Какая «субстанция» объединяет татар?

Post navigation

Какая «субстанция» объединяет татар?

«Жизнь во всём её многообразии, красоте и гармонии возникла, существует и умирает в конкурентной борьбе близких и подобных..»
Альфред Мустафин

Татары должны быть вместе не только на кладбище

Какая «субстанция» объединяет татар?

Пусть кого-то и шокирует этот подзаголовок, но, согласитесь, что чаще всего задумываемся мы о своих корнях в минуты скорби и печали, когда теряем родителей и близких родственников. А реалии таковы, что, не вникая в смысл ритуальных обрядов на проводах и при погребении усопших, провожаем своих родных и близких соплеменников не всегда в соответствии с предписанными канонами Ислама, которым следовали наши предки. В повседневной жизни стараемся не задумываться об этом и не придавать значения тому, что, в конечном счёте, питает наше национальное самосознание. Даже тюбетейку — повседневный головной убор мусульманина одеваем по случаю печальных событий или мусульманских праздников. Лишь иногда можем встретить девушку в платке и «закрытой одежде» — повседневном наряде татар-мусульманок…

А ведь ещё татарский просветитель Шигабутдин Марджани писал, что татар отличают три признака — язык, вера и одежда. Сохранение традиций, истории, культурного наследия своих предков — это основа выживания не только народа, но и всего человеческого рода.

Как-то, Зульфат Хаким — известный татарский писатель, драматург, бард сказал: «Татарскому народу присуще множество благородных, добрых, красивых черт». Эти черты достались нам в наследство от многих поколений предков, образовавших татарский народ. Из поколения в поколение, вопреки невероятным трудностям, он сумел донести до нас через века свою ментальность . И Зульфат Хаким смог в своих произведениях «задеть» те струны души своего народа, которые нашли отклик у современников и почитателей его таланта, и до сих пор эти «струны» связывают нас с нашим прошлым…

Прошлое, настоящее и будущее своего народа — есть та «субстанция», которая питает каждого человека от начала до конца жизни.

В молодости мы об этом мало задумываемся или стараемся не думать. В природе многое происходит, как нам кажется, само по себе, и только человек устроил свою жизнь — иногда вопреки тому миру, в котором мы живём. Но большинство из нас, всё равно, думает, что в нашей жизни всё предначертано судьбой и заложено с самого рождения человека. Даже на вопрос: «В чём смысл жизни?» мы не услышим однозначного ответа.

В чём смысл жизни?

Так случилось, что я на своём жизненном пути встретил неординарного и необычного соплеменника, который посвятил всю свою жизнь социобиологии и сформулировал «Основной биологический закон жизни», который я поместил в эпиграфе этой статьи. Сначала мне показалось, что «формула жизни» — это банальная истина, которая нам была всегда известна. Ну, кто не помнит крылатую фразу создателя марксизма Карла Маркса: «Жизнь — это борьба»?

Так вот, в формулировке казанского социобиолога Альфреда Мустафина раскрыта сущность всего живого на земле. Так же, как материя — есть движение, так и всё живое — есть конкурентная борьба близких и подобных. Он исследовал вопрос о том, как ведут себя по отношению друг к другу живые существа, начиная от простейших. (Из школьной физики мы знаем, что в неживой природе — одинаковые заряды отталкиваются, а разные — притягиваются.)

Самое интересное, что он применил своё открытие для объяснения многих вещей в обычной жизни. И написал немало статей на эту тему и, в том числе, свою «Первобытную психологию». Многие психические процессы у человека происходят на подсознательном уровне, что связано с его биологической природой. Психика человека определяет и влияет на психологию взаимоотношений между людьми. Конечно, есть и социальная составляющая, которая и является «сдерживающим» фактором — это мораль и законы общества. Но каждый индивидуум общества находится во «власти» своей психики, которая влияет на его личность, жизненную мотивацию и поведение.

Так на психологическом уровне у человека проявляется «конкурентный инстинкт», как подсознательное желание быть лучше или, по крайней мере, не хуже себе подобных. Если это желание не реализуется, то у человека появляются психологические проблемы, особенно, у молодых людей. У взрослого — этот инстинкт притупляется и может выражаться слабее. И такие понятия как ревность, зависть, амбиции, любовь легко объясняются конкурентным или подражательным инстинктом человеческого подсознания.

