15 ноября 2008 года — дата, которую стоит запомнить, поскольку в этот день вершилась история — в Вашингтоне прошла первая встреча Группы двадцати (G-20), где представители двадцати передовых государств мира собрались с целью принятия мер против мирового финансового и экономического кризиса. Результаты саммита пока ограничились только декларацией о намерениях, однако, несмотря на это, он остается вехой, отмечающей поворотный момент в истории.
Столкнувшись с угрозой тяжелейшего после 1930-х годов экономического и финансового кризиса во всем мире, западные промышленно развитые страны (включая Россию), в прошлом господствовавшие на мировой экономической сцене, оказались неспособными найти эффективный выход из ситуации. Напротив, все надежды на облегчение или даже преодоление кризисной ситуации во всем мире оказались возложены на развивающиеся страны, только сейчас начинающие набирать экономическую силу — в первую очередь на Китай.
Реакция США на снижение своего влияния в мире — избрание первого афроамериканского президента Барака Обамы — была впечатляющей. Находясь в разгаре одного из тяжелейших кризисов в истории, Америка доказала себе и миру свою способность к адаптации. Уже сейчас очевидно, что подобное решение будет иметь три последствия, которые окажут влияние на будущее.
Во-первых, избрание афроамериканца на пост президента пресечет трагическое наследие рабства и Гражданской войны в Америке. Отныне вопросы, касающиеся цвета кожи, разреза глаз или половой принадлежности, уже не будут играть решающую роль при определении успеха кандидата на высокий или даже высочайший пост. Нынешняя политическая система США отражает демографические перемены в стране, поскольку цветная часть населения является самой быстрорастущей.
Во-вторых, выборы Обамы в средние сроки приведут к переориентировке иностранной политики США. В частности трансатлантический/европейский фокус американской иностранной политики уйдет в прошлое.
В-третьих, продолжающийся сдвиг богатства и влияния с Запада на Восток даст толчок внутренней реорганизации культурно-политической перспективы Америки.
Северо-восточные тихоокеанские государства — Китай, Япония, Южная Корея — уже стали самыми значительными кредиторами США, и их влияние будет расти и дальше в результате финансового кризиса. В обозримом будущем величайшие возможности для развития лежат в этом регионе, и в силу как экономических, так и геополитических причин, Америка будет все чаще обращаться к Тихоокеанскому региону, таким образом снижая значение своей трансатлантической ориентации.
Все это — плохие новости для Европы, поскольку, как только закончится мировой кризис, европейские страны просто утратят часть своей значимости. И, к несчастью, Европа не только не предпринимает ничего для предотвращения или разворота своего упадка — она ускоряет процесс собственным поведением.
Йошка ФИШЕР
экс-министр иностранных дел и вице-канцлер Германии в 1998-2005 годах
«Дело», 8 декабря 2008