Как двигали «Греческий проект» на Кавказе (2)

Post navigation

Как двигали «Греческий проект» на Кавказе (2)

Кавказское ответвление "Греческого проекта" Екатерины II. Часть II

Известный армянский писатель XIX в. Раффи писал, что 6 апреля 1783 г. Г. Потемкин, «увлеченный надеждой стать во главе независимого армянского княжества, подписал ордер тогдашнему командующему русской армией на Кавказе» Павлу Потемкину, предписывавший «свергнуть шушинского Ибрагим-хана и помочь армянским меликам создать в Карабахе независимое армянское княжество».

Как двигали «Греческий проект» на Кавказе

Армянское царство?

В ордере от 9 мая П. Потемкину указывалось «ободрять армян в их содействии видам русского правительства, которое намеревается с их помощью создать сильное христианское государство под высочайшим покровительством России»(1).

Как усматривается, говоря о пророссийском христианском государстве на Южном Кавказе, Раффи фактически идентифицировал его с гипотетическим «независимым армянским княжеством». В реалии, в своем рапорте на имя Екатерины II Г. Потемкин сообщал о данной им резолюции П. Потемкину («не имев еще» на то «повеления» императрицы), «об Ибраим-хане Шушинском, сближающую его к повиновению».

 

«Тут предлежит разсмотрению, чтобы при удобном случае область его, которая составлена из народов армянских, дать в правление национальному и чрез то возобновить в Азии христианское государство, сходственное высочайшим в. и. в. обещаниям, данным чрез меня армянским меликам»(2).

Безусловно, при большом желании можно проассоциировать «Армянское княжество» с «христианским государством», но, все же, насколько улавливается из вышеприведенного документа, речь шла о крупном объединении не этнического, а конфессионального формата.

Правда, в письме на имя А. Безбородко Г. Потемкин фиксировал, что «великую можно приобрести из сего пользу и миролюбно устроить край Армянский», как и часть, «которая составить должна Албания, так же и царство Ираклиева». В плане «края» известный азербайджанский исследователь Фарида Мамедова не исключает Еревана (Эривань) с окрестностями, являвшегося «наследственным владением азербайджанского хана», где имелось «незначительное армянское население»(3).

Ну а русский военный историк (конец XIX — начало ХХ вв.) Василий Потто подчеркивал, что П. Потемкин, при котором были учреждены первые кавказские города: Кизляр, Моздок, Ставрополь, Георгиевск и др., «хлопотал о привлечении в новозаселяемый край армян, на которых смотрел, как на посредников в нашей торговле, начинавшей уже мало-помалу зарождаться кое-где в пограничных местах между русскими и горцами»(4/а).

Не исключено, что данной формулировкой В. Потто пытался завуалировать политическую составляющую переселения армян экономической канвой. Но и в этом случае не говорилось о некоем Армянском царстве. Хотя, возможно, в плане укрепления российской власти на Кавказе речь могла идти о воссоздании Албании.

По данным Н. Сушкова, в дневнике (или Записках) его дяди, статс-секретаря Екатерины II с 1782 по 1793 гг. Александра Храповицкого, встречается несколько отметок, указывающих на мысль, постоянно занимавшую императрицу. Вот несколько выписок из его дневника: «В сундуке отыскал для себя и читал секр. проэкт кн. Потемкина, чтоб, воспользуясь Персидскими неустройствами, занять Баку и Дербент, и присоединя Гилянь, назвать Албаниею для будущаго наследника вел. кн. Константина Павловича (внук Екатерины II)»(5).

Здесь Кавказский регион явно высвечивается лишь составной частью «Греческого проекта». Но и в данном разрезе, в аспекте создания христианского форпоста на южных рубежах, царские власти первоначально видели первичным «албанский фактор».

С другой стороны, не удалось встретить источники о планах Г.Потемкина «воссадить» себя во главе «Армянского царства». Да и если ему «светила» «корона Дакии», нуждался ли он в возглавлении отдельной части Кавказа, тем более что вслед за присоединением Крыма Г. Потемкин стал фактическим «администратором» всего южного региона России?

В контексте же обозначенной выше фигуры Ибрагим хана — правителя образованного в 1747 г. независимого Карабахского ханства — целесообразно отметить, что в рассматриваемый период оно столкнулось с определенными проблемами. В свое время основателю ханства Панах-Али-хан Джаванширу удалось погасить центробежные стремления вассальных меликств (6).

Но трое из них попытались добиться независимости. Вполне очевидно инициирование процесса Петербургом, хотя внешне все выглядело, как обычно, «гласом с мест». Так, по словам действительного статского советника, правителя канцелярии при российском главнокомандующем в Грузии Семена Броневского, «армянские мелики просили неоднократно от России помощи для свержения Ибрагим хана», имея «частыя сношения с фельдмаршалом князем Потемкиным Таврическим и с бывшим на Кавказе начальником генерал-поручиком Потемкиным, чрез гайнанскаго архиепископа Иосифа Аргутинскаго» (7).

Однако, тот же Раффи признает, что некоторые мелики «оставались дружественными хану», в частности, Хндзристана и Варанды. Мало этого, в период очередных войн России с османами (1787-1791 гг.) и Швецией (1788-1790 гг.) Ибрагим-хан, «перехватив переписку армянских меликов с русскими, начал преследовать их». По его приказу был «разграблен монастырь Гандзасар», убиты католикос Ованес и некоторые мелики. Другие из них, настроенные против Ибрагим хана, бежали из Карабаха, где остались только «сочувствующие хану или боящиеся его» (1).

К слову, после российско-османской войны, закрепившей за Петербургом Крым и Очаков и отодвинувшей границу между двумя империями до Днестра, произошел очередной раунд переселения армян на территорию России. «Из Молдовы и Бессарабии было выведено 4000 армян, которые в 1792 г. у реки Днестр заложили город Григориополь, а неподалеку — деревни Васильевку и Иосифовку» (8).

Как двигали «Греческий проект» на Кавказе

От раздела Польши — к военным действиям на Кавказе. Фактор Хрисанфа

В начале следующего года произошел очередной раздел Польши между Россией и Пруссией. К первой отошли белорусские земли до линии Динабург-Пинск-Збруч, восточная часть Полесья, украинские области Подолье и Волынь. Ко второй — территории, населенные этническими поляками: Данциг (Гданьск), Великая Польша и др.
Ну а в 1795 г., вслед за заключением антипрусского договора между Австрией и Россией, состоялся третий раздел Польши, «преподнесший» Петербургу территории к востоку от Буга и линии Немиров-Гродно, разделенные на Курляндскую, Виленскую и Гродненскую губернии. Отошедшие к Пруссии земли «перепрофилировались» в Западную, Южную и Новую Восточную Пруссию. В австрийских руках оказались Краков, часть Малой Польши и др.

 

Таким образом, по результатам разделов Польши польские земли, населенные этническими поляками, были поделены между Пруссией и Австрией. К России перешли литовские, белорусские (кроме части с городом Белосток, отошедшей к Пруссии) и украинские земли (кроме Галиции, оказавшейся у Австрии).

С завершением «польского вопроса», Екатерина II вновь активизировалась в Кавказском векторе. Тем более что правитель Персии Ага-Мухаммед хан, взявший Хорасан, атаковал Грузию, сославшись на ее союз с Россией. Тбилиси был разрушен, огромное количество местных жителей оказались перебиты или угнаны в рабство.

 

В ноябре 1795 г. Екатерина II наказывала русским войскам при очередных попытках персов ограбить «Картлинию или Кахетию», удерживать «часть и славу оружия нашего». Императрица также предписывала учинить принятие «всех надлежащих мер» для недопущения овладения ими Шемахой, Баку, Дербентом, как фактора приближения «к Каспийскому морю и к пределам нашим». При резкой же активизации персидской стороны, командование призывалось «стараться опрокинуть скопище Ага-Магоммед-хана поражением» и его искоренением (9).

В целом, с учетом оценки кавказского вектора начальным шагом к дальнейшему продвижению на Восток, Петербург довольно серьезно отнесся к специальной записке Хрисанфа Неопатрасского, митрополита расположенных близ Афин Новых Патр. Эта личность больше была известна в качестве путешественника, дотошно исследовавшего почти всю Азию, Ближний Восток.

В начале 1796 г. по повелению Екатерины II Хрисанф был вызван в Петербург и, скорее всего, по ее указанию подготовил документ о геополитической значимости для России посещенных им регионов (с предоставлением возможных путей их завоевания). В записке, в частности, фиксировалось, что ряд ханов «легко можно возмутить против общего их врага», правителя Персии Ага-Мохаммед-хана Каджара (с весны 1796 г. — шах Персии).

