Вечеринка Martini — одно из самых заметных московских событий зимнего сезона. Иностранные гости — Джуд Лоу, Наоми Кэмпбелл и почти весь русский свет собрались на коктейли из вермута, приятный разговор и гвоздь программы — выступление молодой украинской оперной дивы по имени Джамала. Она похожа на Эми Уайнхаус, одевается как Гага — но кто она есть на самом деле?
— Ваше выступление — гвоздь программы всей вечеринки Martini, которая сама по себе стала знаковым событием московской жизни. Расскажите поподробнее.
— Я была страшно рада этому предложению со стороны Martini и BokovFactory. Для меня это не просто очередной приезд в Москву, а крайне ответственное дело, тем более что мое выступление завершает вечеринку. Учитывая мои вокальные способности, организаторы события попросили исполнить нечто похожее по технике на «Пятый элемент», помните там Космическую Диву? Поэтому я подошла ко всему серьезно, стала разрабатывать себе всякие специальные каденции…сейчас расскажу, в кавычках: каденция — это такое завершение, украшенное колларатурами, после которого только и остается что сказать: «Wow!» В общем, пришлось потрудиться, но чему я особенно рада в связи с вечеринкой Martini — что меня пригласили не просто как эстрадную исполнительницу, а как академическую певицу! Это особенно ценно.
Либретто такое: Джеймс Бонд — ну, Martini, сами понимаете — пытается по сценарию пробраться ко мне, Космической Диве. И вот, в конце, когда все ждут, что сейчас уже будет поцелуй, я спихиваю его с лестницы. Такая вот я недосягаемая!
— А какую одежду носят Космические Дивы?
— О, у меня очень необычный костюм! Это белое платье, которое светится! Действительно по-космически, при помощи светодиодов!
— Да уж. Космическая Дива — вот еще одна метафора, которую после этой вечеринки, видимо, начнут к вам применять. А к тому, что вас называют «украинской Гагой», вы как относитесь?
— На родине мне очень часто задают этот вопрос! Знаете, когда я приехала с «Волны», в Украине и в Крыму началась какая-то «Джамаламания». Все пытались меня как-то срочно идентифицировать: «Так! Кто же? На кого же она похожа?» Меня сравнивали с Бьорк, с Имой Сумак, с Эми Уайнхаус, с Ширли Бесси, с Билли Холлидей и даже с Жанной Агузаровой. А я вам вот что скажу: все эти певицы — как космос, они такие разные, у каждой из них — что-то абсолютно свое, уникальное. И если я действительно хоть как-то их в себе соединяю, то это, товарищи, наверное, очень круто!
Я росла на их музыке: Билли Холлидей и Эллу Фицджеральд я слушала еще в детстве, позже ко мне пришла классика. Кроме того, я очень люблю свои корни. Я воспитывалась на традиционной крымскотатарской и армянской музыке. Не просто на каких-то ремиксах, которые все сейчас так любят, нет — это был настоящий фольклор, я пела его в детстве. У меня в 9 лет вышел детский альбом, который был записан всего за 1 час. Все звукорежиссеры были в шоке: сейчас одну песню за час пишут — а я зашла и за этот час записала около 12 песен. Я иногда приезжаю в Крым и слышу этот татарский альбом по местному радио. И думаю: «Что за знакомый голос?!».
— Такое многообразие, наверное, проявляется не только на сцене, но и вашем повседневном стиле?
— Это есть комплекс: народность, классика, ретро — это вот такая косичка, цепочка, звенья которой и составляют стиль Джамалы. Что-то я о себе в третьем лице заговорила! Но действительно каждый файл из моей базы данных очень мне помогает — и в жизни, и в творчестве!
Я очень рада, что мой стилист Назар Дидык — это наш украинский дизайнер, с которым мы очень давно — все понимает, и никогда ничего не берет из воздуха. Он не насмотрелся глянцевых журналов и не любит говорить: «Давай тебе сделаем что-то, чтобы прямо вообще ах!». Это «такое» — оно колет, режет, и мне всегда очень жаль несчастную Леди Гагу.
У меня не так, как у нее. У меня не может быть такого, что здесь из спины торчит какой-нибудь нож, здесь жмет, здесь давит, а на голове прическа до потолка. Нет! Мой стилист исходит из того, чтобы мне было удобно нести музыку — ведь я не модель на сцене! Я не буду стоять в разных позах, и корчится, чтобы зрителям было удобно рассматривать мой костюм. Я — певица, музыкант. Музыка — самое главное, что происходит со мной на сцене. Балет, костюм, прическа — лишь дополнение, продолжение музыки.
— Но некоторые издержки профессии, все же есть, не правда ли? Вот, к примеру, эти ваши каблуки…
Ой, а с этими каблуками вообще забавная история! Первый раз я их увидела за пять минут до выступления, и даже не успела примерить. Мне нужно было уже выходить на съемку, это была телепередача «Танцую для тебя». В общем, я храбро их надеваю и выхожу на сцену. И происходит удивительная вещь! Большая часть тех, кто это видел, подумали — как же в них ходить, она же сейчас упадет! Но я в импровизационном режиме понимаю, что эти каблуки создают движение, своего рода афроамериканский «кач» — такое ощущение, когда ты должен каждую ноту просвинговать, «прокачать». И получается, они помогают! Несмотря на их, быть может, устрашающий вид, они невероятно удобные — идеальная обувь, чтобы растанцеваться.
А вот еще история про то, как одежда связана с музыкой. Не так давно Назар пошил мне платье с аппликацией в форме сердца. Когда оно висело, то никакого сердца не было видно — но стоило его надеть, как получалась волшебная картинка! Оно было для моего нового клипа «You made of love» — «Ты из любви». Песня о том, что не стоит бояться искать любовь, главное — ее найти. Костюм очень меня порадовал, так как очень подходил по смыслу — ведь не каждый может рассмотреть любовь, точно так же как с первого взгляда не видно сердца на этом платье.
— Кстати, слышал, что есть песня, которую вы написали как раз после всех этих сравнений с Уайнхаус, Гагой и прочими…
— Да-да, точно, есть такая! Она называется «It’s me, Jamala». Припев там такой: «I’m not Janna, I’m not Amy, I’m not Gaga — it’s me, Jamala». Вовсе не потому, что я их не люблю, а потому что я — это я, а не они! Кто-то Вася, кто-то Петя, кто-то Света, кто-то Гага в конце концов! И это прекрасно! Это песня не о том, что я хорошая, а они плохие — а о том, что надо быть собой. Вот если мы на вас сейчас наденем эти каблуки, вы же не станете Джамалой! Вы останетесь собой. Ну, просто будете с каблуками!
— Давайте все же не будем! Поговорим лучше о самоидентичности светской публики двух стран — России и Украины. Вот на ваш взгляд, есть разница?
— Все одинаковые, почти ничем не отличаются! Все публичные люди хотят выглядеть красиво, зачастую более пафосно, чем есть на самом деле. Признаюсь честно: я не люблю ходить по вечеринкам, не могу и не хочу себя называть светской львицей — поэтому делюсь только самыми общими впечатлениями. Вот, у вас в Москве была я когда-то на «Comedy Club» в гостях…
— И что, понравилось?!!
— Ну….как бы это сказать…интересно! Я это, помнится, назвала творчеством — чем вызвала гомерический хохот у Павла Воли…ну что ж, я просто пыталась оценить его «со своей колокольни». Со светской публикой у меня свои отношения. Я думаю о музыке, а они, наверное, о чем-то другом. У меня нет особенных интересов ходить и постоянно что-то обсуждать. Я люблю встречаться с музыкантами, аранжировщиками, авторами слов, говорить о том, что меня действительно волнует. Например, какой темы в музыке сейчас нет.
— И какой же?
— Мало о любви не в том контексте, что вот, «я люблю тебя, и ты должен это знать», а о том, что любовь — это действительно важная часть нашей жизни, причем любовь не только между мужчиной и женщиной, но и в принципе любовь ко всему живому.
Я, кстати, очень рада, что похожую мысль увидела в фильме «Аватар». Нашла у Кэмерона много общего со своим творчеством. В «Аватаре» есть все мое любимое — индейцы, справедливость и любовь! Это важные темы.
— К важным темам. Последнее время внимание общественности приковано к трагедии на Гаити. TrendSpace.Ru, в частности, освещает усилия звезд, представителей fashion-кругов, которые собираются, устраивают благотворительные акции в помощь жертвам. Вы, насколько мы знаем, тоже собираетесь внести свою лепту в общее дело?
— Да. Я приму участие в благотворительном концерте, который пройдет 31-го числа в Гамбурге. Рада, что меня туда пригласили, потому что уверена — благотворительные концерты необходимы каждому певцу, чтобы утвердить свою миссию. Чтобы не просто зарабатывать деньги, а нести музыку, нести что-то большее в массы.
С ДЖАМАЛОЙ беседовал Артем КАРЛОВ