Завершение 19-километрового перехода через Керченский пролив, о котором давно мечтал кремлевский лидер, ускоряет интеграцию Крымского полуострова в состав России.
Около 20 минут понадобится для того, чтобы проехать на машине по 19-километровому мосту, соединяющему аннексированный в 2014 году Крым с российской территорией Краснодарского края. Строительство моста над Керченским проливом (между Азовским и Черным морем) — это самое символическое из всех предпринятых за последнее время действий России в Крыму и результат проявления воли Владимира Путина, который и открыл его в мае.
«Раньше время, за которое можно было добраться до России, измерялось часами; а теперь — минутами», — говорит Иван, журналист из Симферополя. До открытия движения по мосту единственным средством сообщения были паромы, функционирование которых зависело от сильных ветров и других нестабильных метеорологических условий в регионе.
Путин проехал по мосту за рулем грузовика российского производства. В поездке от Тамани (на российском берегу) до города Керчь (в Крыму) его сопровождал Аркадий Ротенберг, друг детства и владелец консорциума «Стройгазмонтаж», ответственного за строительство моста. Бизнесмен попал под западные санкции за работу в Крыму, в частности за прокладку на полуостров подводного газопровода из России.
Керченский мост, самый длинный из когда-либо построенных на территории бывшего Советского Союза, который обошелся в 228 миллиардов рублей, стал самым масштабным прорывом в процессе интеграции Крыма в состав российского государства. Старый план совместного строительства моста, который еще в декабре 2013 года обсуждали Путин и его украинский коллега Виктор Янукович, в итоге был претворен в жизнь в одностороннем порядке.
Как новая пуповина, мост соединяет Крым с государством, которое де-факто контролирует эту территорию. В ожидании того, что внешний мир в конце концов признает де-юре реальный факт, Россия не жалеет ресурсов на обновление и развитие устаревшей инфраструктуры полуострова.
Построенный менее чем за два года мост имеет четыре полосы движения (по две в каждом направлении), по которым в настоящее время перемещаются легковые автомобили, автобусы и малотоннажные грузовики. Мост проложен не по самому короткому пути, а по наиболее оптимальному, учитывающему свойства грунта в проливе. Часть свайных опор моста приходится на остров Тузла, который был предметом российско-украинского спора в 2003 году. Параллельно автомобильной части строятся участки железнодорожного моста, который будет открыт в 2019 году. На прошлой неделе здесь уже началась укладка рельсов.
Киев считает строительство моста проявлением российской аннексии, но он коренным образом меняет жизнь крымчан. По нему с 16 мая по 20 июля проехали 563 991 автомобилей, включая 5 803 автобуса, по словам министра туризма Крыма Вадима Волченко.
Максимальная пропускная способность моста — до 40 000 автомобилей в день, а официальная статистика говорит о том, что он превратился в основной путь в Крым, поскольку из 1,9 миллионов туристов, приехавших сюда в первом полугодии 2018 года (на 33% больше, чем в 2017), 36% прибыли по мосту, 35% самолетом и 10% через Перекопский перешеек из Украины. С начала года и до 20 июля Крым посетили почти 2,8 миллиона человек, а всего Волченко прогнозирует более шести миллионов туристов в 2018 году, что превысит рекорд, установленный при украинской администрации, но не достижения времен Советского Союза, когда на полуостров ежегодно приезжали до десяти миллионов туристов. После аннексии курсирующие по Черному морю круизные суда перестали швартоваться в Крыму, и было прервано железнодорожное сообщение с Украиной.
Мост открывает новые возможности по обе стороны Керченского пролива. Иван проехался по нему, чтобы побывать на концерте своей любимой рок группы в Краснодаре, а теперь планирует начать отсюда туристическое путешествие по Кавказу. Евгений, пенсионер, съездил в Тамань и вернулся с баком, полностью заполненным бензином, который там на пять рублей дешевле, чем в Керчи.
Тамань сегодня превратилась в место привалов для отдыха и активной деятельности. Как здесь, так и в Керчи, к местному населению присоединились строители моста, прибывшие со всех концов России. Из Башкирии, Сибири, Республики Коми. Все они живут в строительных вагончиках и работают в «Стройгазмонтаже».
По данным газеты «Известия», для охраны моста создано отдельное подразделение Национальной гвардии России, имеющее катера для борьбы с диверсантами и противоракетные установки, а также водолазные группы с оружием для боя на воде и под водой. Россия собирается построить здесь специальную базу для Национальной гвардии, незаметное присутствие которой уже сегодня можно почувствовать по многочисленным камерам слежения.
Жители Керчи могут наконец-то спокойно спать ночью, не просыпаясь от постоянного грохота забиваемых в дно залива свай. Теперь ночное освещение моста заметно даже из космоса. «У нас сейчас больше приезжающих и больше работы, но наша зарплата не изменилась», — говорит усталая официантка в одном из ресторанов Керчи. Этим летом зарплата официанта составляет около 35 000 рублей. Средняя зарплата на полуострове в 2017 году была 26 500 рублей, но цены в Крыму высокие и сравнимы с московскими.
Инфраструктура Крыма не подготовлена к приему большого количества транспорта, прибывающего по мосту и на паромах, которые перевозят и самосвалы большой грузоподъемности. Дорога Восток-Запад, которая соединяет Керчь с Симферополем, перегружена, в частности из-за строительства автомагистрали «Таврида», которая должна будет пересечь весь полуостров к концу 2020 года. Пробки сейчас просто ужасающие. На некоторых участках, как возле Феодосии, нужно несколько часов, чтобы преодолеть 15 километров. Приезжие выезжают на обочины, что сильно раздражает крымчан. «Приезжает много дикарей», — говорит один местный шофер, в то время как его пытается обогнать, невзирая на опасность аварии, автомашина из Краснодара с лодкой на прицепе.
Россия много инвестирует в Крым, и местные власти подчеркивают разницу в этом по сравнению с тем, что делал Киев. К изречениям типа «в украинский период» или «враждебное соседнее государство» добавляются и факты. Маленький аэропорт Симферополя был перестроен в огромный терминал на 6,5 миллионов пассажиров в год. Открытый в апреле, новый аэропорт обошелся в 32 000 миллиона рублей, из которых 70% были профинансированы российским государством. Симферопольский аэропорт называется международным, но может принимать лишь внутрироссийские рейсы. Для организаций, регулирующих международные полеты, воздушное пространство Крыма по-прежнему остается украинским.
Дождь из миллионов падает на Крым, чтобы превратить его в витрину России. Компании Ротенберга реконструировали знаменитый пионерский лагерь «Артек», где в настоящее время проводят свои летние каникулы 3500 детей и совершенствуют свои способности и навыки еще тысяча ребят. Две новых газоэлектростанции обеспечивают электроэнергией полуостров, население которого (2,3 миллиона человек в 2017 году) увеличивается благодаря обосновывающимся здесь россиянам: служащие, военные и работники компаний с государственными контрактами. Москва инвестирует в обновление общественного транспорта и медицинского оборудования, возводит новую больницу и спешно строит детсады и ясли, поскольку более 60 000 детей до семи лет записаны в очередь в эти детские учреждения.
El Pais, Испания
Оригинал публикации: El puente que simboliza la ambición expansionista de Putin
Опубликовано 30/07/2018