РФ и Туркменистан договорились о возобновлении с 1 января 2010 года поставок туркменского газа в Россию, но в сокращенном объеме — 30 млрд. кубометров в год.
Комментирует политолог Алексей Балиев:
— Казалось бы, Россия — один из крупнейших в мире обладателей газовых ресурсов, добытчиков и экспортеров газа. Почему же она зависит от импорта среднеазиатского голубого топлива? Парадокс? Отнюдь. Туркменский газ позволяет России выполнять многие экспортные контракты и обеспечивать до 15-20% внутреннего газоснабжения. Причем с конца 1960-х годов.
Доля туркменских закромов в среднеазиатских газоресурсах превышает 70%, и их топливо является самым дешевым по себестоимости добычи и наиболее качественным в Средней Азии. Поэтому еще в конце 1960-х было решено снабжать РСФСР и другие союзные республики именно туркменским газом, а российский, в растущем объеме, экспортировать. Безотказно эта схема работала до распада СССР. Но с 1991 г. Туркмения — независимая страна, и у нее теперь большой ассортимент и импортеров, и маршрутов газоэкспорта, и, соответственно, предлагаемых цен.
До последнего времени российская сторона, пользуясь сориентированностью среднеазиатских трубопроводов бывшего СССР (Чарджоу-Бухара-Урал, Средняя Азия-Центр) именно на Россию, фактически диктовала Ашхабаду цены и объемы поставок. Но с 2007 г. туркменским газом стали весьма предметно интересоваться другие страны, особенно Китай. Так, в основном на китайские деньги введен недавно в действие трансазиатский газопровод Туркмения-Узбекистан-Казахстан-КНР.
Вдобавок, ныне дорабатываются поддерживаемые и финансируемые Западом проекты газопроводов из Туркмении (и Узбекистана) в Пакистан и Индию. Более того, в ходе переговоров 17-19 декабря в Токио с японским правительством решено было продлить этот трубопровод до Японии. Причем, и США с ЕС официально одобряют все эти проекты среднеазиатских стран, нацеленные, подчеркнём, не на Россию. Ситуация для нас усложняется и тем, что часть туркменских поставок в Россию реэкспортировалась в некоторые страны Восточной Европы и бывшего СССР.
Но с апреля 2009 г., из-за аварии на основном трубопроводе из Средней Азии в Россию (причины ее пока не расследованы), туркменский газ нам и вовсе не поставляется. С тех пор обе стороны никак не могли договориться о ценах. Зато Ашхабад, пользуясь быстрорастущим спросом на свой газ не только в России, но и в других странах, предлагает Москве расценки, более чем на треть выше предлагаемых ею.
По долгосрочному соглашению от 2003 года Россия до 2028 г. включительно должна была покупать у Туркмении до 55 миллиардов кубометров газа в год, а согласно дополнениям к этому соглашению от 2006 г. – до 65 млрд. В 2007-2008 гг. эти поставки уже составляли лишь 40 млрд. кубометров. Ашхабад периодически опротестовывал согласованные цены, что приводило вовсе к частым перерывам в поставках. А затем случилась авария на «трубе» Средняя Азия-Центр…
Словом, долговременная (если не бессрочная) зависимость России от туркменского газа «стартовала» еще в 1960-х, что связано с нашей зависимостью от сбыта своего газа не внутри страны, а в зарубежье. Компенсировать уходящие на экспорт объемы и приходится импортом туркменского газосырья.
Сегодня президенты России и Туркмении подтвердили необходимость возобновления поставок туркменского газа в Россию. Общее понимание относительно объемов и цены достигнуто.
По материалам: www.stoletie.ru