За Крым еще придется биться

Post navigation

За Крым еще придется биться

С весны прошлого года живу в Крыму. Честно сказать, чувствую себя рефери на ринге, наблюдающим, сколько очков пропустила Россия или Украина в битве за своенравный полуостров. Вплоть до конца прошлого года разрыв в счете приближался к астрономическим значениям (в пользу России).

 

За Крым еще придется биться...Но в декабре-январе битву за умы и сердца части крымчан Россия проиграла. Проигрыш, конечно, тактический, а не стратегический. Такой вывод делаю, прежде всего, на основании общения с абсолютно разными людьми, так что мнение не мое личное, а, так сказать, сборное.

Местная власть хромает. Причем иногда даже на обе ноги.

 

После принятия республики в состав России перед федералами были два варианта: чеченский — радикально-бюрократический — и собственно либеральный, мягкий, который можно уже назвать крымским.

 

Второй и выбрали.

 

В Чечне после второй войны проблема управленческого аппарата решилась просто: в понедельник утром самолет с московскими чиновниками приземлялся в Грозном, в четверг вечером они улетали обратно в Москву. Все они, кроме Абрамова, числились замами председателей всего и вся и министров, назначенных из числа местных, однако на деле руководили республикой. Так продолжалось два года, пока столичные гости не подогнали под стандарты Москвы властные структуры и всю систему управления в Чечне.

 

В Крыму же на местах оставили практически всех чиновников, занявших свои кресла еще при Украине, и передали им такой объем федеральных полномочий, о которых другие регионы России могут только мечтать. Но такой вариант с опорой на местные кадры уже дал трещину, так как сами эти кадры зачастую или не знают эффективных управленческих средств и далеки от российских реалий, или изначально с червоточиной. В итоге внутренняя политика в Крыму не определяется государством, а следует за повесткой.

 

Транспарентная работа федеральной власти полностью убивается закрытой политикой местных властей.

 

О существовании министерства по делам Крыма и полномочном представителе президента в КФО большинство крымчан даже не слышали.

Что происходило перед Новым годом?

1. Украина не спит, а нащупывает болевые точки на теле соседа. Первый мощный апперкот, который пропустила Россия, — декабрьское отключение электроэнергии. Неожиданное, вероломное и без предупреждений. Связь не работала. Предприятия не работали. Украина увидела слабое место и врезала со всей дури. Без оглядки на Россию. Особого шика произошедшему добавил Сергей Аксенов, за день до отключения уверенно заявивший на пресс-конференции, что вопрос по электроэнергии решен, так сказать, окончательно и бесповоротно.

 

Но поворот Украина нашла еще тот. И заявление главы республики ничего, кроме грустного смеха, не вызвало. А доблестные работники пиар-службы, удалившие на следующий день на сайте совета министров цитату с этими словами, — это вообще epic fail. В общем, все все понимают, но неприятный осадок от того, что сильную Россию могут, походя обидеть, остался, как и гадание в новогоднюю ночь — «увидим Путина или телеэкраны погаснут?».

2. Следующее — транспортная блокада Крыма, объявленная Украиной перед Новым годом. Отмена железнодорожного и автобусного сообщения, и как итог — пешие колонны через Чонгар людей с отмороженными ушами и ногами — очередная попытка Украины нагадить Крыму. Ну и не только ему, вообще всем, кто смеет ездить к «предателям», не говоря уже о самих «предателях». И как обычно — молчание федеральных властей по этому поводу.

3. Перед самым Новым годом в Крыму начался катастрофический рост цен на продукты. Стоимость некоторых стала выше, чем в регионах России и даже в Москве. Например, огурцы в Крыму в канун праздников стоили по 300 рублей за килограмм, в то время как в Москве — 95-120. Шампиньоны стоили 300, мандарины — 100-150 рублей. Цены повышаются сразу на 20-30% практически еженедельно. На этом фоне — существенное снижение продуктового ассортимента. При этом зарплаты в частном секторе в Крыму после Украины показали мизерный рост. Фактически у большей половины частных компаний они просто переиндексировались.

