Почему выходцы из России предпочитают Турцию и как им живется в этой стране? Об этом корреспонденту ИА IslamNews рассказал представитель татарской диаспоры в Антальи Ильгиз Лутфуллин.
— Что вас побудило переехать из России в Турцию?
— Конечно, не может быть какой-то одной причины, в каждом переезде есть много причин. Начнем с того, что Турция для меня не чужая страна, я в свое время здесь заканчивал Эгейский государственный институт. Мне тогда уже нравилось здесь жить: климат, люди, простота общения. Исламский фактор тоже, естественно, немаловажен. И уже в то время у меня появились какие-то планы. К тому моменту, когда я решил переехать, турецкая экономика очень хорошо подросла.
Еще одна причина — дети. Я хотел, чтобы они получили полноценный иностранный язык, хотя бы один. Это всегда расширяет сознание. Поэтому, когда дети подошли к школьному возрасту, мы с женой посоветовались и решили переехать в Турцию.
— Почему именно Анталья?
— Здесь тоже опять много факторов. Во-первых, консульство есть российское. Город не слишком большой, как Стамбул, где пробки, но и не слишком маленький. И потом, здесь русскоязычная диаспора очень сильная. Так сложилось, курортная зона, русскоговорящих очень много.
— А ваши соседи из России, у них такие же причины?
— У многих да. Кто из-за курорта, кто из-за детей.
— Сейчас сколько россиян, в частности, татар проживает в Анталье?
— Тяжело определить точное число, потому что в основном их пребывание сезонно. Причем многие живут не месяц, не два, а, например, по полгода. Можно вот судить по косвенным показателям. Например, в некоторых государственных структурах Антальи можно написать заявление на русском языке. Например, что касается образования. Можно прийти и подать справку из своей российской школы, прямо без перевода. Поэтому можно сказать, что довольно много проживает россиян — порядка тридцати-пятидесяти тысяч.
— Как отразилась история со сбытиым самолетом на количестве проживающих россиян?
— На туризме отразилось. Мы, постоянно проживающие ничего не почувствовали. В моем окружении я не знаю ни одного, кто сказал бы: «не хочу здесь больше жить и уеду».
— А татар сколько примерно?
— Это еще тяжелее оценить. Порядка, может быть, пяти-шести тысяч.
— Только в Анталье?
— В Анталье и Алании — курортных районах. Но это моя субъективная оценка, не обоснованная статистикой.
— У вас есть здесь, что вас объединяет, например, какая-то организация?
— Да. Два года назад мы учредили некоммерческую организацияю «Мирас». Ее основная цель — помощь с адаптацией переселенцев, которые еще не знают языка. Как получить вид на жительство? Как ребенка устроить и другие бытовые вопросы. Также сохранение культуры, языка, проведение сабантуев, религиозных праздников.
— А вы как-то контактируете с консульством?
— Один из наших учредителей адвокат, он уже гражданин Турции. И он непосредственно очень плотно общается с консульством.
— Как вы зарабатываете себе на жизнь?
— Сам я строитель, строим с партнерами различные объекты, в том числе квартиры в курортной зоне, ну, и продажей, естественно. Три года назад мы открыли свою компанию. Здесь это очень просто, никаких бюрократических процедур, проволочек. Если вы хотите открыть в Турции фирму, вы действуете, как обыкновенный турецкий гражданин. На вас распространяется общегражданское право. Зарегистрировали и сразу получили лицензию на строительство.
— Как к вам относятся турки? Есть какие-то сложности?
— Сказать лучше, не сложности, а специфика. Здесь логика проста и всем понятна. Плати налоги, не обманывай. Нет пресловутой коррупционной составляющей. Мы бы и не переехали, наверно, если к нам относились, как к людям второго сорта.
Мы рассматривали и другие варианты для переезда. Например, страны Персидского залива. Недвижимость даже купили там в свое время. Но такой момент, как невозможное получение гражданства, оттолкнула. Невозможно на себя эту же собственность оформить. Она как долгосрочная аренда получается.
В Турции все гораздо проще. Действуют общеевропейские стандарты получения гражданства и ведения бизнеса. Сам народ тоже очень приветливый. Особенно в Анталье, где много приезжих, в том числе внутренний туризм. Помимо русских здесь много курдов, арабов, армян. И все люди — равны. Какого-то отдельного отношения мы к себе не чувствуем.
— В России, много говорят о Турции, особенно в связи со сбитым самолетом. СМИ постоянно сообщают, что из России в Турцию приезжают радикалы, следующие транзитом в горячие точки. Что вы об этом скажете?
— Я тоже отслеживаю, читаю об этом в новостях. Здесь, в Анталье этого я этого не ощущаю. Хотя как раз Анталья называется таким перевалочным пунктом.
Мы хотим социализировать переселившихся в Анталью россиян, и в частности, мусульман. Одна из целей нашей организации — показать: мы мусульмане без каких-либо деструктивных идей и действий.
http://www.islamnews.ru/news-507453.html