Мы, в меру своей «испорченности» можем считать положительными или отрицательными качествами те или иные черты человека. Но, где тот критерий, по которому мы определяем — положительные они или отрицательные? Например, мы не любим амбициозных и честолюбивых людей. А ведь, это чаще всего таланты, которые творят науку, достигают вершин в искусстве. В школах сверстники не любят отличников, в различных творческих союзах возникают неприязненные отношения друг к другу. Нам более комфортно любить и воспринимать «скромных и молчаливых». И всё это и есть проявление «конкурентного инстинкта», который не «терпит» того, кто лучше вас или, как бы, на подсознательном уровне пытается «принизить» вас. Фактически, приняв как данность наличие у всего живого, которое подобно вам, «конкурентного инстинкта», вы можете выработать для себя ту линию поведения, которая поможет вам подавить свой «животный инстинкт» и разрешить конкретные психологические ситуации в жизни. Более того, вы сможете «размотать» клубок психологических проблем, которые возникают в повседневной жизни в отношениях между людьми.

Помню, как-то мы с Альфредом Мусаяфовичем сидели в приёмной ректора Казанского университета, и он мне задал вопрос: «Рафаэль, а знаешь, чем мы отличаемся от других?», — «Мы знаем Основной Биологический Закон жизни» — ответил он.

Разные люди по-разному относились к его изысканиям и идеям — кто скептически и с недоверием, но было и немало приверженцев его идей. Было время даже, когда он номинировался на Нобелевскую премию в области биологии и медицины Могу только сказать, что все свои сбережения, накопленные в годы кооперативного движения, он вложил в социобиологию — создал Казанскую Академию Научного Творчества (КАНТ), которой занимался до конца своих дней. Много сил он отдавал проведению ежегодных научно-практических конференций КАНТ, которые проходили в различных регионах. Это были времена экономической депрессии в России, когда она в различных областях жизни находилась в упадке. Книги Альфреда Мустафина, которые он издавал на собственные средства, всегда вызывали интерес у людей. Он хотел, чтобы родители с самого детского возраста занимались воспитанием интеллекта у ребёнка не в ущерб его физическому и психологическому здоровью. Об этом он написал в книгах «Что делать», «Как делать».

Интересно, что Альфред Мустафин попытался ответить на вопрос: «В чём смысл жизни?». Он считал, что если с психологической точки зрения для индивидуума — это реализация своего «конкурентного инстинкта», т.е. творческого потенциала, то каждый из нас мог бы видеть смысл своего существования в том, чтобы «сохранить природу как неповторимое создание во всей Вселенной». Чем не велик смысл жизни? Кратко можно выразить так: «Жизнь — во имя жизни».

Помню ещё, что, когда в верхних эшелонах власти в России пытались найти «национальную идею» — он считал, что задача сохранения природы и должна стать «национальной идеей» в России с её необъятной территорией и несметными природными богатствами. Не в этом ли суть ментальности татар? В традициях, обычаях, культуре татар главное — жить всегда в единении с природой и согласии с окружающим миром.

У Альфреда Мустафина было много идей, которые он старался воплощать в жизнь. А лекции его в школьных классах и студенческих аудиториях никого не оставляли равнодушными. Этого неравнодушного человека волновали вопросы развития интеллекта детей, сохранения физического и психического здоровья школьников и студентов, в то время, когда «дикий рынок» беспощадным образом разъедал души россиян и не было видно ещё света в конце «тоннеля». И сегодня идеи Альфреда Мусаяфовича Мустафина не потеряли свою актуальность.

Философская галерея Зарифа

Фларит Зариф, с которым меня свела судьба, посвятил свою жизнь философской науке. Его знаменитая «Философская галерея» — образец беззаветного служения науке, которая стала делом всей его жизни.

В основе философского учения Пифагора лежало представление о числе как основе всего существующего мира. «Числа — суть богa на земле»,-говорил он. Он верил, что в числовых закономерностях спрятана тайна мира. Мир чисел жил для Пифагора особой жизнью, числа имели свой особый жизненный смысл. Важнейшей научной заслугой Пифагора считается систематическое введение доказательства в математику и, прежде всего, в геометрию. Но Пифагор — не только учёный, но и самая загадочная личность, человек-символ, философ, пророк.

Именно он побудил Фларита Зарифа «видеть лучше, мыслить лучше, созидать лучше» Ещё в детстве Фларита «озарило» выражать своё философское восприятие и мироощущение окружающего мира в геометрических фигурах и символах. Это занятие так его увлекло, что даже после окончания Высшего военного училища в Кургане, во время службы в военно-морских силах на Северном флоте он продолжал творить и создавать свои «философские фигуры». Это творчество со временем заняло главное место в его жизни. И он решил посвятить этому делу всю свою жизнь.

