Обратно в Крым вернуться смогли не все. Среди тех, кто прожил всю жизнь на высылке, — Ава Меметова.
Она отметила недавно своё 95-летие. Несмотря на солидный возраст, помнит всё до мелочей. Ава Меметова спустя 75 лет рассказала корреспонденту сайта «АиФ-Прикамье» историю высылки своей семьи из Крыма.
Родилась Ава 9 октября 1921 г. в многодетной семье на полуострове Крым, в городке, который называется сейчас Белогорск. Закончить удалось всего 4 класса: нужно было помогать отцу в совхозе — сбивать ящики для фруктов. Когда Крым в 1941 г. заняли немцы, они заставили местных жителей работать на них — стирать одежду, гладить, готовить еду.
Однажды 23-летняя Ава отпросилась с подругами домой. Но вышли они после комендантского часа, и немцы без предупреждения начали стрелять.
«Одну из девушек убили сразу, — вспоминает Ава. — А меня ранили. Два месяца лечилась в госпитале, остался глубокий шрам. Но зато в Германию не отправили, как многих других. Другой шрам остался в душе, когда немцы убили отца и мужа сестры. Зашли однажды в дом и стали искать партизан. Никого не найдя, увели родных, а потом расстреляли.
В мае 1944 г., когда в Крым вошли советские войска, нас погрузили в товарняки и, ничего не объясняя, куда-то повезли. Из вещей ничего не разрешили взять, лишь велели собрать еды на три дня. За что депортировали? В чём мы были виноваты? Ответа на этот вопрос мы не знаем до сих пор».
Ехали долго — не одну неделю, все обовшивели. Наконец приехали. В Менделеево их посадили на паром и отправили по Каме в Коми округ, в Косинский район: из тёплых краёв да в суровое место. Жители, завидев прибывших, кричали: «Звери приехали!»
Работали в лесу: Аву вместе с ещё одной девушкой поставили пилить деревья. Вспоминая об этом, она не может сдержать слёз:
«Подойдём к дереву, обнимем его, плачем, не зная, как будем его валить. Пила ржавая, застревает в дереве. Потом уже мастер показал нам, как лучше пилить. Начали выполнять норму — только тогда можно было получить дополнительный паёк. Кашу ели пустую, а масло сливали в бутылочку и несли домой, чтобы накормить младших. Почти весь заработок уходил на обязательные займы».
С мечтой о Крыме
Ровно 30 лет проработала Ава в коми-пермяцких лесах. Сначала валила деревья. Потом её перевели в сучкорубы. В 1949 г. вышла замуж за земляка, тоже сосланного в Прикамье. Когда не стало Авиной мамы, которая нянчилась с внуками, малыши остались без присмотра: Ава с мужем уезжали на работу за 50 км от дома. А работали с утра до позднего вечера.
«Хорошо помню, как мама приходила домой с работы — усталая, в сырых ватных штанах, — вспоминает Инает, дочь Авы. — А куда было деваться — мы ведь были невыездные. Реабилитировали только в 1956 г. Так и трудилась мама в лесу до самой пенсии. Может, за эти перенесённые трудности и подарила ей судьба долголетие. Надеюсь, ещё и 100 лет справим!»
Выйдя на пенсию, Ава переехала в Узбекистан к родственникам, но потом Инает привезла её обратно в Пермь. Теперь они вместе живут в тёплой уютной квартире. И только зима напоминает ей о тяжёлых голодных и холодных годах на лесоповалах.
У Авы есть мечта — побывать на родине, в Крыму. Она знает, что их дом на Фонтанной, 5, сохранился. Но, конечно, живут там другие люди… Конечно, они могли бы попробовать получить компенсацию за дом, только это очень хлопотно. Ведь Инает нужно присматривать и за своим мужем, перенёсшим уже не один инсульт, и за мамой, у которой недавно случился инфаркт, и нога сломана.
Ава и это перенесла мужественно. Рассказывая о пережитом, лишь кротко улыбается.
«Мама просится в Крым — навестить младшую дочь, которая сейчас там живёт, — продолжает Инает. — Не знаю, получится или нет. Вот хотим вызвать кардиолога на дом, узнать, можно ли ей лететь на самолёте. Сейчас ждём кресло-коляску. Хотя я так просила: «У мамы юбилей, может быть, в виде исключения дадите пораньше?»
Отказали.
По квартире мама потихоньку передвигается сама, с ходунками, но без коляски мы никуда поехать не сможем. У мамы есть удостоверение участника тыла, но звания участника Великой Отечественной войны она получить не смогла. А ведь она от немцев пострадала, серьёзную рану получила».
Лебединая верность
Ава Меметова, несмотря на посланные ей испытания, не жалуется. Да, работать пришлось, как ломовой лошади, мёрзнуть и голодать. Как мечтала тогда молодая женщина о красивом платье, изящных туфельках, но, кроме грубой спецовки и кирзовых сапог, у неё ничего не было. Впору отчаяться, но женщина себе этого никогда не позволяла. За всю жизнь не выпила ни одной капли спиртного, не выкурила ни одной сигареты. Не знает, что такое краска для губ и ресниц — главным её украшением были длинные густые волосы.
Может быть, такой аскетизм — один из секретов её долголетия? Ведь у неё даже карточки в поликлинике не было, пока год назад не случился инфаркт! К сожалению, совсем рано, в 50 лет, овдовела, но замуж больше не вышла, даже мыслей таких не возникало. Такая вот лебединая верность…
— Мама всегда была работящей, чистоплотной и очень доброй, заботилась о нас, детях, — рассказывает Инает. — Она хорошо готовила, пекла вкусные лепёшки, чебуреки, курабье. До последнего помогала на даче. Мы все очень благодарны своей мамочке: она научила нас трудолюбию, заботе друг о друге. Всю себя всегда отдавала и отдаёт нам. У неё 8 внуков и 13 правнуков.
Свет в окошке для Авы — белокурый, голубоглазый правнук Платон, который сейчас готовится к поступлению в кадетский класс.
«Мне кажется, я своих детей так не любила, как Платошу, — признаётся юбилярша. — Это у нас взаимно. Когда он приходит в гости, обязательно обнимет, поздоровается: «Салам алейкум, бабушка». Моя мечта — пожить ещё на белом свете, увидеть его взрослым, в форме — он очень хочет быть военным. Надеюсь, наши мечты сбудутся!»
Источник: http://www.perm.aif.ru