Мы люди эмоциональные. И крикнуть плохому человеку «Фашист!», а тем более, плохой группе — «Фашисты!!!», для нас, как глоток воды в зной. Очень облегчает состояние. И узнавая про разные подвиги сталинских соколов, именно таким образом мы душу и облегчали. Тем более, что в ряде случаев, в самом деле, было очень похоже.
Так похоже, что иногда и не отличить. А иногда коммунисты и превосходили гитлеровцев — в силу многих причин, включая и особенности национальной культуры и психологии. Правда, в других случаях первенство оставалось за фашистами — опять-таки в силу особенностей их, немецкой национальной культуры и психологии.
Но это всё — тонкости. А в сущности, в умах людей наиболее совестливых, наиболее остро реагирующих на зло понятия склеились: коммунизм (форма жизни СССР в 20-60-х годах 20-го века) и фашизм (форма жизни немцев в 1933-45-м годах) — одно и то же. Так ли это?
Здесь всё зависит от того, какие свойства считать главными, а какие — второстепенными. Если в качестве главных, например, выделить бесчеловечность или пренебрежение индивидуальной судьбой индивидуального человека, то да — разница между фашизмом гитлеровского образца и коммунизмом не столь велика. Невелика она и если рассматривать кровавость или жестокость режимов.
Но если в качестве главного выделить, скажем, отношение к евреям (или цыганам), то разница окажется огромной (даже с учетом апокрифов о желании Сталина депортировать евреев в Биробиджан). И вообще, коммунисты не ставили задачи поголовно истребить всех чеченцев или всех крымских татар: в национальном вопросе они были куда менее кровожадными. Большая разница вскроется и в отношении к пользованию вилками. Или — по отношению к валенкам как зимней обуви. Всё зависит от того по какому основанию мы сравниваем два явления.
Но если отношение к вилкам может казаться мало существенным, то другие признаки малосущественными не назовешь. А сравнение по ним обнаруживает, что коммунизм и фашизм — вещи принципиально разные. Наиболее важный из таких свойств — альтруизм-эгоизм. Я говорю о групповом эгоизме и групповом альтруизме.
Коммунисты были групповыми альтруистами. Фашисты — эгоистами. Коммунисты хотели счастья (коммунизма; для них слова «коммунизм» и «счастье» были синонимами) для всех, для всего человечества. Фашисты хотели счастья для своих (для нации, народа, фолька). Никогда в СССР не звучало «Советский Союз превыше всего». И Булгаков правильно смеялся: сами без штанов, а рвутся устраивать судьбы каких-то заграничных голодранцев.
Только стоит ли над этим так уж сильно смеяться? Ведь, в сущности, сегодняшняя оппозиция (если нас можно так назвать) занимается тем же самым: вместо того, чтобы по-тихому «рубить капусту», печется о судьбах народа, которому часто и дело нет большого до своей судьбы, а саму оппозицию он и на дух не переносит. А она всё печется — идиотка такая! Ведь лично 99,99 процентам оппозиционеров от перемен в стране ничего приятно отягощающего бумажник не светит. Разве что — моральное удовлетворение.
Какая разница!?! — закричит коммунизмофоб. Какая разница чего они там хотели, эти коммунисты и фашисты, или не хотели, когда делали-то они одно и то же!?! Вот что важно! И отчасти он будет прав. Но от очень значительной части — неправ. Есть разница. И разница эта очень важная. Для нас сегодня очень важная разница.
В смысле историческом фашистское желание зла для других и добра для себя было идеей тупиковой. Нетупиковой там была другая часть их идеи — евгеника, хотя и ее фашистская практика реализации запачкала не меньше, чем коммунистическая практика опорочила идею общества счастья. Но подобная грязь — явление временное, она со временем отмывается. Когда приходят новые поколения, для которых эти темы не обладают такой сверхзначимостью и которые поэтому готовы их более-менее спокойно анализировать.
Так вот (приготовьтесь — очень длинное предложение), если эту сталинскую грязь отмыть, режим предать, как вполне разумно, хотя и запаздало, требуют многие сегодня, суду (только не международному — международный Нюрнберг над коммунизмом давно прошел: коммунизм давно осужден в мире как негодная и преступная фаза истории и форма организации общества — а внутреннему, внутринародному суду, что для нас много важнее), на суде этом преступления коммунизма-сталинизма безжалостно осудить, а кладбище на Красной площади почистить, то мы увидим весьма интересную картину.
Мы увидим, что идея коммунизма является частью очень большой идеи, которую человечество реализует на протяжении всей своей истории, предпринимая попытку за попыткой, набивая шишку за шишкой, но в этом процессе становясь умнее и умнее и, вообще, выше, выше и выше . Среди этих попыток советский коммунизм был еще одной неудачей. Но, как и другие попытки, — неудачей не полной, а частичной: во многом — неудачей, но в чем-то и удачей. Более того, мы увидим, что в одном ряду с коммунистической попыткой, хотя и предшествуя ей по времени, стоит и много других попыток жить по-христиански, которые своей совокупностью и создали всю современную западную цивилизацию.
Зачем это всё нужно? Чтобы видеть общие контуры исторической картины, картины исторического движения, исторического прогресса. С тем, чтобы можно было начать отделять мух от котлет: что в коммунизме было хорошо от того, что было плохо. С тем, чтобы можно было понять ошибки коммунистов — что они не понимали и что они делали не так. И с тем, чтобы можно было увидеть наш дальнейший путь.
Да, какой там дальнейший путь?! — кипятится мой оппонент. Ясен пень, ясен путь — на столбовую дорогу, за Америкой!!!
Что скажешь на это? Разве что — флаг в руки. Только не надо потом жаловаться на народ. Заранее предупреждаю — не пойдет. Не пойдет он, народ то есть, за вами. Да, и сами бы вы могли понять, если бы только могли понять хоть что-то, что и вы сами за собой бы не пошли. Потому что и сами вы за Америкой бежать не хотите.
Было бы не так — не читали бы вы этот текст. А тихо занимались в той самой Америке развитием хайтека и поднятием своего материального уровня.
Александр Зеличенко