Отношения между Турцией и Ираном испокон веков определяли облик Среднего Востока, в том числе Кавказа. Иран — родина не только персов, но и иранских тюрков, и других народов, веками проживающих на этой территории. Очевидно, что процветание Ирана означает процветание всех народов, его населяющих.
Сегодняшняя геополитическая картина региона во многом стала результатом исторических, культурных и человеческих взаимоотношений двух стран. Чтобы найти ответ на многие актуальные современные вопросы, необходимо сделать экскурс в историю взаимоотношений двух стран.
Иран издревле заселяли разные народы. Сегодня из 74-миллионного населения Ирана 33 миллиона — тюрки, которые больше известны как иранские азербайджанцы, среди которых многие сохраняют свои исторические устои, обычаи, традиции. К ним можно отнести многомиллионные общины, кашкаев, туркмен, каджаров, карапапаков, шахсевенов, которые проживают в северной части Ирана, в крупных городах Тебриз, Ардебил, Урмия Хой, и которые вместе персами на протяжении веков участвовали в строительстве иранской государственности.
Тюркский элемент веками был основополагающим фактором в системе иранского государства и во многом сегодня сохраняет ключевую роль в государственном образовании. Сегодня значительная часть высоких государственных постов принадлежат этническим азербайджанцам, в частности высший духовный лидер Ирана Али Хаменеи. Все иранские президенты и верховные лидеры всегда демонстрировали знание азербайджанского языка, чтобы обеспечить успех среди самого большого этнического меньшинства.
Азербайджанский вариант тюркского языка наряду с фарси остается языком общения населения Ирана. Подавляющее большинство населения владеет персидским и азербайджанскими языками. До последнего времени самая крупная община Ирана не имела возможности получать образование на родном языке. Однако в последнее время речь идет о введении вузах предмета «азербайджанский язык и литература».
Открытие школ с обучением на азербайджанском языке все еще вызывает горячие дебаты и остается камнем преткновения между жителями северо-запада страны, где преимущественно проживают тюрки, и официальным Тегераном. Интересно, что, не имея никаких средств для получения образования на родном языке, иранские тюрки сохраняют свой этнический и языковой колорит. Иран имеет добрососедские отношения как с Азербайджаном, так и с Турцией. В Баку и в Анкаре приветствуют все реформы, направленные на развитие Ирана. Между Турцией и ИРИ действует безвизовый режим, и иранские тюрки считают Турцию мостом в Европу.
Обо всех перипетиях формирования картины региона и взаимоотношений двух стран ″Вестник Кавказа″ рассказывает в собственном переводе документального фильма, снятого телерадиокомпанией Турции TRT.
Отношения между Турцией и Ираном имеют тысячелетнюю историю. Знаете ли вы, что с X по XX век Ираном управляли тюркские династии? Сегодня в Иране проживают миллионы тюрков и возникает резонный вопрос — как персидский и турецкие языки влияют друг на друга? История взаимоотношений тюрков с Ираном начинается в I веке.
Достоверно известно, что с III века тюркские племена гуннов начали походы в Иран и начали активно заселять территорию юга нынешнего Азербайджана или северной части Ирана. Далее во главе с синими турками (знатный род тюркских каганатов), аварцы, хазары, печенеги и многие другие тюркские племена заселились в северных областях Ирана. Первыми тюркскими правителями Ирана уже X веке стали Сааджиды (Sacoğulları), которые на территории нынешнего Азербайджана и Ирана создали свое государство. C этого времени на протяжении тысячи лет в Иране начинается правление тюркских династий.
Доктор Сади Кучур из Университета Мармары говорит: «В конце X века тюркская династия Казневидов основывает свое государство на территории нынешнего Афганистана и Ирана. В этот период из-за нехватки пастбищ, начинается крупная миграция из Средней Азии на юг крупных тюркских племен, в результате чего на карте мира появляется государство Великих Сельджуков. Они захватывают Хорасан, один из основных центров казневидов и Ближнего Востока того времени. Впервые после Сасанидов Иран в X веке входит полностью в состав Сельджукского государства. С середины X века и до 1925 года с некоторыми переменами политическая власть в Иране находится в руках тюркских правителей и самой сильной из них были Сельджукиды, одна из ветвей огузов, из племени кынык, принадлежащая к западным тюркам»
Завоевав Хорасан, сельджуки присоединяют и другие крупные города Казневидов — Нишапур, Мерв и Херат. Военные успехи сельджуков приводят к новым потокам тюркменских племен на территорию Ирана. Тюрки, засевшие в Хорасане, далее берут путь на Византию через Азербайджан.
Доктор Осман Озгюденли из Университета Мармары рассказывает: «Начиная с Казневидов, Сельджуки, Харезмшахи, правители Аккоюнлу, Каракоюнлу, Сефевиды, Афшары и наконец Гаджары на протяжении десяти веков являлись самыми крупными тюркскими государствами, владеющими территориями в пределах географии Ирана. До Чалдыранской битвы (1514 г.) между Османами и Сефевидами отношения между тюрками и Ираном развивались в позитивном ключе, но после этой битвы оно приобрело негативный окрас».
Синтез турецкой и иранской культур придает иранским городам новый архитектурный облик, превращает их в центры науки. Примером тому служит город Исфахан. После того, как город стал новой столицей государства, Сельджуки назвали его Несф-е джеха́н, что означает «Половина мира». Грандиозная Джами мечеть, построенная Сельджуками и ставшая в Средние века одной из самых больших религиозных объектов в исламском мире, остается ярчайшем примером сельджукской культуры.
Во времена Сельджуков в Иране начинается рост экономики, развиваются сферы медицины и образования. Первая Сельджукская больница построена в городе Нишапур во времена правления Низам уль Мюлька.
Как говорит доктор Саади Кучур, во времена Низам уль Мюлька в 20 городах Ирана были построены медресе, которые были известны на всем Востоке под названием Низамиййе: «Эти медресе также стали главным пристанищем для суннизма, сыграв большую роль в распространении этого течения на всем Востоке».
Веками тюркский и персидские языки обогащали друг друга. «Со времен Сельджуков фарси стал официальным языком Ирана. Анатолийские турки также использовали фарси как официальный язык. В Османской империи фарси также был языком литературы. Во времена правления монголов, наравне с тюркским использовался также фарси.
Уже во времена правления династий Аккоюнлу и Каракоюнлу, Сефевидов тюркский возводится в ранг официального языка Ирана. Собрание стихов правителя государства Каракоюнлу Джахан шаха, а также сборник основателя Сафедиской империи Шаха Исмаила Хатаи являются примером, того как тюркский стал широко употребляться в официальных документах и литературе Ирана», — сказал профессор Озгюденли.
Во времена правления османов ирано-тюркские отношения развивались в дружеском русле.
Профессор Кучур отметил, что при правлении Сафевидов османы временами вели политическая борьбу, но она не была агрессивной до Чалдыранской битвы.
В свою очередь, профессор Зекерийя Куршун из университета Мармары считает, что дальнейшие отношения между османами и Ираном во многом уходят корнями в Чалдыранскую битву при правлении османа Явуза Селима.
«Но после Чалдыранской битвы мы не замечаем глубоко кризиса, о котором так много говорят. Битва ненадолго увеличила агрессию между странами. То есть, нельзя сказать, что после этого события между странами возник крупный разрыв. Если не считать то, что Табриз на короткое время вошел в состав Османской империи, то потом эти отношения развивались в нормальном русле», — отметил ученый.
Шиитам-иранцам, которые жили в Османской империи, разрешалось открывать свои молельни и училища. По мнению Зекерийя Куршуна, одна из главных составляющих на которую стоит обратить внимание во взаимоотношениях Османского государства и Ирана, это то, как воспринимали правители и народы обоих государств друг друга.
«Для османов Иран являлся одним их тюркских государств, так как там правили тюркские династии, в свою очередь для иранцев Османское государство имело религиозное значение, так как там находились святые города Кербела и Неджеф. В отношениях двух стран эти факторы имели очень большое значение», — считает ученый. В Анатолии проживало очень много иранских тюрков, и османское правительство к ним относилось как к своим гражданам.
«Им позволялось вести торговлю, открывать больницы и свои училища, а также свои молельни. В этом плане прекрасном примером служит иранская мечеть в местечке Валидехан в Стамбуле и мечеть в Ускюдаре XIX века», — рассказал ученый.
Сегодня Иран, Турция и Азербайджан демонстрируют стремление к тесному сотрудничеству. Эксперты даже говорят о создании оси Тегеран — Анкара — Баку, делающей ставку на стабильные взаимоотношения.
Источник: http://vestikavkaza.ru