В течение длительного времени в официальной истории тотальная депортация крымских татар объяснялась тем, что они якобы массово сотрудничали с нацистской Германией. Это черное пятно на всем народе долгое время было пугающим и отвратительным псевдоисторическим фактом. В итоге обвинение в коллаборационизме было опровергнуто самим же коммунистическим руководством СССР.
Так, в Указе Президиума Верховного Совета СССР № 493 от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» признается, что «после освобождения в 1944 году Крыма от нацистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определенной части проживающих в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма».
Объективно предатели могут быть среди любых народов. Не стали исключением и крымские татары. Но весь народ обвинять в этом никто права не давал. Тем более учитывая тот факт, что в Советской армии проявляли мужество и героизм десятки тысяч крымских татар.
Многие из них удостоились высшей награды — звания Героя Советского Союза. Затем, уже во времена перестройки в 1989 году, Верховным Советом СССР депортация крымских татар была публично осуждена, признана незаконной и преступной. Это послужило правовой основой их возвращения на историческую родину.
Отметим, что еще в 1957 году началось скрытное проникновение татар на полуостров. И тут у них возникли первые связанные с геополитикой проблемы. В тот период Турция уже вошла в НАТО и находилась под сильным влиянием США и Германии. Конечно, на этом фоне отношения между Москвой и Анкарой были очень натянутыми, и крымские татары оказались под подозрением в возможном сотрудничестве с турками. Поэтому секретным решением ЦК КПСС было запрещено возвращение крымских татар на родину. Те же, кто все-таки пытался просачиваться в Крым, подвергались выселению в Херсонскую область…
Объявленная Горбачевым перестройка дала шанс татарам на возвращение. В этот же период произошел рост национального и религиозного самосознания татар. В конце 1980-х годов… татары начали массово возвращаться в Крым. По времени это совпало с началом развала Советского Союза и первыми кровавыми этническими конфликтами. Естественно, что в такой обстановке уже было не до решения проблем крымских татар. По существу, их бросили на произвол судьбы. В 1991 году татары неожиданно для себя вообще оказались в составе независимой Украины и сразу попали в круговорот политических интриг.
Как раз в тот период между Россией и Украиной начался острый спор по поводу базы Черноморского флота в Севастополе. Киев под влиянием внешних сил стремился сорвать подписание договора по флоту и создавал проблемы для моряков-черноморцев. Тогда впервые власти Киева начали использовать татар в антироссийской политике. При этом они играли на их национальных и религиозных чувствах.
База Черноморского флота в Крыму все же сохранилась вплоть до присоединения полуострова к России, но татары остались тем же инструментом в руках Киева, с помощью которого решались региональные политические задачи. В первую очередь антироссийские. Это продолжалось 23 года при прямом участии не только спецслужб Украины, но и внешних игроков. В первую очередь стран, входящих в НАТО и имеющих прямую заинтересованность в контроле Черноморского бассейна.
К сожалению, и сегодня эта политика продолжается через агентуру влияния внутри крымскотатарской общины. На это тратятся огромные деньги, в работу включены крупные подрывные центры, задействованы СМИ и представители мировых элит. Важно понимать, что острота крымскотатарского вопроса поддерживается на международном уровне теми силами, которые стоят за Украиной и используют ее в борьбе с Россией. Это США и Евросоюз. Ими поставлена задача отмобилизовать крымских татар, превратив их в ударный, направленный на разрушение российского Крыма инструмент. Ранее они осуществляли свою деятельность скрытно, а теперь даже не прячут лиц. Маски сброшены, и России, по сути, объявлена третья крымская война.
При этом Москва ведет взвешенную и достаточно эффективную политику. Она не допускает конфронтации с крымскими татарами, заботится и решает их проблемы. Важнейшим документом, определяющим отношение государства к крымским татарам, является указ президента РФ «О мерах по реабилитации…крымскотатарского народа» Символично, что крымскотатарский язык стал вторым государственным языком полуострова… То есть сделано то, чего не было в составе Украины. Статус языка поднят до государственного и закреплен законом. Карьерные и управленческие амбиции крымских татар также удовлетворены. В бизнесе открылись гораздо более широкие российские горизонты. Ведь нельзя сравнивать украинский и российский рынки по их емкости и масштабам.
Объективно сегодня крупных проблем у татар Крыма нет, за исключением закрепления за ними земельных участков, а также приема новой волны татарской миграции из Узбекистана. Но это возвращение пока не является массовым. Поэтому у федеральных и крымских властей есть время для подготовки к приему новых переселенцев.
На этом фоне уже более полугода мировые СМИ цитируют антироссийские заявления обосновавшегося в Киеве Мустафы Джемилева (экс-лидера крымских татар), который явно стремится поджечь костер татарского недовольства. То, что он работает на Киев и врагов России, — это очевидно. Причем ни Джемилев, ни его ближайший сподручный Рефат Чубаров (глава Меджлиса — «НГ») в Крыму не находятся и реальных проблем татар не знают. Зато очень ловко спекулируют на татарской теме.
Их основная идея понятна — создать негативный образ Москвы, подвергнуть сомнению воссоединение Крыма с Россией. Мне непонятно, кто они: люди, думающие о будущем татарского народа, или провокаторы, стремящиеся организовать кровавые столкновения в Крыму. Я уверен в мудрости крымских татар, которые не поддадутся на провокации и изгонят из своей общины тех, кто, отрабатывая американскую валюту, разжигает межнациональный конфликт в Крыму. На кону мир и спокойствие на полуострове, и об этом следует постоянно помнить.
Чтобы выбить аргументы из рук недоброжелателей России, необходимо активнее интегрировать крымских татар в общероссийский социум. Так, крымские власти должны дать возможность татарским объединениям чаще выступать в СМИ. Следует показывать их культурные, общественные, спортивные мероприятия, демонстрировать полное расположение и дружелюбие. Было бы правильно и на федеральных каналах отводить этой теме больше внимание. Жителям России, а также тюркоязычным народам мира будет интересно узнать, чем живут крымские татары. Сегодня в популярных политических ток-шоу мы не видим крымских татар. Нет их и в новостных блоках и аналитических программах. Зато украинские и западные телеканалы постоянно трубят об угнетении крымских татар. Информационно Россия проигрывает татарскую тему.
Сегодня обозначилось серьезное потепление отношений между Россией и Турцией, которая имеет существенное влияние на крымскотатарскую общину. Теперь Анкара не будет верить в ложь и как раньше поддерживать антироссийские течения в среде крымских татар. Полуостров вообще может стать надежным мостом российско-турецкой дружбы. И татары тут могли бы успешно выполнять функцию народной дипломатии. Следует развивать социальные, культурные, образовательные и молодежные проекты. На это нужно направить не только бюджетные средства, но и грантовые ресурсы, выделяемые на поддержку полезных для России проектов.
Учитывая природную предпринимательскую жилку крымских татар, им надо предложить выгодные бизнес-модели. Ведь рынки сбыта в России многократно превосходят украинские. Это должно вовлечь их в большой российский бизнес. Следует субсидировать и кредитовать татарское предпринимательство, помочь ему на первом этапе с вхождением в новое для него пространство.
Необходимо интегрировать крымских татар в общероссийскую жизнь. Это стратегическая задача. Они должны стать неотъемлемой частью российского общества. Это позволит раз и навсегда поставить жирную точку в так называемом крымскотатарском вопросе. Татары ни при каких обстоятельствах не должны быть заложниками ситуации и использоваться внешними силами для дестабилизации Крыма. Сегодня открываются новые возможности для крымских татар. Даже в историческом отношении. Можно, например, вернуть имена героям Великой Отечественной войны. Тем, кто воевал с нацистами, был награжден, но по национальному признаку орденов не получил. По моим сведениям, около 60 человек были награждены орденами и около 10 крымских татар удостоились звания Героя Советского Союза. Им необходимо вернуть награды, что сломает стереотип о том, что крымские татары сотрудничали с Гитлером. В таком случае в отношении этого народа восторжествует историческая справедливость. Именами этих героев можно назвать улицы, площади, школы и высшие учебные заведения. Им можно установить памятники и бюсты.
Россия — огромная страна и по территории, и по богатству. Она создает для крымских татар новые возможности в науке, культуре, образовании, карьерном росте и бизнесе. Представим себе, какие возможности даст только сотрудничество с многочисленными тюркскими народами Российской Федерации. В составе Украины это было невозможно, крымские татары были фактически изолированы от многообразного тюркского мира. Теперь эта проблема преодолена. Контакты внутри России дадут не только социокультурный эффект, но и позволят развивать бизнес-проекты, что для предприимчивых крымских татар очень важно.
Союн Садыков,
президент Центра моделирования и стратегического развития,
кандидат экономических наук