 

Ну а после утверждения в регионе России, «низвержется» Османская империя, во главе которой султан, «беспрерывно ухищряющийся противу России». Для успеха необходимо использовать греков, и в период военных действий «с Оттоманскою Портою» вся «оная сила» нанесет «на врага имени христианского конецной удар».

Вместе с тем, «оставя за собою и Дербент», целесообразно «заключить с персианами взаимный союз». «Имея» с российской стороны «и Грузию», при объявлении с османами войны, «нечаянное со сторони Туркомании (Туркменистана — прим авт.) на них нападение причинит безсомненно в короткое время конечное истребление Турецкого Государства». Что облегчит действия «российских войск на западе», могущих воздвигнуть «знамение победы на берегах Дуная» (при параллельном прохождении в «восточной» части до Трабзона). В союзе с персами «можно будет атаковать» Карс и Муш, а в тандеме «с грузинцами» — Ахалцихе.

При атаке Эрзурума «нечего опасаться со стороны Вана и Баязета», т. к. «большая часть войска Ванского состоит из армян», христиан. Если «Эрзрум прийдет под» Россию, «Малая и Великая Армения» может «выставить до ста тысяч оруженосцев» (да и курдов «весьма легко склонить» на русскую сторону). Практически вся армянская нация повинуется «повелениям» пребывающему в Эчмиадзине патриарху.

 

«Сей Патриарх великую имеет силу во всех тех местах», и «нет в свете его богатее, разве монастарь» в итальянском Лорето, «в папском владении состоящий». Лишь сокровища Римского католического престола могут сравниться с хранящимися в Эчмиадзине. Поэтому «в нынешних обстоятельствах» важно использовать «армянского патриарха, употребив к тому все возможные средства», т.к. он может «не токмо снабдить» финансами и «сьестными припасами» войско Российское, но и «приумножить» его. А по «одному его позыву вся Малая и Великая Армения двинется на соединение с россиянами». В целях получения от него положительного ответа, предварительно можно распустить слух о планах персов напасть на Эчмиадзин. «Армян надобно любить и ласкать, но нелегко полагаться на их верность».

Далее Хрисанф выгодным для России пристанищем назвал иранский Астрабад, откуда «российское войско пройдет до Хивы» за несколько дней, вслед за чем «откроется удобный путь в Бухарию». «Сей способ» есть «наилучший к завоеванию со временем» Бухары и «к распространению в тамошних краях» успехов, «могущих доставить Российской Империи весьма важные и знатные выгоды» (10).

Документ был направлен на имя находившегося в фаворе у Екатерины II Платона Зубова, определявшего российскую внешнюю политику. Наверняка, изложенное в записке соответствовало внешним пристрастиям Петербурга, посему весной 1796 г. брат П. Зубова — Валериан — возглавил персидский (второй каспийский) поход России. В. Потто приводил мнение о нахождении этой наступательной акции «в тесной связи» с «греческим проектом, обновленным редакцией» П. Зубова, т.к. рассматривался вопрос о захвате В. Зубовым (после победы над «Персией у себя в тылу»), Анатолии, с угрозой «с малоазиатских берегов» непосредственно Стамбулу. Параллельно чему другая часть российских войск должна была вторгаться на территорию османов «через Балканы и Адрианополь». На фоне успешного продвижения в обоих направлениях Екатерина II, «находясь лично на флоте с П. Зубовым», осадила бы «турецкую столицу с моря».

За короткий срок были покорены Казикумыкское, Дербентское, Бакинское, Кубинское, Карабагское, Шекинское и ряд др. ханств. «Весь берег Каспийского моря, от устьев Терека до устьев Куры» оказался занятым русскими войсками, «расположившимися также и в Муганской степи». Азербайджан лежал перед ними «незащищенный», дорога к Тегерану была открыта, и передовые русские посты уже появлялись в Гиляне. Оставалось лишь воспользоваться выигрышными результатами, утвердив «за собой обширные приобретения».

Но последовавшая в ноябре 1796 г. смерть Екатерины II внесла значительные коррективы в восточную кампанию. Сменивший императрицу сын Павел I «не разделял политических видов» матери, и «программа России» сразу же претерпела изменения. В. Зубов сложил с себя звание главнокомандующего, а «начатый блистательным успехом» второй Каспийский поход окончился «возвращением персидскому шаху всех покоренных земель» (4/б).