Фларит Зариф окончил аспирантуру по истории философии в Казанском институте языка и литературы имени Галимджана Ибрагимова. Философские идеи автора находят воплощение в геометрических фигурах, которые, с одной стороны, напоминают элементы декоративного искусства и архитектуры, с другой — представляют собой образцы горельефного жанра. Поэтому произведения Зарифа можно назвать кодогорельефным искусством, где «кодо» указывает на его символическую природу. Каждое его произведение, которое рождалось в процессе философских раздумий о Вселенной, Человеке, Мышлении и Разуме — это плод научных изысканий и творческой фантазии автора. Со временем коллекция философских произведений была оформлена в виде горельефных геометрических фигур с аннотацией и философской концепцией, и представляла целую галерею, названной «Философской галереей Зарифа», которая экспонировалась много лет в Казани в Национальном музее Татарстана и других городах России.

Оригинально представлен каждый экспонат галереи, оформленный, как «письмо Пифагору». Этим автор не только отдаёт дань великому Гению, но и подчёркивает, что он находит в нём источник вдохновения и творческого заряда.

Новаторство этой галереи в том, что Фларит Зариф впервые в мире создал оригинальный метод выражения философской мысли в виде горельефных фигур (Горельеф — изображение или орнамент, значительно выступающие на плоской поверхности (более чем на половину своего объёма, приближаясь по форме к скульптурному). Эти фигуры эстетически оформлены и «заряжают» посетителей выставки сопричастностью не только к прекрасному, но и новым представлениям философского восприятия окружающего нас мира во всём его многообразии, сложности и красоте. Об этом красноречиво говорят восторженные отзывы посетителей, учёных -философов из разных городов России и всего мира.

Особенность этой галереи ещё в том, что автор, находясь в постоянном научном поиске и творчестве, создаёт всё новые и новые философские шедевры. Творчество Фларита Зарифа примечательно тем, что автор представляет зрителю философскую систему. Он сделал серьёзную попытку решить сверхсложную задачу — наглядно отобразить основные этапы эволюции мировой мысли.

Часто сам Фларит Зариф становился экскурсоводом выставки, особенно, для иностранных посетителей. Свободное владение иностранными языками, глубокое знание предмета и личное обаяние — составляющие самобытного философа и художника из Казани, подкупали иностранных туристов.

Фларит Зариф не желает оставаться на достигнутом — главной целью его жизни является создание Пансифиона — Дворца Мировой Мудрости. Он верит, что Пансифион — Философский Центр Планеты — займёт достойное место в Сердце и Разуме Человечества. Уникальное творчество философа и художника Фларита Зарифа — это пример беззаветного служения философской науке.

Сегодня Фларит Зариф готовит фундаментальную книгу — монографию, которая станет итогом его более чем 50-летнего творчества. Надеемся, что мировое философское сообщество по достоинству оценит «Философскую галерею Фларита», которая стала делом всей его жизни.

На священной земле Булгар

14 июня сего года мне удалось побывать в Булгарах — своеобразной Мекке татарского народа, где, как считалось до последнего времени, ещё в далёком 922 году Волжская Булгария приняла Ислам, как государственную религию.

Символично, что благодаря другу по имени Ислам я смог в этом году посетить праздник на священной земле Волжской Булгарии, на который татары собираются каждый год во второй декаде июня. Для татар Ислам стал духовной основой объединения различных древнетюркских племён, проживающих на одной территории, в единую татарскую нацию. Трудно передать словами атмосферу духовного единения мусульман, которые приехали из различных уголков России — городов — Казани, Нижнекамска, Набережных Челнов, Альметьевска, Нижнего Новгорода …, областей — Ульяновской, Оренбургской, Саратовской, Астраханской, Челябинской, Свердловской, Омской, Пермской, Пензенской, Кировской … , республик — Татарстана, Башкорстана, Чувашии, Мордовии, Удмуртии, Мари-Эл. Это надо увидеть и почувствовать на себе.

Десятки тысяч людей приехали на сотнях автобусов и личных автомобилях, чтобы принять участие в одном из самых главных праздников татарского народа. У этого праздника есть будущее. Он нужен татарам — и сегодняшним и потомкам. Но надо этот праздник так организовать, чтобы его участники не томились в многочасовых переездах в душных автобусах, а прибывали в Булгары на комфортабельных теплоходах, в которых созданы все условия и возможности верующим для соблюдения канонов Ислама. Всего один туристический теплоход из Казани причаливает на пристань в Булгары в этот священный для мусульман день. Действительно, он как «казанская сирота» в единственном числе «украшал» булгарскую пристань. А как бы было здорово, если паломники из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Перми, Уфы, Астрахани, Саратова, Самары, Ульяновска, Чебоксар прибывали бы сюда на специальных туристических теплоходах. Да и зрелище на пристани было бы достойно этого исторического Дня. Верю, что когда-то такой день наступит.