4. Бизнес в дауне. Платежные сети блокированы, а банковская система неэффективна и фактически не кредитует. Логистические проблемы ужасают. Бизнес в эйфории изначально не пребывал, но ведь и не ожидали, что транспортная логистика в Крым через пятикилометровую переправу окажется для России более сложной задачей, чем логистика на Сахалин, Камчатку, Якутск. Из-за этого приходится делать излишек товарных запасов, при этом должного оборота нет. Предприниматели в Крыму, можно сказать, не просто работают — они совершают трудовой подвиг.

Представьте ситуацию. Ваш поставщик на Украине, с которым вы работали 10 лет, товар вам не поставляет и перечисленную предоплату не возвращает. Новый поставщик в России найден вам по Интернету, и его надежность вам неизвестна.

 

«В срочном порядке пришлось искать новых поставщиков в России, но уже по другим ценам. В итоге: продавали запчасти, закупленные на Украине, по 36 евро, сегодня покупаем в России — по 72. Плюс зависшие на Украине предоплаты, которые не отдают со словами «… вам, а не деньги, предатели!» — это цитата из разговора с керченским предпринимателем.

 

И что должен сделать предприниматель в новых условиях?

 

А) Найти оборотный капитал (так как украинский поставщик предоплату зажал или деньги зависли в украинских банках).

 

Б) Денег должно быть в три раза больше, чем вы планировали обычно, так как цены в России выше, а логистика увеличила срок оборачиваемости и нужно создавать дополнительные товарные запасы.

 

В) Кредитов в Крыму в банках нет.

 

Г) Вы еще не перерегистрировались и не можете это сделать, так как на балансе числится недвижимость, а перерегистрация недвижимости только недавно заработала, и там очереди. Да к тому же реестродержатель вашего ПАО находится в Киеве и выписки из реестра вы должны брать там, а российский поставщик не понимает, как он должен вам продавать товар внутри России, если покупатель «иностранный».

 

Централизованно никто эти проблемы частного бизнеса вообще не решал и не решает.

5. Подписание решения о продлении переходного периода фактически состоялось в последний рабочий день предыдущего года. А сколько людей стояли в очередях в налоговой перед праздником? Не нужно забывать, что, например, сельскохозяйственные предприятия, имеющие в аренде землю и не успевшие получить российскую регистрацию, теряли право на аренду этой земли.

6. Тысячные очереди на получение паспорта для тех, кто устанавливал факт проживания через суд. По факту эти крымчане имеют судебное решение, установившее их право обращаться за российским гражданством в ФМС, но статуса гражданина РФ и паспорта на руках до сих пор нет, как и нет права получить полис ОМС. Лечебно-профилактические учреждения перестали принимать людей без полисов. А вот получить желанный документ может только или гражданин РФ, или мигрант с разрешением на временное проживание.

 

Фактически тысячи крымчан потеряли право обращаться за бесплатной медицинской помощью.

 

«Недавно подруга звонила в слезах — годовалую дочку отказались обслуживать в детской поликлинике, хотя у родителей российские паспорта, прописка — Гурзуф, свидетельство о браке и рождении. Но в садике требуют печать из ФМС, что ребенок имеет российское гражданство. А выстоять очередь в ФМС с ребенком на руках практически невозможно», — это из переписки с жительницей Ялты.

7. Никто не знает про свободную экономическую зону. Никто из крымских бизнесменов, с кем приходилось общаться (а таких немало), вообще не знает и не понимает, что это за зона и с чем ее кушать подают. Закон приняли, конечно, красиво: с грохотом и помпой, разве что в фанфары не били.

 

А по итогу получили большой мыльный пузырь, от которого практической пользы не больше, чем от номинального правительства Крыма, которое сидит в Киеве на Банковой и руководит воздушными замками и нарисованными городами. Ну и инвесторов, которые, по идее, должны были друг другу на ноги наступать за право влить капитал в Крым, на горизонте не видно.

