Уже известно, что выборы нового президента Кыргызстана пройдут 19 ноября сего года. Именно эта дата была озвучена во время встречи Алмазбека Атамбаева с главой ЦИК Нуржан Шайлдабековой. Как отметил Алмазбек Шаршенович, «за оставшиеся до выборов девять месяцев надо устранить все недочёты и упущения в работе и обеспечить полностью открытые и честные выборы нового главы государства».
Следует отметить, что за все годы независимости Кыргызстана выборы руководителей будь то государства, верховного или местных советов происходили исключительно по национальному признаку: мол, главное — выбрать своего, а что он там учудит, дело десятое.
Как пройдет процесс голосования на сей раз — размышлять ещё рано: впереди предстоит жёсткая борьба за кресло первого лица страны. Кыргызстанцев ожидает множество сюрпризов: кандидаты будут рассказывать о недостатках своих противников в СМИ, через социальные сети польётся поток компроматов, а интернет-пользователям и зрителям самим надо будет догадываться, где правда, а где — ложь. Но есть один вопрос, на который будут давить отдельные кандидаты — национальный.
В соответствии со статьёй 62 Конституции Кыргызстана, президентом может быть избран гражданин страны не моложе 35 лет и не старше 70 лет, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет. О национальной идентичности главы государства не говорится ни слова… Но наверняка найдутся силы, которые начнут твердить, что во главе Кыргызстана должен стоять «чистокровный киргиз».
Тем более что некоторые политики уже сейчас не скрывают свои президентские амбиции: бывший премьер-министр Темир Сариев, лидер парламентской фракции «Онугуу-Прогресс» Бакыт Торобаев, лидер фракции «Республика — Ата-Журт» Омурбек Бабанов, экс-госсекретарь бакиевского периода Адахан Мадумаров… И это не весь список потенциальных кандидатов в президенты, он ещё будет пополняться.
Так, в феврале 2012 года небезызвестный Камчыбек Ташиев, в то время лидер фракции «Ата-Журт», в интервью «Азаттыку» (киргизская служба Радио Свобода) заявил, что спасти Кыргызстан и привести страну к процветанию могут «только киргизы».
По мнению Камчыбека Кыдыршаевича, «люди других наций не могут развивать страну, они не будут болеть за страну, спасать её, и мы, киргизы, должны понимать это».
Незадолго до этого в газете «Де-Факто» Ташиев проехался по тогдашнему премьер-министру страны Омурбеку Бабанову, которого в то время пытались скинуть с занимаемого поста: «Все знают, кто такой Бабанов. Скажу открыто, пусть не обижаются, но во главе правительства нужно ставить чистокровного, действительно болеющего за киргизскую нацию, киргизское государство человека. Мы ходили за татарами, евреями, русскими и другими нациями. А как пришел Бабанов, стали за курдами ходить. К этому идём. Нужен действительно беспокоящийся за нацию человек, чистокровный киргиз. Так говорят и в России, Казахстане. А почему мы должны стыдиться говорить об этом открыто?».
Но в октябре 2014 года история в очередной раз доказала, что в политике не бывает друзей и врагов, а есть только интересы. Политические тяжеловесы Камчыбек Ташиев и Омурбек Бабанов заявили об объединении своих парламентских фракций и создании новой — «Республика — Ата-Журт».
Какую роль будет играть этническая составляющая в предстоящей гонке за президентское кресло?
Первым на этот вопрос «Ферганы» ответил эксперт Игорь Шестаков.
— Я не думаю, что на президентских выборах, в отличие от парламентских, будет разыграна национальная карта, — считает Игорь Альбертович. — Ведь для главы государства важно заручиться поддержкой представителей всех национальностей. От этого, кстати, будет зависеть и внешняя поддержка кандидатов. Вряд ли политика, который сделает ставку на национализм, будут поддерживать внешние силы. Я помню, что на выборах в 2011 году Адахану Мадумарову неоднократно припоминали фразу о том, кто является «квартирантами в Кыргызстане». Полагаю, нынешний Мадумаров сейчас не имеет никаких шансов, к примеру, против того же Бакыта Торобаева. Тот же Камчыбек Ташиев, который выступал в свое время против премьера Омурбека Бабанова именно в плане национальности, на парламентских выборах объединился с его «Республикой».
— Не секрет, что среди нынешних кандидатов есть, скажем так, «полукровки».
— Я понял, про кого вы говорите. Если кто-либо из нынешних начнет раскачивать «национальный вопрос», то это может иметь обратный эффект и лишь добавит этому кандидату дополнительные голоса. К тому же «Республика — Ата-Журт» заняла на парламентских выборах второе место. Это значит, электорат не обращал внимания на национальность, а голосовал за лидера фракции и его соратников как за политика новой формации. Я думаю, что умный народ должен понять, что главное в руководителе не национальный и/или расовый вопрос.
— Каким должен быть потенциальный претендент на победу?
— На выборах победит кандидат, который сможет объединить вокруг себя элиты, ведущие политические партии и бизнес-сообщество. Точнее, это будет не один какой-то политик, баллотирующийся в президенты, а группа политиков.
Главный редактор известной в Кыргызстане оппозиционной газеты «Трибуна» Ырысбек Омурзаков полагает, что найдутся такие кандидаты, которые постараются использовать национальный вопрос.
— Они попытаются весь этот бред преподнести как чувство «истинного патриотизма», используя безграмотность определённой части молодёжи. Тем более что некоторые киргизы настолько деградировали, что считают знание других языков, кроме киргизского, предательством родины. И к сожалению, таких горе-патриотов с каждым годом становится всё больше и больше.
Общественный активист Адиль Турдукулов отметил, что на политическом уровне «национализм» в Кыргызстане остается маргинальным.
— Некоторые группы находящихся во власти иногда используют этих маргиналов для борьбы с геями и притонами, — считает Турдукулов. — Это связано с тем, что национал-патриотизм входит в противоречие с более распространенной патерналистской идеей, по которой кто-то нам должен построить за нас ГЭС и лаборатории. К тому же наши политики привыкли себя позиционировать больше по родовому и территориальному признаку, что опять же не свойственно национализму. Национализм некоторых политиков не системный, а больше связан с наскоками, когда его используют для того, чтобы выйти с уровня регионального политика. С другой стороны, того же Мадумарова трудно назвать националистом, поскольку он не скрывает своей прокремлёвской ориентации.
Бывший парламентарий Бегалы Наргозуев считает, что национальный вопрос могут использовать «кандидаты второго эшелона».
— Значит, национальный вопрос всё-таки будет актуальным и народ может за ним пойти?
— Я не могу этого утверждать, — ответил экс-депутат. — Возможно, его используют кандидаты второго эшелона: к примеру, та же Жылдызкан Жолдошева [экс-депутат парламента Кыргызстана], известная своими националистическими взглядами, или ей подобные. Что касается основных претендентов — Бабанов, Торобаев, Сариев и другие, — то они не станут поднимать национальную тему. Хотя есть нацпатриоты, число которых может увеличиться.
— Вы считаете, их число может увеличиться на волне национализма?
— Они всегда были и будут голосовать за нацпатриотические идеи. В киргизской действительности не срабатывает ни одна идеология из известных миру. Может, когда-нибудь и появится кто-то, но сейчас нет такого уровня авторитетного нацпатриота.
— То есть вы называете таких людей не националистами, а нацпатриотами?
— Да. Мне кажется, по всему миру их так и называют, и только в странах бывшего Советского Союза их называли националистами.
Политолог Бакыт Бакетаев ответил, что в скрытой форме национальный вопрос будет задействован. «Но в открытой даже самый полный идиот не будет делать на это акцент», — добавил он.
Насколько этот прогноз окажется верным, мы узнаем уже через несколько месяцев.
Национальными лозунгами обычно прикрываются всякого рода свежеиспечённые квасные патриоты. Люмпены и маргиналы ведутся на эти призывы. При этом власть, к сожалению, не делает ничего, чтобы пресекать подобные заявления. В свете нынешнего социально-экономического кризиса в Кыргызстане властям выгодно, чтобы население гордилось только своей национальной исключительностью. Больше ведь гордиться нечем: промышленности нет, сельское хозяйство в упадке, экономика дышит на ладан…
Зато сильные нации способны признаться самим себе, что дело не столько в этнической или расовой принадлежности руководителя страны, сколько в умении и желании работать на благо всего народа.
Достаточно вспомнить историю Соединенных Штатов, известных своей приверженностью демократии и либеральным ценностям. Меньше чем полвека назад в Америке существовало официальное разделение населения на белых и черных. Последних не пускали в автобусы, кафе и рестораны. Для «цветных» существовал отдельный транспорт. Даже школы для детей были раздельные. Но прошло время, ценности поменялись и люди поняли, что дело не в цвете кожи и нации. Президентом США стал чернокожий Барак Обама. Но ещё до его прихода на президентский пост афроамериканцы занимали высокие посты в правительстве США: достаточно вспомнить госсекретарей Колина Пауэлла и Кондолизу Райс.
Другой пример развития страны — Турция. Экономическое развитие Турции связано с приходом к власти Тургута Озала, который по матери был курдом. А у турков, как известно, с курдами весьма натянутые отношения. Этнические курды, составляющие значительную часть населения Турции, давно выступают за автономию. Тем не менее, никто из турков не обвинял Озала в «нечистокровности».
В общем, как-то так.
Улугбек Бабакулов
Источник: http://www.fergananews.com