Необычность этого Дня сегодня ещё в том, что праздник на булгарской земле имел и духовную, и светскую составляющие.

Активное участие в празднике принимали Всемирный Конгресс татар, творческие союзы Татарстана, татарская молодёжь, деятели культуры и искусства Татарстана. Мы сегодня понимаем, что государственность и духовность татарского народа началась с принятия Ислама на земле древних булгар.

Если когда-то этот день отмечали только религиозные деятели, то сейчас он стал всенародным, независимо от того — верующий ты или нет.

Имамы из различных регионов Татарстана и России более двадцати лет собираются вместе, чтобы не только прочитать праздничный намаз на священной земле предков, но и проявить дух единения татар и показать единство духовного начала татарского народа.

Одним из самых замечательных событий на булгарской земле стало для меня «мимолётная» встреча с известным профессором Казанского университета, зав. кафедры татарской литературы факультета татарской филологии и истории Хатипом Юсуповичем Миннегуловым, которого всегда можно увидеть на всех значимых исторических мероприятиях, связанных с жизнью татар. (Кстати, 2009-й год для Хатипа ага юбилейный — ему исполняется 70 лет. Он родился 12 мая 1939 г.в дер. Сармаш по Ирне Заинского района РТ.) . Хатип ага вобрал в себя все замечательные черты татар, которые и составляют основу ментальности татарского народа. Это человек доброго нрава, открытой души и масштабная личность особой притягательности. Он, как преподаватель и учёный, воспитал огромную плеяду профессионалов в различных сферах жизни, которые владеют литературным татарским языком. Не счесть, сколько его учеников преподают татарский язык и литературу в различных уголках Татарстана и регионах компактного проживания татар.

Вот только «мизерная» часть восторженных оценок «без купюр», которыми вознаграждают в Интернете Хатипа Юсуповича Миннегулова, (обладателя Международной премии имени Кул Гали, а в 1998 году удостоенного звания «Международный человек года») его студенты:

— Замечательный человек: понимающий, харизматичный, талантливый, с хорошим чувством юмора! Бесконечно благодарна ему за помощь в написании диплома: получила только лестные отзывы! К студентам относится как к своим внукам, с красивыми девушками шутя заигрывает, в общем, клевый ЧЕЛ!!!».

— Интересно вел лекции. И на экзаменах не заваливал. Супер-препод!!!.

— Искиткеч кеше!!! Без сезне яратабыз! Сезне куру белэн, тавышыгызны ишету белэн (э тавыш… тавыш — супер! ) шундый кунелле булып китэ!

— Очень харизматичный, обаятельный и стильный человек! Отличный преподаватель!.

— Один из самых интересных преподавателей татфака. Нам девушкам он очень нравиться.

— ПРОФИ.. Этим всё сказано.. РЕСПЕКТ.

А сколько таких личностей, как Хатип ага в татарском мире? Они и есть генофонд татарской нации. И здорово, когда мы — их современники это понимаем при их жизни. Они становятся жизненными ориентирами для молодых, наполняют смыслом их жизнь.

Я сам с Хатипом ага не был раньше знаком, пришлось показать несколько своих статей, опубликованных в Татарлар.ру, которые, собственно, и стали моей «визитной карточкой». А во время встречи в Булгарах, выяснилось, что он читал мою статью, опубликованную в Татарлар.ру : «Кому мешает памятник Мулланура Вахитова в центре Казани?». Он протянул мне руку и сказал: «Рэхмэт, яхшы язылган».

Я думаю, что эти слова благодарности можно передать и коллективу Татарского Всемирного Сервера Татарлар.ру во главе с его Главным редактором Тимуром Сулеймановым, который отражает на своих страницах всё многообразие татарского мира, и прилагает немалые усилия к тому, чтобы этот мир стал неотъемлемой частью Всемирного Виртуального Пространства Интернет, чтобы его посетители — татары всего мира могли чувствовать себя татарами и держать руку на «пульсе своего народа».

Основная мысль, которую я хотел донести в статье «Кому мешает памятник Мулланура Вахитова в центре Казани?» такая: «У татар своя непростая история и мы не должны на волне политического популизма бездумно свергать (или перемещать) памятники, предавать забвению наше прошлое в сиюминутном порыве в угоду чьим-то политическим амбициям. Это ведёт к разрыву связи поколений, исторической несправедливости по отношению к нашим предкам. Такой подход к нашему историческому прошлому претит менталитету татарской нации и наносит ему вред».

Татары — думающий народ, помнящий своё родство и который вопреки всему сам вершит свою историю, строит и создаёт свой своеобразный и неповторимый татарский мир.

«Сэлэт» — это наше будущее

На одном из фестивалей, который проходил в молодёжном лагере «Сэлэт» после окончания одной из смен, про участников движения «Сэлэт» Рузаль Юсупов сказал, что «это будущая татарская элита». Известный академик, вице-президент Академии наук РТ Рузаль Абдуллазянович Юсупов на протяжении многих лет возглавлял Казанский педагогический университет — кузницу национальных кадров в Татарстане. Рузаль Юсупов — учёный-языковед, внёс не только огромный вклад в развитие татарского языка, но и в непростые 1990-е годы принимал активное участие в строительстве нового Татарстана.
Мы ещё не забыли лозунг советских времён: «Молодым — везде у нас дорога, старикам — везде у нас почёт». Но, легко сказать, да трудно сделать. Вот в природе сами по себе растут только сорняки, и в жизни — молодость быстро проходит, и если ей не успеешь воспользоваться — она исчезает, как «синий туман».

В Татарстане уже много лет действует движение «Сэлэт», который представляет собой проект по выявлению и поддержке талантливой молодёжи. Хотя этот проект и не предполагает национальный уклон в обычном его понимании, но в этом движении создана такая татарская среда, в которой ребята — сверстники, независимо от национальности, свободно общаются на татарском языке, и эта среда, независимо от национальности, не является для них чужеродной. Движение «Сэлэт» — круглогодичное явление. Но каждое лето талантливые ребята собираются вместе в лагерях «Сэлэт». Они там отдыхают по интересам, общаются со своими сверстниками, младшими и старшими по возрасту, занимаются интеллектуальным творчеством, изучают языки, историю и краеведение, реализовывают себя и свои способности в интересных тематических проектах — делах, проявляя себя в различных областях искусства и жанрах художественного творчества. От пребывания в лагерях «Сэлэт» у ребят остаются незабываемые впечатления на всю жизнь — они приобретают новых друзей, взрослеют, влюбляются и с большим трудом расстаются с друзьями — со слезами на глазах уезжают из «Сэлэт», когда заканчивается смена.

Думаю, что, недалеко то время, когда у «Сэлэт» заработает полнофункциональный сайт в Интернете (www.selet.biz). Тогда ребятам будет легче переживать тяжёлые моменты расставания. Ибо сайт будет хранить не только те незабываемые дни, и счастливые моменты пребывания в «Сэлэте», но и даст им возможность обмениваться друг с другом теми неизгладимыми впечатлениями, которые остались в их памяти на всю жизнь, и общаться с друзьями, которых они приобрели в «Сэлэте». Те ребята, которые побывали в «Сэлэте» буквально «влюбляются» в него и он в их сердце остаётся навсегда, а незабываемые дни в «Сэлэте» они уже проносят через всю свою жизнь. «Сэлэт» — это не только ДОЛ , а целый проект, который включает в себя целостную и продуманную программу по «взращиванию» талантливой молодёжи. Этот проект базируется на «трёх китах» и состоит из трёх составляющих — Фонд «Сэлэт», ГУ Молодежный центр «Сэлэт», ДОЛ «Сэлэт».

В этом году я побывал в ДОЛ «Сэлэт». Но предыстория была такая…

Летом — после одной из лагерных смен «Сэлэт» трое «сэлэтовцев» — две девушки и парень (не помню их имен) пришли на передачу канала ТНВ «Хэерле иртэ». Девушки довольно живо и с восторгом делились своими впечатлениями о пребывании в «Сэлэте». А мальчик, который и возрастом был помладше, скромно сидел между девушками. Но в конце встречи слово дали ему и он вдруг оживился и стал читать стихи Мусы Джалиля. Он настолько проникновенно и выразительно читал стихи Джалиля, что казалось, что сам сопереживал с автором, который написал эти строки в фашистских застенках концлагеря.

А я, вдруг, вспомнил легендарного татарского чтеца, мастера художественного слова Айрата Арсланова (Недавно татарская общественность отпраздновала его 80-тилетний юбилей), голосом которого на радио мы воспринимали татарскую литературу и поэзию. Он всегда был участником тематических вечеров и литературных встреч со своими слушателями, на которых татарская публика восхищалась его голосом и творчеством.

Он своим красивым голосом и профессионализмом, посредством языка художественного слова показывал душу татарского народа. Айрат Гареевич Арсланов — это татарская легенда, яркий пример благородных, добрых, красивых черт татарского народа.