8. Непонятно, как идет национализация. Ситуация с медицинским центром «Генезис» показала, что в жернова национализации могут угодить не только объекты Коломойского, но и практически любые частные компании, которые где-то что-то не так хранят или не так размещаются. «Непонятно. Отбирали бы уже по какому-то плану, что ли, а то кажется, что это экспроприация», — пишет мне крымский предприниматель Евгений из Симферополя. И в общем-то я с Евгением согласен.

Итог: значительная часть людей, еще недавно охавших от восторга по поводу переезда полуострова в Россию, сильно разочарованы.

 

Социологический срез не делал, конечно, но по ощущению таких людей уже где-то в районе половины. Говорят, мы и не рассчитывали, что сразу будет хорошо, но ощущение, что нас бросили, — есть. Много, правда, и таких, которых Украина своими вечными поборами, откатами и лишениями приучила сидеть и терпеть. Они покорно кивают и даже оправдывают весь этот кавардак — мол, бывало и хуже, че вы возмущаетесь-то?

 

Но загвоздка в том, что всей этой бюрократической унтер-пришибеевщины избежать можно было изначально, грамотно выстроив управленческие схемы. В общем, нет у нас здесь ни Суркова, ни Володина, а внутренняя политика хаотичная и аморфная.

Немалая часть людей голосовала на референдуме не за, а против: не за Россию, а против тех людей в Украине, которые организовали Майдан. И вот сегодня они видят, что Украина себе позволяет Россию за уши оттаскать, а та молчит и только сопит гневно. Ну, так получается?

 

Вот это и вызывает одновременно и ненависть к Украине, и разочарование в России. Сюда же примешивается неприятный осадок от созерцания «все тех же лиц», греющих зады в насиженных креслах. Может, и их стерпели бы, но не в ситуации, когда огурцы стоят 300 рублей, а в Салехарде, по словам туристов оттуда, — 150.

Так что следует признать: зимний раунд Россия проиграла. Но главная битва все еще впереди.

P.S. На критичные высказывания живущих в Крыму власть реагирует нервно. Знаю, что, только успев получить медаль за освобождение Крыма, один наш чиновник был отправлен обратно домой в Москву за перепост записи Навального в личном Facebook.

Эдуард Журавлев

Источник: http://crbc.pro

 

Дополнительные материалы по теме:

 

Милли Фирка: Крымские выборы надо переносить

 

Три проекта, которые могут взорвать Крым. Проект первый: Крымские выборы-2014

 

Кто внедрился во власть в Крыму

 

18 мая в Крыму подставили Путина

 

Зачем России траурный митинг крымских татар? 

 

Власть пошла на сговор с Меджлисом? 

 

За Крым еще придется биться…

Журналист Владислав Мальцев рассуждает о том, почему не стоит относиться к полуострову как к завоеванному трофею…

*  *  *

«Мы никогда не прекратим борьбу за Крым», — заявил в интервью немецкому изданию Rheinischen Post министр иностранных дел Украины Павел Климкин, уточнив, что борьба эта будет вестись не военным, а «политическим путем».

Журналист Владислав МальцевИнтервью министра вышло 14 ноября 2014, а днем ранее Уполномоченный президента Украины по делам крымскотатарского народа и депутат Рады от «Блока Петра Порошенко» Мустафа Джемилев заявил в Киеве на пресс-конференции, что «обсудил с Петром Алексеевичем вопрос создания военного крымскотатарского объединения южного направления, потому что в Херсонской области весьма тревожная ситуация».

 

Что же готовится против перешедшего к России полуострова?

В начале октября Джемилев, недавний многолетний (1991-2013 годы) лидер Меджлиса, сообщил, что новая Верховная Рада может передать часть Херсонской области в состав Автономной Республики Крым (АРК). «Речь о том, — сказал Джемилев, — чтобы присоединить прилегающую территорию, где проживает довольно много татар, Генический район, к Автономной Республике Крым, а потом создать там свободную администрацию вместо оккупированного Крыма».

