Второго мая в поселке Нижнегорском прошел фестиваль крымскотатарского искусства, приуроченный тюркскому празднику Хыдырлез,, символизирующего начало лета. В торжестве приняли участие свыше 30 детских и подростковых творческих коллективов из всех школ Нижнегорского района.
Перед началом фестиваля, который прошел в Доме культуры пгт. Сеитлер, состоялось выставка, посвященная празднику Хыдырлез, экспонатами которой стали национальные крымскотатарские блюда, представляющие собой неотъемлемые атрибуты этого праздника: калакай, бакълава (пахлава), къурабие, а также национальная одежда и домашняя утварь. После выставки состоялся праздничный молебен.
Фестиваль открыл глава Нижнегорского регионального меджлиса Мустафа Салман, который отметил, что данный фестиваль — не просто культурное мероприятие, но и хорошая возможность в очередной раз сблизить крымскотатарских детей с национальными традициями. В торжестве также приняли участие руководство поссовета и районной администрации.
Отметим, что в программу торжества вошли не только танцевальные и вокальные номера, но театрализованные постановки. По окончании мероприятия все участники были награждены благодарственными грамотами и отмечены призами.
Один из красивейших народных праздников — Хыдырлез — приходит в Крым в первую неделю мая. Хыдырлез — праздник весны, надежд, название которого происходит от имен мусульманских святых Хыдыра и Ильяса, путешествующих по всему свету, помогая людям. День их встречи в начале мая и есть начало праздника.
Второго мая народными гуляниями Хыдырлез-байрам отметили на стадионе «Строитель» в пгт.Черноморское. Открыл мероприятие председатель районного меджлиса Вели Ибраимов. Имам Черноморского района Леман-эфенди прочитал молитву. Согласно национальным традициям и обрядам, в ходе праздника катали «къалакъай» (хлебный каравай), что, по поверью, определяет урожай года. Честь катать «къалакъай» выпала старейшине Сеит-Ибраиму-эфенди, который подтвердил, что в 2009 году будет хороший урожай.
Поздравили жителей поселка с праздником голова Черноморского поселкового совета Сергей Кривобоков и первый заместитель председателя райгосадминистрации Асан Юрдам. По словам поселкового головы, традиционные празднества, связанные с Хыдырлезом, вызывают огромный интерес у русскоязычного населения поселка, которые с удовольствием принимают участие в данных мероприятиях. Однако, в этом году из-за сложных погодных условий празднества оказались не столь масштабными, как обычно.
В ходе мероприятия дети рассказывали стихи на родном языке, за что были награждены организаторами памятными подарками. Состоялся конкурс национальных блюд, а также конкурсы чтецов и исполнителей. Работники детско-юношеской спортивной школы Александр Криворотов, Николай Бейтуллаев и Анатолий Русетский провели конкурсы по национальным видам спорта, в том числе бой на гимнастической скамейке, поднятие 16 кг гири, перетягивание каната и палки. Перед собравшимися выступили профессиональные и самодеятельные коллективы района.
Несмотря на все опасения организаторов, погода благоприятствовала весеннему настроению, которое создала народная музыка в исполнении ансамбля «Акъ-Мечеть». Справка. Праздник плодородия, иначе именуемый как Къыдырлез — национальный праздник крымских татар. Къыдырлез делит год на две половины. Считается, что именно с него начинается лето и длится до дня Касыма (8 ноября), обе даты совпадают с христианским календарем — днем Св.Георгия и Св.Дмитрия.
Празднование Къыдырлеза означало, что пришло время для отгона скота на яйлу и необходимости нанимать работников для полевых работ. Это было самое главное событие в годовом хозяйственном цикле пастушеских племен Таврики. В крымской природе он совпадает с опаданием цветков и появлением завязи на деревьях. На празднике молодцы имели возможность показать свою силу, мужество и грацию, так как в этот день устраивались спортивные состязания, национальная борьба куреш и бросание камней. Молодые пастухи, демонстрируя свое проворство, могли получить работу на лето.
Само слово «Къыдырлез» состоит из имен двух святых. Хыдыр, одетый в зеленые одежды, обходящий земной шар справа налево, встречается с Ильясом, защищающим человека на воде (именно поэтому у южнобережных крымских татар существовал обычай именно в этот день выносить лодки к морю). В день 6 мая святые сходятся друг с другом, и начинается всеобщее веселье. Праздник отмечается в пятницу первой недели месяца къуралай (май).
За день до праздника хозяйки рассыпали по подоконнику горсть пшеницы, выводили из хлева скот и окуривали его дымом от «дурного глаза». Первый день праздника носит домашний семейный характер. Хранительницы очага убирают дом и двор, готовят кобете, сары-бурма. Пожилые женщины из остатков муки прошлогоднего урожая выпекали круглые хлебцы, которые носили название къалакай. «В день праздника къалакай скатывали с горки, и если, согласно поверью, къалакъай падал верхней стороной — быть году урожайным, нижней частью — к неурожаю.
Обязательно обсыпали друг друга зеленью, чтобы будущий урожай был богат. Ходили друг к другу в гости всей семьей и обязательно посещали могилы предков.
После вечерней молитвы самый уважаемый житель села разжигает костер и первым прыгает через него, а за ним остальные мужчины, затем юноши и мальчики.
Второй день проводится на Азизах (святых местах), на зеленых полянах у родников, чтобы очистить их и очиститься самим. Такие родники издавна существуют во всех долинах, и в дни праздника вокруг них собиралось население близлежащих деревень. Особое место в Къыдырлезе отводится носительнице животворящей силы природы — женщине. Именно в дни праздника женщины имели право, свободно общаться, веселиться и танцевать. А это был замечательный способ знакомства. В завершение всеобщего веселья все становились в общий круг для исполнения общего танца Хоран.
Эльвида ИСЛЯМОВА