Так вот, когда мальчик-«сэлэтовец» напомнил мне легенду — мастера художественного слова, артиста разговорного жанра Айрата Арсланова — у меня появилось желание посетить лагерь «сэлэтовцев». Конечно, там смены поменялись — остались только активисты — «сэлэтевцы», которые отдают частичку своего сердца «Сэлэту». Здесь по другому нельзя. И вот почему…

Душой, мотором и «энергетическим генератором» движения «Сэлэт» является профессор Казанского университета, академик АН РТ, академик-секретарь АН РТ, поэт Джаудет Сулейман. Это я видел сам и убедился в этом, когда посетил ДОЛ «Сэлэт». Это человек, который не говорит, а делает. Имею в виду, что он больше делает, чем говорит. А в жизни он всегда держит своё слово. Всё о чём он говорит — он воплощает в жизнь. Вот он говорит: «Мы должны в течение 3-4 лет создать «татарский «Артек» И создаст. Уверен, что так оно и будет, хотя мировой финансовый кризис многим «спутал карты».

Джаудет Сулейман умеет «заразить» своей неуёмной энергией и энтузиазмом всех вокруг. Но он, скорее всего, не романтик, а прагматик, который не строит радужных планов, он их просто воплощает в жизнь, понимая, что невозможно объять необъятное, но «дорогу осилит идущий». Многое, что делается в компьютерных технологиях в Татарстане для татарского сообщества, осуществляется под его руководством.

Всё, что он делает, исходит от большой любви к своему народу, родителям, малой родине — татарской деревне в Чувашии, где прошло его детство и юность. У татар — про таких говорят: «Татар очэн — жанын бирэ». Он любит свой народ — татарский, пишет стихи на татарском языке. Не так давно кантата «Тамырлар» самобытного и талантливого композитора из п. Арска Татарстана Розы Мухетдиновой на слова Джаудета Сулеймана была с восторгом встречена культурной общественностью Татарстана в Большом концертном зале им. Салиха Сайдашева. Много любимых песен «сэлэтовцев» написаны Розой Мухетдиновой в соавторстве с её матерью Нажия апой. Эти две удивительно скромные женщины — татарки, смогли морально выжить в непростой жизненной ситуации, когда потеряли близкого человека — мужа и отца, сумев проявить свои творческие способности в мире музыки и поэзии. Нажия апа многие годы работала в школе учительницей татарского языка и на её стихи дочь Роза написала уже немало песен.

В разговоре с ними пришлось услышать и «грустные нотки» о том, что некоторые исполнители попросту воруют их произведения, не удосуживаясь даже назвать их имена. Лишний раз убеждаешься, что не удаётся ещё талантливым людям защититься от пиратов, для которых не существует «Закон о защите авторских прав на интеллектуальную собственность». А такое негативное явление, как пиратство не обошло стороной и татарский шоу-бизнес.

Вспомним, что в 2006 году мисс «Культура и духовность» была признана Роза Мухетдинова, преподаватель музыки Арского экономического колледжа, уникальный непрофессиональный композитор. Это о ней мэтр татарской музыки Алмаз Монасыпов говорил: «Если бы у меня в запасе было столько красивых мелодий, как у Розы Мухетдиновой, я был бы счастлив».

Уверен, что «Сэлэт» — это наше будущее и явление не местного масштаба. Уже сейчас в «Сэлэт», приезжают татарские дети из других регионов России и мира. Они, не зная даже вначале татарского языка, могут здесь быстро найти друзей, общий язык понимания среди своих сверстников и быстро «окунуться» в татарскую среду.

Отряды «сэлэтовцев» формируются не по возрасту, а по интересам, и кого бы я не спрашивал — здесь всем интересно быть. Несмотря на то, что проект «Сэлэт» имеет государственную поддержку на республиканском уровне — этого недостаточно, и без спонсоров ему не обойтись. Наверно, нет более эффективного вложения — чем в молодежь, тем более, в лучших ее представителей. Адресная поддержка талантов, именные гранты и стипендии могли бы стать тем взаимовыгодным вложением средств, которые дают отдачу не только в далёком будущем, но и в близком настоящем. Спонсоры «Сэлэта» получают не только моральное удовлетворение в том, что они работают на будущее, вкладываясь в конкретных перспективных и подающих надежды ребят, но и отдачу, ибо «сэлэтовцы» уже сегодня участвуют в конкретных проектах, которые предлагают им спонсоры.

Ведь в «Сэлэте» собираются лучшие, так сказать, «сливки» татарской молодёжи. Они — наша опора во всех областях жизни, в том числе и в бизнесе, во всех его проявлениях. Эти интеллектуалы — участники, призёры, лауреаты различных олимпиад и конкурсов, в которых они проявили свои способности и интеллект. И самый главный критерий у «сэлэтовцев» — это огромное желание провести время среди сверстников с пользой для своего интеллекта и здоровья. Здесь «царствует» дух единения, взаимоподдержки, взаимовыручки и креативности.

Преподаватели, вожатые и рядовые «сэлэтовцы» — это вместе одна семья, в которой есть одно желание — интересно прожить тот «кусочек» жизни, который отпустила им судьба прожить вместе.

В школе я тоже участвовал в городских и республиканских математических олимпиадах, и мне близко по душе стремление молодых ребят осваивать науки, желание их научиться реализовывать свои способности в жизни.

Движение «Сэлэт» имеет свою богатую историю, про которую наверно «сэлэтовцы» напишут ещё не одну книгу. Если даже ДОЛ «Сэлэт» будут разбросаны по разным районам Татарстана (а есть ещё база «Сэлэт» на Чёрном море в Анапе, и еще в шести районах республики), всё-таки, наверно, «татарский «Артек» будет создан в том лагере, в котором я был в этом году. Благо он находится недалеко от Казани и на небольшом расстоянии от Волги.

В этом году я трижды побывал в «Сэлэте». Первый раз добирался на «перекладных» под раскаты грома, сияние молний и проливным дождём. Второй — вместе с другом Равилем Хади — одним из зачинателей «сэлэтовского движения», а в третий — на закрытии лагеря. На закрытие «сэлэтовского» летнего сезона приехал сам патриарх «сэлэтовского движения» Джаудет Сулейман с гостями, среди которых был «московский гость» с «зеленодольскими корнями» — Владимир Альминдеров, президент Международного Интеллект клуба «Глюон» (Москва), профессор МИФИ, который проявил огромный интерес к проекту «Сэлэт» и предложил сотрудничество. Конечно, пора расставания — это грустная пора, которая смешивается с горечью разлуки с друзьями. И вот он настал День закрытия лагеря «Сэлэт».

Представление и презентация проектов, которые ребята выполняли, торжественное награждение лауреатов различных конкурсов и победителей проектов, заключительная линейка с «митингом» по случаю закрытия лагеря и опусканием «сэлэтовского» флага, итоговый концерт с участием талантов-«сэлэтовцев», «сэлэтовский костёр» и «расставание до утра» — такова программа последнего дня «Сэлэта». «Сэлэт» в этот день напоминал «пчелиный улей», в котором роли всех «сэлэтовцев» были распределены. Но в сравнении «сэлэтовцев» с пчёлами есть и глубокий смысл. Они и есть те пчёлы, которые будут нести мёд с его чудодейственными свойствами, и прополис — клея с целебными свойствами, который будет укреплять наш татарский мир.

Среди гостей «Сэлэта» был известный татарский поэт и общественный деятель Разиль Валиев, который про «Сэлэт» сказал так: «Сэлэт» — для меня стал тем местом, куда мне хотелось бы вернуться ещё раз».

Да, когда прощаешься с «Сэлэтом» — в него хочется вернуться обратно, это как «незабываемый мир детства», в который каждый из нас хотел бы возвращаться вновь и вновь. И, наверно, каждый «сэлэтовец» с таким чувством прожил этот день в «Сэлэте».

Движение «Сэлэт» — это проект, устремлённый в будущее.

Для тех пессимистов, которые не верят в будущее своего народа, могу предложить одно действенное лекарство — съездите в «Сэлэт», и пройдёт эта хандра!
Для тех, кто хочет «зарядиться» энергией «Сэлэта» — съездите в «Сэлэт»!

Те кто, хочет увидеть будущее татар — съездите в «Сэлэт»!
А представителям «татарской элиты» я бы бросил клич: «Съездите в «Сэлэт»! Поверьте — вы запомните это на всю жизнь!».

Каждому, кто спросит: «Кэеф ничэк?», в «Сэлэте» ответят: «Кэеф шэп!». И это действительно так.

Мы — татары

Задумка — собрать все свои публикации в Татарлар.ру в одном месте и издать в одной книге под общим названием «Мы — татары» возникла не сразу и не вдруг. Сначала статьи публиковались в Татарлар.ру, затем я единичные экземпляры отдавал татарам — известным и неизвестным. Даже издал небольшой сборник с несколькими статьями, чтобы таким образом «заявить» о своих намерениях. Мне удавалось писать на едином запале, выражая своё отношение к тем или иным событиям. Эти статьи составят первый раздел книги.

Во втором разделе хотелось разместить те статьи, которые связаны с историей татар в Казани.

В новейшей истории, будто карты, перетасовываются исторические даты, чтобы люди забывали своё прошлое, прошлую жизнь и историю. И мало мы задумываемся над тем, что у татар своя история и ментальность.

До сих пор татары проклинают «чёрную гвардию» инквизиторов — Луку Конашевича, Н.И Ильминского, С.Е Малова — миссионеров, которые проводили насильственную христианизацию татар, методично вытравливали у них веру, действуя с особой жестокостью тактики «выжженной земли». А Малов и вовсе считал, что, достаточно лишить татар тюбетейки, чтобы они потеряли свою самоидентичность.

Гражданская война, голод и разруха, раскулачивание и коллективизация, репрессии и гонения на инакомыслящих, отрицание своего прошлого и «шоковая терапия» в экономике — разве эта «цепочка» есть выбор татар? Она никак не вяжется с ментальностью татар.

Мы должны писать свою историю, думать о ней, выражать своё отношение к тем или иным историческим событиям, осмысливать их с позиции своего народа, который и так перенёс достаточно унижений и страданий. Нам, действительно, нужно быть вместе не только на кладбище. Мы должны ощущать своё единство ещё при жизни.

Каждый человек проживает одну жизнь, и кто читал «Как закалялась сталь» Николая Островского, тот помнит отрывок с размышлениями главного героя этого романа Павки Корчагина: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать ее»…

Не все татары знают, что у нас есть свой «Николай Островский» — татарский поэт, писатель, драматург Фанис Яруллин, который повторил трагическую судьбу и подвиг Николая Островского. Он родился в деревне Кзыл- Яр, что находится на самой границе Татарстана и Башкортстана на берегу реки Ик, недалеко от посёлка Бавлы в Татарстане. Оказывается, на карте даже пересекались наши пути. Я помню, как ещё в детстве часто проезжал мимо этой деревни, когда ездил к бабушке с дедушкой — из Лениногорска в деревню Райманово, что рядом со станцией Туймазы.

Может быть, он встречался с моими родителями в санатории Бакирово, что рядом с п. Шугурово в Лениногорском районе. Но я помню, что мои родители были вместе в знаменитом Бакирово с легендарным татарским певцом Рашитом Вагаповым, когда он уже тяжело болел.

Биография многих известных татар пересекается с санаторием в. Бакирово. Этот санаторий всегда пользовался популярностью у татар. Фанис Яруллин тоже лечился там.

«Как закалялась сталь» помогла Фанису Яруллину выбрать дорогу в жизни — он сумел найти жизненные силы и проявить стойкость духа, чтобы «не сломаться» и продолжать жить. Всё произошло в «учебке» в армии, где, чтобы не терять даром время в свободное от учёбы время, Фанис решил физически подкрепиться — занялся спортом в спортивной секции. На одном из занятий он крутил на турнике «солнце» и неудачно приземлился. Его парализовало, и с этого момента вся его жизнь круто переменилась. Его автобиографическая повесть «Жилкэннэр жилдэ сынала» — это татарская «Как закалялась сталь». Сегодня Фанис Яруллин — это классик татарской литературы, наш Адип. Фанис Яруллин превзошёл Николая Островского — его произведения неотъемлемая часть татарской литературы, им издано 46 замечательных книг с произведениями в различных жанрах. Не удивлюсь, если «русскоязычные» татары не знали, что есть у нас литературный классик, повторивший подвиг Павки Корчагина.

Немало татар, которые помогли в жизни Фанису Яруллину преодолевать жизненные невзгоды. Скажу только, что есть среди них имя бывшего министра МВД ТАССР Салиха Япеева (Одна из улиц в центре Казани носит его имя). А если перечислять имена всех, то можно кого-то упустить и нечаянно обидеть. Начинал Фанис ага писать, когда за плечами его было всего 8 классов образования. Жизнь так сложилась, что, рано лишившись отца (погиб на фронте), он вынужден был помогать семье. Среднее и высшее образования пришлось уже получать заочно, преодолевая болезнь. Конечно, среди тех, кто подставил ему плечо и помог встать на ноги в те тяжёлые времена, были не только татары. Но без супруги Нурсии апы, наверно, не было бы и поэта, писателя Фаниса Яруллина. Это ещё один яркий пример ментальности татар, татарских женщин. В прошлом году культурная общественность Татарстана отметила 70-и летний юбилей писателя Фаниса Яруллина.

А в разделе «Татары в лицах» своего сборника хотелось на конкретных судьбах показать ту ментальность татар, которая и является «субстанцией», которая нас объединяет.

Рафаэль ТАБЫШ,
Казань, Татарстан

tatarlar.ru

 

Похожие материалы: