О попытке возбуждения уголовного дела против Васви Абдураимова, инициированного депутатом Верховной Рады АР Крым от фракции «Курултай-Рух» Л. П. Пилунским
23 ноября 2008 г. г. Симферополь
В СЕРЕДИНЕ ОКТЯБРЯ бывший глава Кенеша (Совета) Милли Фирка Васви Абдураимов был вызван в Следственный отдел Главного управления СБУ в Крыму для дачи объяснений по поводу его заявления руководителям Российской Федерации и Татарстана, переданного им через Консульство РФ в Симферополе.
Как оказалось, поводом для повышенного интереса спецслужб Украины к персоне Васви Абдураимова стало заявление депутата Верховной Рады АР Крым Леонида Пилунского (фракция «Курултай-Рух»), в котором он в ультимативной форме требовал от руководства СБУ возбудить в отношении Васви Абдураимова уголовное дело по признакам ст.ст. 111 и 383 УК Украины, то есть за измену Родине и за заведомо неправдивые сведения о совершении преступления. Наказания по данным статьям УК Украины предусматривает лишение свободы от десяти до пятнадцати лет (по ст. 111) и до трех лет (по ст. 383).
СБУ расследовало это дело и направило Васви Абдураимову письмо (№76/П-46/20 от 24 октября 2008 г.) за подписью старшего следователя ОВД следственного отдела ГУ СБ Украины в АР Крым Н.Н. Хрящикова, в котором сказано: «Уведомляю в том, что по заявлению от 22.09.2008 г. гр. Пилунского Л.П. в отношении Вас в возбуждении уголовного дела по признакам ст.ст. 111 и 383 УК Украины отказано на основании ст. 6 п. 2 УПК Украины, то есть, за отсутствием в Ваших действиях состава преступления».
По факту передачи В. Абдураимовым заявления руководителям Российской Федерации и Татарстана, переданного им через Консульство РФ в Симферополе, Милли Фирка в свое время приняло соответствующее решение. За то, что это заявление было передано без согласования с Кенешем (Советом), Васви Абдураимов был освобожден от должности председателя Кенеша (Совета).
Определенные политические силы, не заинтересованные в скорейшем положительном решении проблем депортированных, использовали факт передачи заявления для организации широкой клеветнической компании дискредитации Милли Фирка и самого Васви Абдураимова. Не дав разобраться в сути проблемы, в эту компанию подключили и часть крымскотатарских общественных организаций, которые выступили с совместным заявлением, осуждающим Милли Фирка. Были введены в заблуждение и крымскотатарские общины, живущие за рубежом.
Милли Фирка не разделяет негативного отношения президента Украины Виктора Ющенко и части так называемых «демократических» сил Украины к некоторым бывшим союзным республикам, в том числе и к России, и аналогичного отношения руководителей некоторых постсоветских государств к Украине. Европа, пережившая тридцатилетнюю, столетнюю и две мировые войны в 20 столетии сумела забыть прошлые обиды и объединиться. Народы, в отличие от их руководителей, хотят жить в мире и спокойствии. Милли Фирка считает недопустимым втягивание крымскотатарского народа и его национального движения в противостояние Украины и украинцев с соседними странами и народами.
Когда дело касается проблем репрессированных народов, Украина постоянно заявляет о своей непричастности в преступлениях против них, при этом во всех грехах винит тоталитарный советский режим и его правопреемника – Россию. С другой стороны упорное нежелание Киева эффективно решать политические, социальные и экономические проблемы депортированных вынуждает крымских татар обращаться не только в международные организации, но и к бывшим союзным республикам, которые в свое время проявили гуманность и приняли обязательства по ликвидации последствий сталинского геноцида. Как известно, еще в 1989 году высшие конституционные органы СССР (1 Съезд народных депутатов и Верховный Совет) признали насильственное переселение и репрессии против крымскотатарского и ряда других народов страны преступными и незаконными. Причем за эти решения голосовали единогласно как депутаты РФ, так и Украины. Кроме того и Россия, и Украина должны выполнять Договор «О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной», который недавно был пролонгирован.
Статьи 11, 12 и 28 этого Договора непосредственно касаются крымских татар:
Статья 11. Высокие Договаривающиеся Стороны принимают на своей территории необходимые меры, включая принятие соответствующих законодательных актов, для предотвращения и пресечения любых действий, представляющих собой подстрекательство к насилию или насилие против отдельных лиц или групп граждан, основанное на национальной, расовой, этнической или религиозной нетерпимости.
Статья 12. Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают защиту этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории и создают условия для поощрения этой самобытности.
Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон гарантирует право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, индивидуально или совместно с другими лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и поддерживать и развивать свою культуру, не подвергаясь каким-либо попыткам ассимиляции вопреки их воле.
Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, полностью и эффективно осуществлять свои права человека и основные свободы и пользоваться ими без какой-либо дискриминации и в условиях полного равенства перед законом.
Высокие Договаривающиеся Стороны будут содействовать созданию равных возможностей и условий для изучения русского языка в Украине и украинского языка в Российской Федерации, подготовки педагогических кадров для преподавания на этих языках в образовательных учреждениях, оказывать в этих целях равноценную государственную поддержку.
Высокие Договаривающиеся Стороны заключат по этим вопросам соглашения о сотрудничестве.
Статья 28. Высокие Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать по вопросам восстановления прав депортированных народов в соответствии с договоренностями в рамках СНГ на двусторонней и многосторонней основе.
Однако никакого сотрудничества в этом вопросе депортированные народы пока не замечают. Обе стороны, подписавшие вышеуказанный Договор, должны контролировать друг друга и требовать его исполнения не только в части пребывания Черноморского Флота России в Севастополе, но и по всем остальным пунктам.
Милли Фирка, общественные организации и в целом весь народ имеют право и должны обращаться ко всем бывшим союзным республикам, с просьбой выполнять и Бишкекские соглашения, также направленные на оказание помощи всем депортированным из Крыма.
Более того, крымскотатарский народ имеет право требовать от России, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана особого внимания и активного участие в его нынешнем положении в связи с тем, что в годы депортации в экономики этих республик им был внесен огромный вклад. Крымские татары десятилетиями работали на лесоповалах и шахтах, на рудниках и заводах, выращивали хлопок и хлеб, строили промышленные объекты и жилые дома, учили детей в школах и трудились в научных учреждениях… По оценкам экспертной комиссии компенсация доли участия спецпоселенцев крымскотатарской национальности в создании национального дохода постсоветских стран составляет 16,09 миллиардов долларов США.
Исходя из вышеизложенного:
1. Милли Фирка решительно осуждает попытки любых политических сил нейтрализовать и противодействовать активной деятельности не только нашей организации, но и других в деле борьбы за права и свободы крымскотатарского народа.
2. Милли Фирка, осознавая нависшую над народом угрозу утраты национальной идентичности в условиях правления тех политических сил Украины, которые не скрывают своих целей создать в стране один народ с единым языком и единой верой, ощущая политическое, социальное и моральное давление, оставляет за собой право обращаться за помощью к любым международным организациям, ко всем постсоветским странам, в том числе и к России.
3. Милли Фирка выражает сожаление в том, что в течение ряда лет значительная часть крымскотатарских избирателей поддерживала РУХ, отдавала на выборах за него голоса. После трагической гибели выдающегося правозащитника Вячеслава Максимовича Черновола, эта организация изменила своим основополагающим принципам. Она не только не содействовала решению проблем крымскотатарского народа, но и вырастила в своих рядах ненавистных В. М. Черноволу стукачей типа Пилунского, которые сегодня начали активную борьбу против крымскотатарских правозащитников.
Председатель Кенеша (Совета) Энвер Кантемир-Умеров
Председатель Исполкома Решат Камилов