Древняя история просторов Евразии, не переставая, будоражит умы человечества. Чем больше мы устремляемся вглубь веков, тем более невероятные сюрпризы она преподносит нам.
Поскольку считается, что предки американских индейцев (америндов — сокращенное от англ. American Indians, встречающееся в зарубежной научной литературе условное название аборигенов Американского континента — индейцев, эскимосов и алеутов) проникли в Америку из Центральной Азии, то, естественно, делались попытки найти среди современных народов Азии человеческую популяцию, генетически наиболее близкую к предкам америндов.
Когда Колумб, направлявшийся в Индию, а за ним и другие мореплаватели достигли Америки, они нашли новый материк заселенным людьми. Названные индейцами, аборигены Северной и Южной Америк были не похожи на известных испанцам и португальцам европейцев, азиатов и африканцев. Сами индейцы не могли сообщить, откуда пришли их предки, для европейцев их происхождение оказалось загадкой.
В обоснование и развитие теории, согласно которой предками современных америндов были выходцы из Азии, заметный вклад внесли советские ученые — антрополог Г. Ф. Дебец и генетик Ю. Г. Рычков, российские — И. А. Захаров, У. Н. Ондар. На современном этапе развития науки, когда перед археологами и представителями исторической науки встают неразрешимые проблемы, в игру вступают ученые-генетики. Оказалось, что лишь в генетической информации — в ДНК человеческого генома, изменяющейся с течением времени достаточно медленно, можно пытаться найти сохранившиеся свидетельства более или менее близкого родства народов двух континентов, разошедшихся в своей истории несколько десятков тысяч лет тому назад. Уже в начале третьего тысячелетия была исследована та часть генома (митохондриальная ДНК), которая находится не в ядре, как хромосомы, а в цитоплазме клеток и передается строго по женской линии — то есть от матери ее детям.
Сравнительное изучение митохондриальных генофондов народов Центральной Азии (в сравнение были вовлечены эвенки, якуты, буряты, алтайцы, шорцы, сойоты, монголы, казахи и ряд других народов Азии) показало, что из всех до сих пор изученных народов Азии именно народы, обитающие между Алтаем и Байкалом вдоль Саянских гор, генетически наиболее близки к америндам. В наиболее чистом виде исходный генофонд прототюркоамериндов сохранился у современных тувинцев и сойотов.
Разумеется, америндов нельзя считать предками тувинцев и сойо-тов. Речь идет о том, что наряду с другими племенами, уже достаточно генетически разнообразными, 40-25 тысяч лет тому назад в Азии обитало племя, прародительницами которого были 4 или 5 женщин. Часть этого племени двинулась за отступающими ледниками через пространства незаселенной тогда Сибири к Берингии. Потомки выходцев из Центральной Азии переселились в Новый Свет, пройдя по исчезнувшей суше через современный Берингов пролив, и положили начало древнему населению Северной и Южной Америки. Другая часть племени прототюрков (или протоамериндов) осталась в Центральной Азии. Здесь она дала начало нескольким этносам, постоянно взаимодействовавшим и смешивавшимся с окружающими их племенами и народами.
В свете новых фактов уже невозможно утверждать, что заселение Америки шло только лишь по одному маршруту — через Чукотку, Берингов пролив и через Алеутские острова, и что люди не попадали в Америку из Азии водным путем, из Европы и из Африки, через Океанию. Так как известно, что в антропологическом отношении индейцы не составляют единой расы. Индейско-монголоидный тип достаточно широко распространен среди индейских племен на северо-западном побережье Тихого океана. Но особо четких расовых границ среди индейских племен нет. Если майя ближе к кавказцам, то ацтеки имеют больше монголоидных черт. Культура индейцев примечательна тем, что на протяжении тысячи лет индивидуальность всячески поощрялась, так что именно эта черта существенно отличает индейцев от их монголоидных братьев.
По некоторым предположениям, позже других в Америку проникли предки «надене» — предки племен апачей, атапасков и навахо. Можно предположить, что именно «надене» и имеют генофонд прототюркоамериндов. Сегодня навахо — самый многочисленный индейский народ в США (резервации в штатах Аризона, Нью-Мексико, Юта). Численность его — 220 тысяч человек. В XI веке они откололись от атапасков и переселились с Аляски на юго-запад США. Но чем, собственно говоря, для нас так интересны индейцы племени навахо, которые, как вы понимаете, выходцы из Центральной Азии?
