Как быть с Меджлисом?

Post navigation

Как быть с Меджлисом?

Признаемся сами себе откровенно: под толерантно-обезличенным словосочетанием «национальный вопрос» в многонациональном Крыму чаще всего понимается вопрос «Как быть с Меджлисом?».

В своём нынешнем виде он не разрешим в принципе: с одной стороны, нелегальный «представительный орган» не может отказаться от цели, для достижения которой он создавался, а с другой стороны, столь явно сепаратистская программная установка делает невозможной легализацию меджлиса в правовом поле любого нормального государства.

Элита Меджлиса: (слева направо) вице-спикер Госсовета Крыма Ремзи Ильясов, экс-глава Меджлиса Мустафа Джемилев, муфтий подотчетного Меджлису Духовного управления мусульман Крыма Эмирали АблаевУкраинская власть ограничивалась эвфемизмами вроде создания легальных «советов представителей» нелегальной организации при органах власти, обходя требования собственного же законодательства и маскируя сам факт наличия проблемы. Каким путём пойдёт власть российская?

Если проводить исторические параллели, то более 20 лет возглавлявший Меджлис Мустафа Джемилев в присвоенном «незалежной» Крыму играл почти ту же роль, что Бандера на оккупированной немцами территории УССР. Но гораздо успешнее.

 

При этом под «восстановлением прав» представителей «депортированного народа» более 20 лет понималось (и понимается до сих пор) вовсе не равные права крымских татар и представителей других национальностей, населяющих Крым. В Декларации о национальном суверенитете крымскотатарского народа, принятой Курултаем 28 июня 1991 года, в частности, говорится: «Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение».

По мнению доктора исторических наук Олега Романько, структура центрального и региональных меджлисов практически в точности повторяет структуру мусульманских комитетов периода гитлеровской оккупации. И это не кажется странным, поскольку, по не высказываемому вслух убеждению лидеров Меджлиса, права крымских татар должны быть восстановлены не столько потому, что массовое выселение было актом вопиющей несправедливости, сколько потому, что СССР повержен. Отсюда и многолетнее сотрудничество с украинскими националистами, отсюда и показная борьба «за единство Украины» плечом к плечу с боевиками «Правого сектора», несмотря на публично задекларированную сепаратистскую программную цель.

После выдворения экс-главы Меджлиса и его сменщика за пределы Крыма в самой проблеме мало что изменилось. Со времён «Крымской весны» наши власти, следуя советам президента Татарстана Рустама Минниханова, ищут способы «умиротворения» Меджлиса.

 

Сделанная бывшим претендентом на пост главы Меджлиса, а ныне вице-спикером Госсовета, прошедшим в парламент Республики по партийному списку «Единой России», Ремзи Ильясовым публичная заявка на создание нового общественного движения «Къырым», учредительный съезд которого ориентировочно назначен на начало декабря, теоретически могла бы означать уже не просто смену кадрового состава в системе Курултай — Меджлис, а попытку создания альтернативы этой системе.

 

Однако сделанные Ильясовым заявления высказанные выше предположения практически опровергают.

— «Къырым» не создаётся как альтернативная структура действующим формам консолидации самоуправления крымских татар, среди нас есть и члены Меджлиса, и делегаты Курултая, — сказал Ильясов. Мы разделяем многие задекларированные в прошлом Курултаем идеи и принципы в деле восстановления и защиты прав крымскотатарского народа.

Отметим, что, хотя Ильясов и его единомышленники говорят о необходимости адаптации к российским условиям, ни один из «альтернативных» лидеров публично не открещивается от положений Декларации о национальном суверенитете. Следовательно, конечная цель остаётся прежней — по крайней мере, пока публично не заявлено обратное. А это, в свою очередь, значит, что мина, заложенная Курултаем 23 года назад, не обезврежена, а лишь замаскирована.

Экспертное мнение

— Крым — это территория, где татары составляют меньшинство. Моё глубокое убеждение в том, что укрепление позиций крымскотатарского населения должно начинаться с поддержки русского населения. И не только в Крыму, а во всех национальных регионах России. Потому что факт налицо: государствообразующим народом является русский. Потому что около 83% граждан России — русские. Если они себя ощущают негативно, то как могут остальные ощущать себя нормально? Да никак! Это ключевая позиция, — считает эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ), старший научный сотрудник Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья, кандидат политических наук Артур Атаев.

— Именно когда чеченцы, дагестанцы, кабардинцы, осетины, крымские татары увидят, что государствообразующий народ, его цивилизационный код Бог — Отечество — Семья укрепляется, то межнациональные вопросы и противоречия, которые сегодня существуют, будут нивелированы. Мы должны сегодня защищать позиции в первую очередь русского большинства. По крайней мере, в Крыму. Эта позиция должна быть ключевой и для региональных властей, и для федерального центра.

Будет ли этот совет услышан и принят к сведению?

Николай Филиппов

Источник: http://www.newc.info

Дополнительные материалы по теме:

 

Три проекта, которые могут взорвать Крым. Проект второй: Реанимация Меджлиса

 

Три проекта, которые могут взорвать Крым. Проект третий: Крым без крымских татар

 

По чьему заказу возрождают крымский Меджлис?

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня