Вопрос проведения II Всемирного конгресса крымских татар в последнее время активно обсуждается в крымскотатарском сообществе, причем не только в Крыму, но и далеко за его пределами.
Дискуссия вокруг места проведения конгресса, в частности, стала яблоком раздора между крымскими татарами, проживающими в Крыму, и крымскотатарской диаспорой Турции. Недавнее заявление руководителя отдела внешних связей Меджлиса Али Хамзина о том, что конгресс планируется провести в Румынии, вызвало негодование со стороны турецкой диаспоры, возмущенной несоблюдением предварительной договоренности относительно места проведения конгресса.
Напомню, 4 мая на совещании руководителей Меджлиса с представителями диаспор было принято решение о проведении конгресса в Крыму.
Однако заявление А. Хамзина противоречит данному решению. Это и задело крымскотатарскую диаспору Турции, обвиняющую отдел внешних связей Меджлиса в проведении политики двойных стандартов по отношению к дернекам.
В рамках своего недавнего визита в г. Измит мне удалось встретиться с одним из видных представителей турецкой диаспоры, руководителем Федерации крымскотатарских обществ Турции, крупным предпринимателем Ибраимом Вефой Араджи, который в коротком интервью высказал свою позицию относительно этого вопроса.
— Ибраим-бей, как вы прокомментируете нынешнюю ситуацию, ведь вы являетесь непосредственным участником майского совещания и очевидцем принимаемых тогда решений?
— Совещание, которое было проведено в Крыму 4 мая, считаю, было очень важным, ведь мы все совместно пришли к всеобщему решению по вопросу проведения II Всемирного конгресса крымских татар. Тогда от имени турецкой диаспоры мы предлагали провести его в Турции, обещая оказать финансовое содействие в оплате перелета и размещения в отелях участников конгресса.
Однако все же было принято решение провести конгресс в Крыму, и мы согласились, раз так считает большинство.
В этой связи хочу подчеркнуть, что в том совещании не принимал участия ни один представитель румынской диаспоры, хотя, насколько мне известно, Мустафа Джемилев приглашал всех лично. И сегодня нас, конечно же, возмущает заявление А. Хамзина о том, что конгресс будет проводиться именно в Румынии.
Это как следует понимать? Ведь это Всемирный конгресс крымских татар, а это означает, что все крымские татары, участвующие в нем, решения должны приниматься совместно. А сегодня выходит, что наше мнение игнорируется.
— Пытались ли вы решить этот вопрос непосредственно с отделом внешних связей Меджлиса?
— Вот уже несколько лет мы приглашаем лично Али Хамзина посетить дернеки в Турции, однако почему-то наши приглашения до сих пор остаются безответными. Те, кто сегодня призывает провести конгресс в Румынии, думают ли о том, какую помощь в его проведении окажет им эта страна? Лучше бы эти люди честно, правильно, открыто выполняли свою работу и тогда соотечественники верили бы им и поддерживали.
И потом, если говорить о численном составе крымских татар, в целом во всей Европе сегодня не проживает столько наших соотечественников, как, скажем, в одном только турецком городе Эскишехире. Все эти факторы надо учитывать и взвешенно подходить к решению проблем.
— Прошло четыре года со дня проведения I Всемирного конгресса крымских татар. Сегодня ни для кого не секрет, что никакой практической деятельности он за эти годы не осуществлял. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Совершенно очевидно, что за эти годы не сделано ничего в решении проблем крымских татар. И даже наоборот, некоторые наши соотечественники в Крыму делают все для того, чтобы еще больше разобщить народ. Иначе, как понять то, что 4 мая на совещании было принято одно решение, а сегодня, даже не оповестив нас, принимается совершенно иное?
Поймите меня правильно: мы уважаем Меджлис, ведь это представительный орган нашего народа. Мы не против Меджлиса как структуры, мы против деятельности некоторых его членов, чьи шаги, мягко говоря, просто не укладываются в голове.
— В этой связи какие пути решения из сложившейся ситуации вы видите? Что, на ваш взгляд, может спасти ситуацию?
— Я считаю, что выход здесь только один — демократические выборы. Иначе сейчас получается, как в коммунистические времена: есть политбюро, которое указывает, кому и что нужно говорить или не говорить. К сожалению, люди той системы остались такими же, но ведь мир не стоит на месте.
В личной жизни каждый из них руководствуется собственными интересами. Но нам сегодня нужно прежде всего думать о том, как помочь нашему народу. Тем более за эти двадцать лет появилось немало перспективной молодежи, которая также должна способствовать этому. Молодежь надо приобщать к этому процессу и всячески помогать ей.
Руководители Меджлиса должны задумываться об этом, просчитывая свои шаги на 20, 30, 40 лет вперед. Сегодня мы работаем в направлении сохранения своей культуры, но не уделяем должного внимания вопросу воспитания молодежи. Возьмем, к примеру, литературную среду. Много ли сегодня среди наших писателей молодых авторов, новых имен? Если человек не имеет внутреннего чувства уважения к своим национальным ценностям, своим истокам, традициям, он не сможет создавать национальные песни, художественные произведения и т. п.
Сегодня есть среди крымских татар небольшая горстка таких людей, но это проблему не решает. Молодежь нужно растить, воспитывать, а для этого с ней нужно работать. Но вся наша проблема в том, что мы никак не можем объединить свои усилия. К сожалению, наш народ потерял свое единство. Мы видим, что сегодня среди наших соотечественников имеются состоятельные люди, которые могли бы реально помочь своему народу. Необходимо суметь правильно организовать работу с ними так, чтобы это принесло пользу крымским татарам. Над этим тоже надо работать.
— Ибраим-бей, известно, что вы встречались с премьер-министром Крыма А. Могилевым и вели переговоры, в частности относительно строительства в Симферополе крымскотатарского культурного центра. На каком этапе решение этого вопроса?
— Да, я планирую построить в Симферополе крымскотатарский культурный центр. На встрече с А. Могилевым среди прочих мы рассматривали и этот вопрос. Мне обещали помочь в его решении и оказать содействие в выделении земли под строительство этого комплекса. Но пока этот вопрос на этапе переговоров. Если он решится положительно (а я надеюсь на это), то в кратчайшие сроки намерен реализовать свою идею в Крыму.
Зельфира МУТАЛУПОВА,
Газета «Голос Крыма»
№ 40 (1030) от 04.10.2013 г.
Симферополь — Измит — Симферополь
Музыкальные инструменты от мецената
С 2002 года радует зрителей своим творчеством студенческий крымскотатарский оркестр народных инструментов. Он создан при кафедре музыкального искусства Крымского инженерно-педагогического университета (КИПУ) старшим преподавателем кафедры Рустемом Комурджи с целью популяризировать народную, авторскую, а также музыку родственных культур, создать академический репертуар для исполнения на крымскотатарских народных инструментах. В репертуаре оркестра более 20 разноплановых авторских пьес, крымскотатарская музыка, а также композиторов других народов.
В творческой копилке оркестра участие и победа на Международном конкурсе «Perpetuum mobile» (г. Дрогобыч, 2009 г.).
Однако все эти годы отсутствие качественных народных инструментов сказывалось и на развитии оркестра, и на пополнении репертуара.
Преподаватели кафедры Рустем Комурджи и Дилявер Османов при поддержке ректора КИПУ Февзи Якубова обратились за помощью к председателю Крымскотатарского культурного центра г. Коджаэли (Турция) Ибраиму Араджи.
Он откликнулся на просьбу, приобрел и отправил в Крым 15 экземпляров народных инструментов, среди них сазы, уды, кеманча и другие.
«В июне я был в Симферополе на концерте, посвященном 20-летию университета, где слушал этот оркестр. Поэтому, когда ко мне обратился редактор журнала «Йылдыз» с предложением о помощи оркестру с инструментами, я не раздумывая согласился», — сказал Ибраим Араджи.
РВУЗ «КИПУ» благодарен Ибраиму Араджи и выражает надежду на дальнейшее творческое сотрудничество
Г.УСЕИНОВА,
Газета «Голос Крыма»
№ 40 (1030) от 04.10.2013 г