Во-первых, своими жилищами; во-вторых, мифами, связанными с волками; и, в-третьих, родством… с японцами. Но начнем по порядку.
Жили навахо традиционной большой материнской семьей, которая занимала 3-10 полуземлянок для супружеских ячеек (хоган), имела общий загон для скота и земельный участок. Несколько больших семей пользовались общими пастбищами и составляли единую общину во главе с вождем.
Интересно рассмотреть хоган — основное традиционное жилье народа навахо. Традиционный хоган имел круглое сечение и коническую форму, строился по подобию схемы космоса навахо. Дверь обычно была направлена на восток — считалось, что, входя через нее, солнце приносит удачу. С хоганом и его использованием связаны многочисленные культурные табу. Если в хогане кто-то умирал, тело либо погребали внутри хогана, а вход замуровывали, либо умершего выносили через отверстие, пробитое в северной части сооружения, после чего его покидали, а нередко — сжигали. Так и хочется экстраполировать это древнее жилище-курган кочевников-индейцев на курганы наших евразийских степей. Ведь тогда получается, что курганы на наших степных просторах — это тоже не просто могилы, а при жизни ими пользовались как жильем! Конечно, наверняка имеются в виду не все курганы. Но если обратиться к могильнику Аралтобе, найденному в Западном Казахстане, то, как свидетельствуют археологи, он представлял собой округлое каменное сооружение высотой два метра, диаметром около 40 метров. С северной стороны лучистого кургана (12 лучей) был возведен из горизонтальных плит своеобразный вход (или выход?). В центре кургана — место со следами сильного и глубокого прокала, что вполне может свидетельствовать в пользу существования домашнего очага, где готовилась еда или обитатели жилища просто согревались около него долгими зимними ночами.
О чем же говорят нам хорошо изученные Пазырыкские курганы? Зачастую эти курганы имели в основе квадратную яму, в южной части которой сооружался деревянный сруб площадью от 9 до 24 кв.м и высотой от 1,2 до 1,9 м. Сруб имел двойные стены, которые увешивались коврами (!), деревянный пол, застланный войлоком, и бревенчатый потолок, перекрытый слоями проваренной бересты. Ну и чем не царское жилье!
У навахо были хоганы и чисто для религиозных целей, в которых никто не жил. Может, поэтому среди парных курганов следы захоронений были найдены лишь в одном из таких курганов, так как другой считался святым. Хоган является культовым сооружением в религии навахо, которые полагают, что первый хоган построил дух-Койот (Волк) для Первого мужчины, Первой женщины и Говорящего бога. Среди коренных народностей Северной Америки миф о волке был широко распространен. Разновидность североамериканского волка называется койот. Не только навахо, но и иные коренные народы развили всесторонние знания, касающиеся койотов, из наблюдений за поведением койо-тов в дикой природе; мексиканские и англо-американские культуры богаты сказками о фиглярстве этого на удивление легко адаптирующегося и деятельного животного. Наибольшее развитие образ волка получает именно у кочевых народов по сравнению с земледельческими. Кочевые племена (апачи, навахо и другие) применяли стратегию охоты волков к стратегии ведения войн. Так как койот — единственное выдающееся животное- божество в мифах — все остальные существа антропоморфны, кажется вполне вероятным, что одно время койот выделялся как представитель животного мира в целом. Койот воспринимается как придающий значительную сверхъестественную силу для войны, охоты и бега. В космологии навахо, как и в основной культурной группе атапасков севера Америки, в мифе наряду с волком присутствует и ворон. И существует некая очень древняя церемония — Путь Ворона, которая, как верят навахо, связана с Путем Койота. Вспомните светильник из окрестностей Алматы (V-II вв. до н.э.), где по кругу идут крылатые хищники, а внутри круга — два волка и два ворона, в центре голова жертвенного козла (!). В культуре навахо ворон и койот также рассматриваются в связи друг с другом. Ворон выступает в форме Вороны и Черного Бога как Владыка Животных в охотничьем мифе, в позиции, отвергающей Койота, который, конечно же, по природе своей хищник. Ворон уступил место Койоту в некий момент истории навахо. Койот в мифах добивается положения Святого, со своими собственными жертвоприношениями, что закрепляется в Пути Койота — церемонии, восстанавливающей гармонию взаимоотношений людей и Койота.
Образ волка на протяжении многих тысячелетий оставался самым распространенным зооморфным символом. Предания о волчице-прародительнице и волке-предке имеют глубокие исторические корни. В китайской летописи VII века сказано, что тюрки-тугю произошли от волчицы: однажды враги истребили целое племя, в живых остался только десятилетний мальчик. Его спасла от голодной смерти волчица, приносившая ему мясо. Когда мальчик подрос, волчица родила от него десять сыновей, ставших впоследствии родоначальниками десяти тюркских родов. В их числе был и Ашина, легендарный предок знаменитого в тюрко-монгольском мире рода ашина, с которым были связаны родословные ханских династий голубых тюрков, караханидов, хазар, монголов, в том числе и чингизидов. Волчица выступает как прародительница в чувашских генеалогических легендах. Мотив брачного союза юноши и волчицы развивается также в казахской сказке «Джигит и волчица». И другой род древних тюрков гао-гюйцы тоже считал, что их предком является волк. Хотелось бы сказать об универсальности этого образа у разных народов: волк — священное животное Аполлона в Древней Греции и Одина (Водана) в скандинавской мифологии. Волчица, выкормившая Ромула и Рема (легендарных основателей Рима), — образ горячей материнской заботы, который встречается и в индийском фольклоре.
Истоки культа этого животного уходят настолько глубоко в древнейшую эпоху человечества, что аналогии бытовали в прошлом не только на региональном уровне, но и имели универсальное распространение. Начало этих представ-лений лежит в каменном веке. Глобальность их обнаружения свидетельствует о том, что они появились не в результате стечения каких-либо обстоятельств, взаимосвязей и взаимопроникновения культур различных народов, а в силу общности, единства происхождения человека, как стадиальное явление в развитии человеческого общества.
Неслучайно образ небесной волчицы мы встречаем и у японского народа. Богиня Солнца Аматерасу появляется перед жителями древней Японии исключительно в образе белой волчицы Okami. Японцы полагают, что их далекие предки пришли на Японские острова с территории нынешнего Казахстана, где они проживали предположительно южнее Балхаша и на Алтае. Сторонник этой точки зрения — один из наиболее компетентных знатоков истории Дальнего Востока японский исследователь профессор К. Сиратори установил, что племена тэнсон и идзумо уже в доисторические времена представляли собой единый этнографический комплекс и в дальнейшем противопоставляются «инородцам», то есть прочим народностям древней Японии. Сиратори при этом склоняется в проблеме происхождения и тэнсон, и идзумо в сторону урало-алтайской расы и, исходя из данных языка, видит в основном ядре японской нации ветвь урало-алтайской группы.
В краеведческом музее в Осаке показан огромный по размерам макет насыпного кургана, датируемого VI-VII веками до нашей эры, точного аналога наших сакских «золотых» курганов. А взять хотя бы те же каменные скульптуры — балбалы, которые есть и у нас, и в Японии.
Американские генетики-вирусологи предложили современному человечеству еще одну сенсацию. Как утверждает специалист-вирусолог из Национального института здравоохранения США Джеральд Стонер, определенный штамм вируса «Джей-Си», носителями которого он называет современных индейцев племени навахо, практически идентичен тому, что присутствует в организмах жителей Японии. «Джей-Си» ученые выделили в 1971 году, но лишь в последние годы специалисты пришли к выводу о возможности дифференцировать различные народы, исследуя штаммы вируса, которые характерны для каждого из них. Благодаря этому можно проследить пути переселения людей, живших тысячи лет назад.
Наличие общего вируса у современных американских индейцев племени навахо и японцев свидетельствует об их единых корнях. Согласно предположениям ученых, когда около 30 тысяч лет назад, первобытные люди появились в Северной Америке, то, помимо своего языка, кремниевых орудий и умения разводить огонь, они, оказывается, принесли с собой и вирус «Джей-Си», находившийся в их почках. Несмотря на то что с тех пор прошли тысячелетия, «Джей-Си» до сих пор передается из поколения в поколение потомками первых переселенцев.
Вот так оказывается, что американские индейцы навахо и японцы — представители урало-алтайской группы и имеют одни далекие древние общие корни, а всем им покровительствует одно и то же божество — Небесный Волк или Волчица.
Дана МУКАНОВА-ХУРШУДЯН, Алматы
Источник: www.liter.kz