Раскрывать личность Исмаила Гаспринского — великого Крымскотатарского просветителя, общественного деятеля, мыслителя и реформатора национального крымскотатарского образования и оценивать его роль и значение в развитии крымскотатарской культуры — можно только в контексте исторических событий того времени, только с учетом условий жизни общества того времени, только в сравнении с деяниями других известных личностей того времени.
Крым первой половины 19 века представлял собой территорию, аннексированную Российской империей как результат борьбы с Крымским ханством и Турецким султанатом, на которой угнетенное крымскотатарское население, теряющее достижения своей духовности и культуры — попадало во все большую экономическую зависимость от новых хозяев (помещиков и российских чиновников), беднело и, естественным образом, оттеснялось в своей массе от очагов культуры и истоков образования. Тем не менее, благодаря исключительно добросовестному труду крымских татар, экономика Крыма буквально возродилась за первую половину 19 века.
Так, например:
в 5 раз возросло поголовье славившихся на всем Востоке тонкорунных овец (до миллиона);
в 4 раза вырос валовой сбор пшеницы;
в 4 раза выросло производство вина и т.д.
Относительное экономическое процветание Крыма и благодатные климатические условия привлекают на полуостров все большее количество переселенцев из континентальной России, а вслед за этим все, что должно сопровождать жизнь сообщества — образовательные и культурные институты — т.е. школы, гимназии, театры и т.д. В этом последнем можно усмотреть положительную сторону коренных изменений в жизни Крыма. Упразднение и зажим в развитии крымскотатарской национальной системы образования в определенной мере компенсировался внедрением российской системы образования и намечающимся процессом взаимного проникновения культур.
Вот в такой период Крымской истории в горной деревушке Авджикой и родился в 1851 году Исмаил Гаспринский.
Возможность и относительное экономическое благополучие отца, которому в 1853 году было пожаловано дворянское звание, позволили Исмаилу, получить достойное образование сначала в Симферопольской гимназии, затем в военном училище г. Воронежа и последующей учебой в сочетании с работой за рубежом — в Вене, Париже и Стамбуле. Все это, включая очень важные встречи, знакомства, работу и дружбу Исмаила Гаспринского с известными личностями, передовыми людьми того времени, образованными и творчески мыслящими, позволило сформировать характер будущего общественного деятеля, издателя и публициста, писателя, просветителя, мыслителя и ученного, превратив его в гордость не только своего народа и всего Крыма, но и всего тюркского мира. За свою плодотворную деятельность Исмаил-бей Гаспринский получил признание далеко за пределами Крыма и России. Ведь недаром в 1910 году французские ученые выступили с представлением И. Гаспринского к Нобелевской премии.
Деятельность И. Гаспринского чрезвычайно богата и разнообразна. Рассматривая при этом одно из направлений его деятельности — образование — следует, конечно же, выделить его впечатляющие организационные способностям. Им самим и при его непосредственном участии была массовыми тиражами выпущена учебная и методическая литература для школ. Он открыл педагогическое училище в г. Бахчисарай, участвовал в открытии десятков школ и религиозных учебных заведений (мектебов) в Поволжье, Сибири, Туркестане и на Кавказе. В 1908 году он открыл первые на русском Востоке художественные курсы для девочек в Бахчисарае. Гаспринским написаны учебник родного языка и истории для начальных крымкотатарских школ, азбука, а так же более 200 статей о просвещении, философского и религиозного характера.
Идеи просветительства несли издаваемые и распространяемые по всей России газета «Терджиман»; энциклопедия для русских мусульман, журналы для женщин «Алем-и-нисван» («Мир женщин»), журнал для детей «Алем-и-субьян» («Мир детей»), юмористический журнал и т. д.
Уже одного этого было бы достаточно для того, чтобы гордиться плодами своей жизни и остаться в памяти поколений. Но это далеко не все.
Значимость содеянного в области просвещения и образования многократно усиливается вкладом Исмаила Гаспринского в формировании новой идеологии образования, позволяющей реформировать систему национального крымскотатарского образования и остающейся привлекательной и перспективной по настоящее время.
Одним их главных идеологических принципов Гаспринского, лежащих в основе его мировоззрения и учения о пользе науки и образования, — является принцип непротивопоставления религии и социального прогресса в обществе.
Он считал религию — частью культуры народа, которая сама по себе не может служить «помехой» прогресса. Анализируя историю развития человечества он делает вывод, в отношении магометанства (Ислама), что, проявившийся на рубеже первого и второго тысячелетия мусульманский Ренессанс, дал народам Востока мощнейший импульс их развития и в значительной мере способствовал возрождению науки, культуры, образования, причем не только в мусульманской среде, но и в среде христианства Европы.
При этом рассуждения Гаспринского о роле религии — самые общие. Он рассматривает Ислам, не выделяя его из ряда других религий. В своей известной статье «Судьбы магометанства» говорится: «исламизм настолько же совместим с цивилизацией, как и многие другие религии».
В тоже время Гаспринский, впитавший в себя идеи передовых Европейских мыслителей, ясно и четко осознает, что религию нельзя безоговорочно относить к активному фактору развития и социального прогресса, — и он резко выступает против догматического и фанатического ее толкования. Высказывания Гаспринского были очень смелыми для того времени и воспринимались в религиозной среде Крыма достаточно враждебно, в отличие от устоявшегося либерального отношения к религии в Европе. Прогрессивные взгляды Гаспринского на религию очень актуальны и в настоящее время. Их развитие в образовательной среде и обществе в целом позволит избежать ненужных столкновений на почве ксенофобии, поддаваясь антимусульманской истерии, раздуваемой в других странах.
Анализ наследия Исмаила Гаспринского позволяет сделать совершенно ясный вывод о том, что пропагандируемые им идеи о необходимости учиться трудиться и обустраиваться так, чтобы достичь прогресса и состояния современной цивилизации, являются своего рода универсальными положениями его учения, квинтесенцией его концепции мировоззрения, предлагаемые мусульманскому и немусульманскому сообществу Крыма и России в целом.
Эти концептуальные положения являлись идеологической основой предлагаемой Гаспринским идеи реформирования и развития национального крымскотатарского образования.
Эти идеи всячески и многоразово поддерживаются и предлагаются великим просветителем со стороны нравственности и морали. Гаспринский провозглашает моральный принцип: «Видеть и различать зло и добро — обязанность человека» (статья «Сущность лишь правда») и далее: «Человек, разрушающий союз родительский, супружеский или дружеский — не может считаться мусульманином» (статья «Мерзость») и еще: «Имейте золото, но не покланяйтесь ему. Золото не господин Ваш, а слуга, и не всегда преданный». (статья «Весы»); а в статье «Труд и прогресс» — четко указывает на необходимость соблюдения важного принципа (Начни с себя) и пишет: «… если каждый человек в отдельности позаботится как следует о себе и о своей нравственности, то тем самым в силу вещей (т. е. объективно), устроится хорошо все человечество».
Гаспринский на протяжении всей своей жизни не устает утверждать, что образование является основным средством формирования благополучия общества и цивилизации через получаемые знания и достижения науки, помноженные на способность и желание плодотворно трудиться.
Он четко видит в знаниях, в образовании — их интернациональную основу, общеполезную и обязательную. В частности, в статье «Наши пожелания», мы читаем: «Из мусульманских книг будем черпать веру; из русских, французских, немецких и других — знания, подражая пчелам, собирающим мед со всех цветов». Этот открытый призыв к пониманию и восприятию всего лучшего и прогрессивного составляет содержательную суть реформаторского отношения великого просветителя и мыслителя к образованию вообще и к национальному образованию в частности.
Главным препятствием на пути развития общества и в первую очередь российского мусульманства по представлению Исмаила Гаспринского являлось — невежество, понимаемое в широком смысле этого слова, а исходя отсюда — нищета жизни.
Именно преодолению этого общего невежества и посвятил свою жизнь и весь свой творческий потенциал «дедушка тюркской нации». Эта великая и мучительная работа заключалась в создании условий для повсеместного распространения идей образования; для поддержки новаторских, инициативных и бескорыстных сподвижников; для создания мотиваций в широких народных массах; для привлечения сил и средств по обеспечению системы образования.
Исмаил Гаспринский инициировал процесс реформирования традиционных мусульманских школ путем изменения архаичной методики обучения. Благодаря издаваемой им газеты «Терджиман», которая распространялась по подписке по всей российской империи и далее за ее рубежами, идеи нового метода обучения, называемого по-арабски «Усул-и-джадид», были привнесены сначала в Крым, развиты и затем распространены по всему Востоку. Показателен уровень распространения идей Гаспринского. В 1916 году только в Российской империи действовало 5 тысяч преобразованных новометодных джадидских школ, основанных на «усуль-и-джадиде».
«Усуль-и-джадид» понимается как новая методология преподавания и образования, которая заключается в фонетической обработке арабского алфавита, использующего в письменности крымскотатарского языка, которая ставило в соответствие звуки и буквы, что позволило минимизировать недостатки классического арабского произношения и в 2-3 раза сократить срок обучения грамоте.
Методическое новшество дополнялось во вновь создаваемых школах изучением русского языка, который по мнению Гаспринского открывал крымским татарам путь к знаниям, а также изучением ряда других предметов, открывающих у учеников представления о различных науках.
У Гаспринского было много последователей, из которых выросли выдающиеся личности, такие как Сабри Айвазов, Решид Медиев и др.
Следует заметить, что с течением времени сами муллы, осознав преимущество нового метода обучения грамотности перед старым, начали постепенно вести занятия в своих религиозных школах по звуковой методике, опираясь на учебник, написанный Исмаилом Гаспринским.
Второй важнейшей задачей, решенной И. Гаспринским в деле реформирования национального крымскотатарского образования, является воплощенная повсеместно в Крыму его инициатива по открытию дополнительно к существующим религиозным школам — образовательных учреждений светского толка, играющих роль прогимназий, так называемых народных школ (мектеб-руштие), в которых обучение велось по целому ряду предметов и что важно — на родном языке. Народные школы прочно заняли свободный промежуток между религиозными школами 2-х уровней (мектеб-низший, медресе-высший) и русскими (русскоязычными) гимназиями и обеспечивали очень важную функцию крымскотатарского национального образования, позволяя практически всем желающим (и особенно из бедных слоев общества) получить среднее по тому времени, светское образование на родном языке.
Такая реформа образования позволяла решать и другую важнейшую задачу — обеспечивать развитие самого крымскотатарского языка, обогащая его стилистически, фразеологически и терминологически.
Весь этот благотворный труд, вся это благодатная работа, выполняемая кропотливо и скрупулезно изо дня в день в течении всей жизни заслужили память и благодарность потомков, международное признание и заслужено поставили Исмаил-бея Гаспринского в один ряд с великими мыслителями, просветителями и общественными деятелями всего человечества.
Энвер КАНТЕМИР-УМЕРОВ,
доцент КИПУ, кандидат физико-математических наук,
зампредседателя Кенеша (Совета) Милли Фирка
(Текст выступления на творческом вечере,
посвященного 160-летию И.Гаспринского.
Кореиз, 26 марта 2011 г.)