Прошлогоднее заявление Яценюка о том, что во фракции «Батьківщина» не будет тушек, не процитировал разве что сам Яценюк — все остальные отметились. И никто, кроме, может, клинических оптимистов, не сомневался: тушки будут. Вопрос был только в сроках.
И ведь уверенность эта связана не только с абстрактным ощущением, что в «Датському князівстві» что-то дурно пахнет — нет, речь шла о вполне конкретных фамилиях, которые затесались в партийный список ВО «Батьківщина». Хотя «затесались» — слово неверное. На проходные места в партсписок случайно не попадают, и каждая фамилия была согласована с руководством, в частности — лично с Яценюком.
Например, Тарас Стецькив в интервью «Главкому» еще в августе прошлого года назвал пять человек, которым не место в списке «Батьківщини» — и среди них Скосарь и Табалов-старший. Интересно, почему Стецькив знал, что эти люди не останутся с «Батьківщиной», а Яценюк и Турчинов — не знали?
Уже после выборов, в декабре прошлого года, сайт «Цензор» со ссылкой на источники в оппозиции называет двух депутатов, которые только и ждут момента, чтобы «стушковаться». И депутаты эти — Игорь Скосарь и Виталий Немилостивый. Табаловы к тому времени уже отказались вступать во фракцию «Батьківщина», то есть пророчество Стецькива уже начало сбываться. В апреле «сбыча пророчеств» продолжилась: Скосарь и Немилостивый ушли, прихватив с собой Канивца и Стаднийчука.
Это уже не случайность, это тенденция, и у этой тенденции, как и у тушек, есть свое имя и фамилия — Арсений Яценюк. Ведь именно по квоте «Фронта Перемен» в список были включены трое из четырех апрельских тушек. Нет, конечно, у партии «Батьківщина» своя, и довольно богатая история тушкопроизводства. Но тем не менее партия эта последние три года является последовательно оппозиционной. Такого нельзя сказать о «Фронте Змін», который формировался на крайне невнятных идейных основаниях, исключительно как организационная подпорка для одного лидера — Яценюка. Стоит ли напоминать о том, какую роль сыграл Яценюк на выборах 2010 г.? И стоит ли удивляться, что в партию его вступали люди вовсе не по критерию оппозиционности к регионалам?
Так что совсем не удивительно, что и формирование партийных списков происходило по тому же принципу? А если учесть, что за год до парламентских выборов серым кардиналом ФЗ стал Николай Мартыненко, не растерявший еще своих связей с еще одной тушкой Давидом Жванией, то становится ясно, что тушкования не могло не быть. Неумение и нежелание Яценюка как-либо адекватно отреагировать на акт группового тушкования его ставленников говорит о том, что как-то препятствовать этому процессу он не может. И не хочет. Да и что он может сделать? Ведь люди платят за попадание в список и в Раду, а не за обязанность быть верными членами фракции, цели которой им безразличны.
Поэтому все реакции «фронтоватого» руководства «Батьківщини» на появление очередных тушек сводятся к простой констатации: «Нас снова предали! Проклятая власть!» Будем надеяться, Яценюк больше не станет повторять лепет о том, что у него не хватает денег на обратную перекупку перекупленных депутатов — это слишком даже для Яценюка. Хотя и честно, в отличие от других, более пафосных высказываний.
Так кого же не смог перекупить «назад» Яценюк? Кто они, эти люди, которых он, вопреки предупреждениям товарищей по оппозиции, презентовал как честных и бескомпромиссных борцов?
Коммерсант с земельным интересом
Кто такой Игорь Скосарь? За пояснениями мы обратились к народному депутату Наталии Новак (УДАР), которая знает Скосаря по работе в Киевраде.
«Скосарь, прошел в Киевсовет путем сетевого маркетинга — это технология, когда раздаются пайки, проплачивают и т.д. Я, когда увидела его в составе «Батьківщини», была удивлена и была уверена, что он будет первой «тушкой». Вы видели его заявление? Такое впечатление, что у него вообще нет никакого образования.
Все, чем он занимался в Киевсовете — это земельными вопросами. Одним из лоббистов проталкивания дома на Грушевского был Скосарь. Тогда он занимался тем, что ходил по залу и уговаривал всех, что надо проголосовать. Был момент, что мне, например, даже угрожал — когда я боролась против строительства на Ленинградской, подходил с намеками. Я тогда озвучивала этот вопрос на сессии, мол, некоторые уже угрожают. Конечно, тогда еще не было такой повальной раздачи земель, как при Черновецком.
Засветился он тем, что в основном решал свои вопросы. Тогда была мажоритарка, он представлял бизнес-крыло, которое пришло для решения исключения бизнес-вопросов.
Я не спрашивала у «Батьківщини», каким образом он туда попал. Но удивилась. Есть люди, которые прошли испытания, такие как Шкиль, Гримчак, они не прошли по списку. Говорят, что деньги не пахнут, но в этом случае они пахнут. Я понимаю, что все партии нуждаются в спонсорах, но не таким же путем!
Охарактеризовать его можно кратко. Скосарь — коммерсант, который занимался в Киевсовете исключительно коммерческими проектами, готов сотрудничать где угодно, лишь бы с властью. Занимался лоббированием строительства домов, заправок, рынков и т.д. Никогда в борьбе за идеалы народа он замечен не был».
Из официальной биографии мы знаем, что последние 15 лет Скосарь занимается бизнесом на пищевых продуктах. Но свидетельства коллег раскрывают куда как более интересные стороны деятельности «коммерсанта».
Человек глубокого бурения
Неожиданным кажется то, что из троих собратьев по тушечному делу для совместного заявления Скосарь выбрал одного только Олега Канивца, который единственный из тушек не был протеже ФЗ. Они обвинили Яценюка в маниакальном стремлении узурпировать власть в оппозиции и стать единым кандидатом на выборах 2015 г. Впрочем, своя логика здесь есть — ведь именно на узурпацию власти Яценюком периодически намекает квотодатель Канивца — глава партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко.
Как и почему львовский бизнесмен Олег Канивец стал протеже Гриценко — достоверно неизвестно. Однако прежние горячие заявления Анатолия Степановича о том, что Канивец тушкой не станет, вероятно, призваны нас уверить, что Гриценко знает Канивца как проверенного борца за идеалы, а вовсе не продал ему округ.
Впрочем, специалист по глубокому бурению Канивец на борца за идеалы все равно не тянет. Партии менял как перчатки. Будучи депутатом Львовского облсовета и главой фракции «Наша Украина», вскоре после оранжевой революции по зову Юлии Тимошенко перебежал к ней и возглавил фракцию «Батькіщини». Однако и там не задержался, рассорившись с партийным руководством. Потом устроился в малоизвестную «Украинскую партию», а когда замаячили на горизонте выборы 2012 года, приложил все усилия для слияния бесперспективной «Украинской партии» с «Гражданской позицией». В результате получил округ на Стрыйщине.
Взаимных симпатий Канивец и руководство «Батьківщини» после давнего расставания не испытывали, и ни одна сторона не собиралась налаживать отношения. В результате Канивец опять разругался с руководством «Батьківщини», прежде всего с Виктором Швецом, который теперь не скрывает недовольства в адрес Гриценко за такой «подарочек». Ясно, что при таком раскладе тушкование Канивца было вопросом времени.
Естественно, меняя партии, Канивец никогда не изменял своим бизнес-интересам. Он возглавлял правление добывающей компании «Укрнефтебурение», которая отметилась в позапрошлом году скандалом из-за отмены лицензии на бурение Сахалинского месторождения в Харьковской области. Также был президентом компании «Укртехнобудинвест». Это если не вспоминать о мелком бизнесе у себя на Львовщине, где его семья занимается деревообработкой и разливом воды.
Будем надеяться, что благодаря тушкованию бизнес Канивца не пострадает. А на следующих выборах — чем черт не шутит — «Батьківщина» опять разрешит ему баллотироваться от своего имени. Если какой-нибудь Гриценко опять за него поручится.
Профессиональный директор
О харьковском бизнесмене Виталии Немилостивом, которого называют креатурой Давида Жвании, лучше всего говорят названия предприятий, которыми он в свое время руководил: АО «Автомобили России», ОАО «Стройгидропривод», ООО «ИВЦ «Машгидропривод», ЗАО «ХЗТУ», корпорация «УкрИнМаш», Завод имени Малышева.
Хотя Немилостивый руководил Заводом имени Малышева всего около года, этого было достаточно для того, чтобы заработать себе вполне конкретную репутацию. Дело в том, что завод этот постоянно оказывался в центре скандалов. Там периодически не выплачивалась зарплата. Там регулярно возникали проблемы с финансами и нецелевым использованием средств. А скандалы вокруг продукции завода — вооружения, которое шло на экспорт — это вообще отдельная история. Директора на заводе менялись довольно часто — в зависимости от того, какой группе влияния удавалось протолкнуть своего протеже. Интернет пестрит упоминаниями фамилии Немилостивого в связи с теми или иными махинациями на Заводе имени Малышева — к критике будущего депутата подключился в 2011 г. даже харьковский губернатор Михаил Добкин.
При втором премьерстве Тимошенко этот профессиональный директор был назначен первым заместителем министра промышленной политики. Именно к этому назначению относится упоминание Немилостивого как креатуры Жвании. Директор оказался настолько профессиональным, что остался работать на прежней должности и в правительстве Азарова.
Янукович уволил его лишь за год до парламентских выборов, а в июне 2012 г. Немилостивый уже возглавлял штаб Объединенной оппозиции в Харьковской области. Как получилась такая замечательная рокировка? Понятия не имеем. Но на всякий случай напомним, что у Жвании, чьим протеже был Немилостивый, в свое время были довольно тесные партнерские отношения с Николаем Мартыненко — серым кардиналом «Фронта Змін» и альтер эго Арсения Яценюка.
Рома, адвокат
Последний из великолепной четверки — Роман Стаднийчук — настолько невнятная политическая фигура, что писать о нем практически нечего. Адвокат, он торопливо зашел на место размандаченного Власенко — и очень скоро разменял его на прозвище тушки. И эту невнятность тоже с полным правом можно поставить в претензию Яценюку. Если первые трое были очевидными тушками, то четвертый был вообще непонятно кем — для нас, разумеется, а не для тех, кто его включал в список и знал, на каких условиях.
И самое обидное в том, что эти тушки — не последние, и Яценюк об этом знает не хуже, а лучше других. И что же он предпринимает? Может, тайком уговаривает не предавать? Или ищет миллионы долларов, чтобы подкрепить свои уговоры твердой валютой?
Или просто ждет, когда очередная тушка помашет ему ручкой?
Д.Шубин, О.Байвидович