Логика достаточно проста — уподобить Автономную Республику Крым Донецкой и Луганской областям, в которых сохраняется украинская администрация, так как какая-то их часть остались под контролем Киева. Далее, такое «правительство Крыма в изгнании» могло бы выступать на международной арене, оспаривая легитимность существующего в Симферополе. «В Геническе, — отмечают в этой связи журналисты «Украинской правды», — могут открыться и закрытые после оккупации консульства иностранных держав в АРК».

Это «правительство в изгнании» с прицелом на крымскотатарский народ, составляющий около 13% населения полуострова, могло бы стать мощным маяком для притяжения всех его недовольных, базой для пропагандистского радио- и телевещания. Наконец, что самое главное и на что указывают украинские СМИ, — возможное вторжение украинской армии на полуостров при наличии такого марионеточного (так оно прямо и называется авторами «Украинской правды», этого рупора рукопожатности Незалежной) правительства «может выглядеть как восстановление власти украинской АРК на всей территории автономии».

Поэтому-то ему и активно лоббируют передачу Генического района, где проживает около 7 тыс. крымских татар, то есть порядка 10% всего населения этой административной единицы. В двух населенных пунктах — поселках Партизаны и Новоалексеевка — доля крымских татар в населении приближается к половине. «Правда, — отмечает «Украинская правда», — часть тех, кого записывают в крымские татары в Новоалексеевке, это урмачелы — одна из групп крымских цыган».

Есть также подозрение, что «для удобства» статистики Меджлиса объединяют вместе крымских и волго-уральских татар. По другим данным, в районе проживало 2 тыс. крымских и 5 тыс. волго-уральских татар, а народы эти, несмотря на общую принадлежность к тюркской группе, совсем разные.

Впрочем, на что не пойдешь ради создания помех России в Крыму! Даже на то, чтобы местное славянское население, преобладающее в районе, вновь отдать под власть этакого нового Крымского ханства (что у тех же журналистов «Украинской правды» вызывает негативную реакцию в духе «Разве за это мы боролись на майдане?»). Много шума наделал случай, когда в селе Терпенье соседнего Мелитопольского района Запорожской области крымский татарин Смаил Меметов, прибывший в конце октября на побывку домой из зоны АТО, открыл в населенном пункте средь бела дня огонь из «калашникова» по машине односельчан.

Тем более, как вполне оправданно опасаются киевские журналисты, с воцарением меджлисовцев в Геническом районе и превращением его в некий «малый Крым» те будут «непременно добиваться того, что так трудно им давалось в большом Крыму, — выделения земли для расселения крымцев».

 

Плотность населения в степных районах Херсонщины очень мала, а в двух соседних с Генических районах области — Ивановском и Нижнесерогородском — вообще одна из наиболее низких по Украине. И туда могут массово хлынуть крымскотатарские мигранты, получая от властей финансовую и иную поддержку как «беженцы от российских оккупантов».

В том же Мелитополе в мае в центре города появились билборды с портретом Джемилева и заявлением: «Мы не община крымских татар, а крымскотатарский народ, который живет на своей земле».

Хотя маловероятно, чтобы мнение херсонцев и мелитопольцев в данном вопросе кого-то заинтересовало в Киеве, а «Правый сектор» всегда готов, как уже бывало не раз за последние месяцы, избить и разогнать любых протестующих. С радикалами же из числа крымских татар у украинских националистов на антироссийской и «антисепаратистской» почве понимание и тесное сотрудничество еще с 1990-х годов…

Нельзя не заметить и резкую активизацию в украинском медиапространстве интереса к батальону «Крым», сформированному на территории Украины в июне (набор в его ряды бойцов «с приоритетом из жителей Крыма и Донбасса» анонсировал командир батальона «Донбасс» Сергей Семенченко) и признанному в июле Джемилевым. Батальон «Крым» был практически полностью уничтожен ополченцами 31 августа при попытке прорыва из окружения под Иловайском, и с тех пор о нем ничего не было слышно.

И вот 7 октября на телеканале «Социальна Краина» вдруг появляется репортаж о том, что батальон набирает новых бойцов, фактически формируясь заново. Ветераны военных действий в Донбассе, отметила журналистка, в части есть, но упор делается именно на максимально быструю подготовку инструкторами молодой смены.

«Надеюсь, за очень короткий срок они смогут усвоить базовые моменты», — говорит инструктор. Откуда такая спешка — в Донбассе же вроде бы с начала октября перемирие? «Наша тактическая цель — получить боевой опыт, натренироваться, — откровенничает командир батальона, закрыв, как и его бойцы, лицо вязаной балаклавой. — Конечная цель, разумеется, — освободить от оккупации Крым».

16 октября выходит новый репортаж — в теленовостях канала «1+1», который принадлежит олигарху Игорю Коломойскому. Место съемки указано на видео в репортаже следующим образом: «Крымский фронт». Вот так — ни больше ни меньше!

О численности батальона в настоящий момент можно только предполагать. Журналист «1+1» упомянул, что в ее составе «бойцов с полуострова около полусотни». Остальные — навербованные в него обычные украинцы, не имеющие отношения не только к крымским татарам, но даже к мусульманам и крымчанам вообще. Например, герой репортажа «1+1», не скрывающий своего лица, — 17-летний Евгений Гончаренко из Кировограда. По видео «Социальной Краины» также несложно заметить, что у замкомандира батальона — вполне славянские черты лица и голос. Для представительских функций некоей армии автономии, готовящейся к освобождению полуострова, за представителями крымских татар сохранен пост командира части — им является сейчас некий Иса.

Финансирование батальона, как туманно сообщают его представители, осуществляется с помощью «волонтеров и благотворительных фондов». Аналогичные фонды, связанные с Коломойским, финансировали сформированные на управляемой им Днепропетровщине батальоны «Днепр» и «Донбасс». Щедро перепадало из этих же источников и «Азову» — об этом несколько месяцев назад во время публичного «наезда» на олигарха со стороны Ляшко, пытавшегося опереться на поддержку добровольческих батальонов, напомнил в Facebook заместитель Коломойского на посту днепропетровского губернатора Борис Филатов.

Судя по всему, оттуда же подкармливали и батальон «Крым», ибо, как прямо заявил на днях Джемилев, еще летом они «заключали соглашение с Коломойским, где был отдельный пункт о создании этого батальона». Видимо, поэтому «Крым» в собственной группе в Facebook и СМИ именовался еще с лета отдельной «сотней» (подчиненной единицей) в составе батальона «Днепр-1».

Как уточнил экс-глава Меджлиса, «сейчас, по нашим оценкам, отдельного батальона нет». Именно поэтому перед Порошенко и ставится вопрос о формировании на рубежах российского Крыма не только марионеточной версии АРК, но и аналога никарагуанских контрас из числа многочисленных мигрантов-татар.

Важность «крымского фронта» очевидна для всех. «Крым наш» стал этой весной своего рода собирающим моментом для спайки российского общества вокруг своего президента. В случае если в итоге окажется, что «Крым не совсем наш», это способно разрушить единство России, причем в самом прямом смысле этого слова.

 

«В интересах Запада, — заявил еще в августе в эфире промайданного «Еспрессо.TV» Джемилев, — чтобы Крым еще глубже зашел в Украину, поскольку за этим последует распад России, крах этой страны». Поэтому-то и ставки в большой игре вокруг судьбы полуострова максимально высоки.

Источник: http://izvestia.ru

Дополнительные материалы по теме:

 

Три проекта, которые могут взорвать Крым. Проект первый: Крымские выборы-2014

 

Три проекта, которые могут взорвать Крым. Проект второй: Реанимация Меджлиса

 

Три проекта, которые могут взорвать Крым. Проект третий: Крым без крымских татар

 

Как решить крымский вопрос в России

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня