и предоставлением депортированным и другим гражданам участков для строительства и обслуживания жилых домов, введя вместо них в состав Комиссии представителей полян Сейдамета Гемеджи и Дилявера Решитова».

В резолюции участники митинга также высказались за то, чтобы возобновить работу Совета представителей при Президенте Украины и предложили создать Высший орган народного доверия — Собрание старейшин Национального движения крымских татар, которое совместно с Советом представителей должно «созвать внеочередной народный Курултай с гласным и всенародным обсуждением делегатов из всех слоев крымскотатарского общества». До созыва нового курултая, который должен создать новый представительный орган крымских татар, единственным легитимным органом, имеющим право представлять крымских татар, является Совет представителей.

После принятие резолюции состоялось сожжение чучела М.Джемилева, которое представляло из себя резиновый манекен, одетый в брюки и пиджак, к голове которого была прикреплена фотография председателя Меджлиса.

 

Тем временем возле офиса Меджлиса состоялся митинг сторонников Джемилева, в котором приняли участие, по разным источникам, от 150 до 250 человек. В своем выступлении Мустафа Джемилев обвинил российские спецслужбы в ведении деструктивной деятельности против Меджлиса. «По той информации, которой владеет Меджлис, подрывом авторитета Меджлиса и внесением раскола в крымскотатарский народ руководят специальные службы России с помощью секретных сервисов.

 

По их информации, здесь крымские татары несут большую опасность, поскольку они могут препятствовать претворению Крыма в часть России. И главным противником этому выступают Меджлис крымскотатарского народа и крымские татары. В связи с тем, чтобы разделить крымских татар, выделяются большие средства, и выполняются различные работы. В это дело пытаются включить и представителей самих крымских татар. Естественно, эти люди за свою деятельность получают материальное поощрение. Это не пустые слова. Мы эти данные перепроверяли из нескольких источников», — заявил Джемилев.

Участники промеджлисовского митинга приняли резолюцию, в которой заявили о том, что «группа провокаторов, состоящая из отброшенных собственным народом на обочину политической жизни маргинальных лиц, безуспешно пытавшихся и ранее расколоть крымскотатарский народ… попыталась закамуфлировать подготовку и проведение порученной им их хозяевами масштабной провокации против собственного народа лживыми заявлениями и подлыми утверждениями, не имеющими под собой никаких оснований».

 

По мнению сторонников Джемилева, «активизация провокаций против крымскотатарского национального движения, несомненно, связана с приближающимся проведением под эгидой международных организаций Международного форума по вопросу восстановления прав крымскотатарского народа». В заключение меджлисовцы призвали крымскотатарский народ «решительно осудить деструктивные действия провокаторов»…

 

Эмир АБЛЯЗОВ,

 

газета «Голос Крыма»

№48 (934) 25 ноября 2011 г.

 

Материал печатается в сокращении

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня