Новый основной закон, получивший известность как Закон о национальном государстве, был принят в Кнессете Израиля в четверг, 19 июля 2018. 62 депутата высказались в его пользу, 55 – против, двое – воздержались от голосования. К негодованию арабских парламентариев, в семидесятую годовщину основания Государства Израиль евреи стали единственным народом, имеющим в нем право на национальное самоопределение.
Принятая Кнессетом редакция документа провозглашает Израиль «домом еврейского народа, в котором он реализует свое естественное, культурное, религиозное и историческое право на самоопределение». Кроме того, по новому закону иврит стал в стране единственным государственным языком (арабский, до сих пор бывший равнозначным с ним, получил «особый статус»), а «единый и неделимый» Иерусалим – столицей.
Однако самым противоречивым пунктом нового закона является то, что он делает евреев единственным народом, обладающим в Израиле субъектностью и правом на самоопределение. Он сформулирован так: «Право осуществлять национальное самоопределение в Государстве Израиль уникально для еврейского народа». Вместе с этим в ранг конституционного принципа возведена поддержка еврейских поселений: «государство рассматривает развитие еврейских поселений как национальную ценность и будет принимать меры к поощрению их создания и консолидации».
Именно эти аспекты вызывают наибольший протест у правозащитников и арабского меньшинства. Новый основной закон распространяется и на территории за «Зеленой линией» – проведенной в 1948 году между Израилем и арабскими государствами разделительной чертой. Кроме того, его конституционный статус ставит под вопрос полномочия администрации Палестинской национальной автономии, рассматривающей себя исключительно в качестве государства Палестина. Ее официальный представитель Юсуф аль-Махмуд уже заявил о том, что Палестина рассматривает закон как расистский. «Во-первых, закон налагает конституционную идентичность на арабов без их согласия. Во-вторых, закон создает ситуацию, в которой арабы вынуждены поощрять дискриминацию в их собственном отношении. Несмотря на то что они наравне со всеми гражданами страны несут налоговые обязательства, основной закон отождествляет национальные интересы исключительно с интересами еврейского населения. Это приводит к тому, что вклад арабов в развитие государства субсидирует и продвигает национальные проекты, которые отрицают их идентичность и статус. Основной Закон о национальном государстве нелегитимен. Он стремится поддержать режим, при котором одна этнонациональная группа контролирует другую, проживающую на одной территории с ней, и в это же время продвигает свое этническое превосходство путем содействия расистской политике в самых элементарных аспектах жизни», – заявляет правозащитный центр арабского меньшинства Adalah.
Того же мнения придерживается депутат Кнессета от партии «Хадаш» Юсеф Джабарин. Он уже неоднократно сравнивал положения Закона о национальном государстве с режимом апартеида в Южной Африке и США до движения за гражданские права. «Закон представляет евреям исключительное право на самоопределение, запрещая арабскому населению Палестины даже задумываться о создании независимого государства. Это противоречит как соглашениям об урегулировании конфликта на Ближнем Востоке, так и международному законодательству. Закон представляет ультраправую идеологию еврейского превосходства над арабами в целом и израильскими арабами, составляющими 20% населения страны, в частности», – сказал он корреспонденту «НГР». Джабарин опасается и того, что закон, подчеркнув религиозные характеристики государства, исключит из израильской нации мусульманское и христианское сообщества. «Для нас это очень тяжелый период, и данный закон – часть целой серии дискриминационных норм. Мы рассматриваем обращение в Верховный суд Израиля, но, кроме того, готовим и обращение к международным организациям, таким как ООН и Евросоюз, с просьбой вмешаться в ситуацию и предотвратить претворение в жизнь положений Закона о национальном государстве и всей разрушительной политики Израиля в отношении палестинцев», – заявил парламентарий.
«Это станет ключевой точкой в анналах сионизма и в истории Израиля», – цитирует Reuters слова премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Принятие основного закона представляет собой часть процесса конституционного строительства Израиля. Конституция страны не принята до сих пор: в 1948 году этому помешала начавшаяся Война за независимость, а в 1950 году Кнессет постановил, что «Конституция будет построена из разделов, каждый из которых представляет собой основной закон». Именно их в разное время Кнессет и принимал большинством голосов: Закон о национальном государстве стал шестнадцатым по счету.
Павел Скрыльников
Источник: http://www.ng.ru/world/2018-07-19/1_7270_israel.html