В декабре 1796 г. русские войска были выведены из Южного Кавказа, что фактически означало помещение «Греческого проекта» под сукно.

В свете первоначального захвата каспийского побережья Россией весьма симптоматичными представляются откровения армянского архиепископа, с 1800 г. католикоса всех армян Иосифа Аргутинского. По его свидетельству, с прибытием в Дербент российских войск, «в городе и лежащих при оном девяти селах и деревнях издавна обитающие армяне, образовавшись и лаская себя вечным благополучием пользоваться спокойствием под державою Российской Империи, во всех случаях, оказывая услуги, обнаружили свою преданность» (11).

Наверняка, особых комментариев тут не требуется, но вполне очевидно, что уже в тот период русско-армянские отношения вышли на новый уровень, особыми красками отражавшийся на кавказском пути. Так, в конце 1799 г. Павел I подписал жалованную грамоту о дозволении «основать город на месте, где были Старые Маджары, с наименованием оного Святой Крест» (12). Речь тут фактически шла об образовании одной из новых армянских колоний.

А на дворе маячил раздел Азербайджана.

Теймур АТАЕВ,

Азербайджан

ССЫЛКИ:

1. Раффи. Меликства Хамсы.
http://www.armenianhouse.org/raffi/novels-ru/khamsa/meliks15_34.html

 

2. Цит. по: Михаил Мельтюхов, Алла Тер-Саркисянц, Георгий Трапезников. Исторические фальсификации с политической подоплекой.
http://sumgait.info/caucasus-conflicts/historical-falsifications/historical-falsifications-1.htm

 

3. См. подр.: Фарида Мамедова. Истина о Карабахской проблеме.
http://www.karabakh-doc.azerall.info/ru/articls/artc014.htm

 

4. В.А. Потто. Кавказская война (в 5-ти томах). Том 1.
а/ http://vehi.net/istoriya/potto/kavkaz/111.html
б/ http://vehi.net/istoriya/potto/kavkaz/25.html

 

5. Кое что о временах Екатерины II-й. (Из записок Н. В. Сушкова).
http://mikv1.narod.ru/text/SushkovRA65.htm

 

6. О меликах и меликствах см. подр.: Теймур Атаев. Из истории появления в мировой геополитике «армянского вопроса». Часть II. http://islamsng.com/arm/pastfuture/6091

 

7. С.М. Броневский. Историческия выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне.
http://vostlit.narod.ru/Texts/rus9/Bronevskij/text32.htm

 

8. Артур Мартиросян. Армения и Армяне Самарской Губернии.
http://samarahay.ru/commune/2.htm

 

9. Н. Дубровин. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.III.
http://www.runivers.ru/bookreader/book42963/#page/66/mode/1up

 

10. Объяснение греческого митрополита Хрисанфа Неопатрасского.
http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Hrisanf/frametext.htm

 

11. Цит. по: Р.Наатакян, В.Акопян. Исход в российские пределы.
http://argostav.narod.ru/ocherk/page3.html

 

12. В память об основателях Буденновска воздвигнут поклонный крест.
http://www.pravoslavie.ru/news/11510.htm

 

Источник: http://www.islamsng.com/

 

Как двигали «Греческий проект» на Кавказе

Кавказское ответвление "Греческого проекта" Екатерины II. Часть I. "Османский" интерес России.

Последняя треть XVIII века характеризовалась становлением национальных государств в Европе: Германии, Австро-Венгрии, Италии. Как и Россия, они желали отрезать в свою пользу лакомые кусочки Османской империи, представлявшей из себя, по красивому определению Фридриха Энгельса, «обломки прежнего величия» (1).


В конце 1772 г. Петербург заключил договор с крымским ханом Сахиб-Гиреем, по которому Крым объявлялся независимым от Османской империи и переходил под покровительство РоссииЕвропейские державы устремились, прежде всего, в направление Балкан. С вожделением смотрел в эту сторону и усилившийся Петербург, параллельно планировавший проникновение на Кавказ и стремившийся укрепиться на Черном море. Заполучив, в результате русско-османской войны 1735-1739 гг. Запорожье и Азов, Россия по Белградскому мирному договору не имела права на укрепления у Азова. Петербургу запрещалось держать военный флот на Азовском и Черном морях. Торговать с Османской империей русские могли только с использованием султанских кораблей. Задача выхода к Черному морю оставалась актуальной.

К тому времени Османская империя контролировала (в т.ч.) и значительную часть Южного Кавказа: западную Грузию и большую часть Армении. Восточная Грузия (Картли, Кахети), Эриванское ханство, Ширван и Карабах находились под контролем Сефевидского Ирана. Османы намеревались усилиться в Причерноморье, на всем Кавказе и на Каспии. Посему русско-османская война 1768-1774 гг., в которой на стороне русских выступили Картли-Кахетинское и Имеретинское царства, была одной из важнейших в череде российско-османских столкновений. Не случайно, в ее преддверии (начало 1768 г.) появился указ Екатерины II о создании под председательством самой императрицы Совета, на который были возложены задачи подготовки и ведения войны или, как говорилось в документе, дабы «ничего не было упущено к обороне и безопасности государства, тоже и к военным действиям» (2).

В январе 1769 г. появился «Манифест к славянским народам Балканского полуострова», обвинявшей Порту, находящуюся в «обыкновенной злобе» к «православной церкви нашей», в инициировании военных действий. Документ, «по ревности ко православному нашему христианскому закону и по сожалению к страждущим в Турецком порабощении единоверным нам народам», призвал балканские народы «воспользоваться» войной для свержения «ига и ко приведению себя по прежнему в независимость» (3).

Проживавшее в этом регионе население в абсолютном большинстве являлось греко-православного вероисповедания. Поэтому «стоило лишь России объявить о своем призвании защищать угнетенную православную церковь и порабощенное славянство», как «почва для завоеваний — под маской освобождения — была уже здесь подготовлена» (1). В Черногории, Албании, Боснии, Герцеговине и Македонии без особых проволочек инициировались антиосманские восстания . В начале 1770-х гг. русские войска овладели причерноморскими Кафой (Феодосия) и Гезлевом (Евпатория). Естественно, данный ход событий не мог не вызвать опасений Австро-Венгрии и Пруссии, и, в качестве промежуточного хода к глобальным геополитическим шагам, в 1772 г. произошел трехсторонний раздел Польши (Речи Посполитой). Австрия получила Галицию, Пруссия — Поморье и часть Великой Польши, Россия — Восточную Беларусь.

Переселение христиан Крыма

В конце 1772 г. Петербург заключил договор с крымским ханом Сахиб-Гиреем, по которому Крым объявлялся независимым от Османской империи и переходил под покровительство России. Подписанный же в 1774 г. между русскими и османами Кючук-Кайнарджийский договор объвил «все татарские народы», в т.ч. крымские, кубанские и др., «совершенно независимыми от всякой посторонней власти», с пребыванием «под самодержавной властью собственного их хана».

 

Т.е. Крымское ханство становилось независимым, с допущением «в духовных обрядах, как единоверные с мусульманами», сообразоваться «правилам, законом их предписанным». Крепости Керчь, Еникале, Кинбурн со степью между Бугом и Днепром, Азов и Кабарда переходили к России. Договор открыл прямой выход из России в Черное и Мраморное моря для торговых судов подданных. При этом султанский режим гарантировал «твердую защиту христианскому закону и церквам оного», позволяя «воздвигнуть» в Константинополе православную («греко-российского исповедания») церковь, не могущую быть подвергнутой «никакому притеснению или оскорблению».

Кроме того, документ, фиксируя возвращение Россией Османской империи всей Бессарабии, крепости Бендер, Волошского и Молдавского княжеств, обязывал султана не препятствовать «совершенно свободному» исповеданию тамошними жителями «христианского закона» и строительству новых церквей (4). Независимость Крыма открыла новую страницу в вопросе российской политики расселения христианского населения вокруг Кавказа. На этот раз — при помощи вывода крымских христиан с насиженных мест. Конечно, процесс не мог бы пройти безболезненно, если бы на крымском престоле был защитник интересов населения.

 

Однако, с 1777 г. ханство возглавил ставленник Петербурга хан Шагин-Гирей (5), и российскому императорскому двору не составило труда мягко решать необходимые политико-демографические вопросы. Благо региональный конфессиональный фактор был под российским контролем. «Глас народа», необходимый для обоснования российских действий в регионе, благодаря митрополиту Готфейско-Кефайской кафедры в Тавриде Игнатию. Благодаря ему, согласно опубликованным русским историком (секретарь Российской АН с 1893 г.) Николаем Дубровиным документам того периода, летом 1778 г. «все общество крымских христиан, греческого, армянского и католического законов» озвучила просьбу к Екатерине II о дозволении им переселяться «в христианскую державу» для получения «свободы» от «ига варварского» (6/а).

И современные эксперты отмечают, что «в тяжелые дни страданий крымских греков под игом жестокого агарянского нечестия», подведших к угрозе «уничтожения за исповедание веры Христовой», Игнатий «вернул им право на жизнь», избавив «от рук мусульманских правителей» (7). По словам директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) Леонида Решетникова, «сотворенный» митрополитом «духовный и гражданский подвиг», направленный на избавление греческого народа «от турецко-татарского ига», «спасал православную веру» (8). Тем самым, Игнатий, по этой версии,»вывел из татарского духовного плена более 30 тысяч православных греков, армян и грузин», что позволило им «свободно исповедовать» веру и сохранить культуру «под покровительством православной Российской империи» (9).

Однако, далеко не все так однозначно с вышеотмеченными «обоснованиями». Как отмечает профессор Евгений Анимица, выведение христиан из Крымского ханства определялось «геополитическими, стратегическими и экономическими интересами и соображениями царской России». По результатам Кючук-Кайнаджирского мира территория России расширилась к югу, «где население было крайне малочисленным», а страна не обладала «необходимыми людскими ресурсами» для ее заселения.

 

Подавляющая часть населения была закрепощена и не могла мигрировать в другие российские регионы. Но, преследуя цель скорейшего заселения новых краев, царское правительство стало использовать политику освоения новых земель через привлечение «колонистов» (10). Еще в 1762 г., в расчете на перспективу, Екатерина II подготовила манифест «О позволении иностранцам, кроме жидов, выходить и селиться в России и о свободном возвращении в свое отечество русских людей, бежавших за границу», «наиторжественнейшим образом» обещавшим переселенцам монаршью «милость и благоволение» (11).

В последующие годы права «колонистов» расширились, вплоть до появления указа о раздаче им казенных земель я освоения. Это заинтересовало, прежде всего, немцев Эльзаса, Восточной Пруссии и других регионов. В этом контексте, как пишет Е. Анимица, можно рассматривать и ракурс политики Петербурга по переселению христиан Крыма в Приазовье и на прилегающие территории. Правда, он выделяет некоторые нюансы. В Крыму «функционировала» духовная власть османов.

 

В тоже время ориентированность производства и внешней торговли Крымского ханства на Османскую империю делало эту территорию зависимой от султанского режима. А ремесленное производство, торговля, хлебопашество, «составлявшие главные откупные статьи доходов, находились в руках греков, а также армян». Поэтому «выход христиан из Крыма основательно подрывал экономику ханства», лишая казны «основных поступлений».

 

По выражению профессора, покидая регион и присоединяясь «к потоку иностранцев», заселяющих и «хозяйственно осваивающих пустующие южные губернии страны», крымские христиане «уносили с собой и всю крымскую экономику». Их переселение было возведено в России «в ранг государственной политики» (10).

В свою очередь, украинский журналист Анатолий Герасимчук убежден, что, параллельно подрыву «экономики ханства», центром осуществлялось «заселение земель Запорожской Сечи — вместо выселяемых на Кубань и ушедших за Дунай казаков» (12). Ведь манифестом Екатерины II 1775 г. Запорожская Сечь была уничтожена и причислена к Новороссийской губернии: «Нетъ теперь более Сечи Запорожской въ политическомъ ея уродстве, следовательно же и Козаковъ сего имени» (13).

 

Позже императрица признавала, что «сеча, уничтоженная манифестом, не оставила по себе ушам приятное прозвание» (14). Однако, по словам А. Герасимчука, факт переселения крымских христиан обосновывался «просвещенной Европе» (в т.ч.) доведением до нее информации о жестокости «мусульманского населения Крыма по отношению к православным народам». А происходящее преподносилось в качестве благородной миссии «по спасению христиан» от «магометанского ига» и «убережения их» от «мстивого ятагана» (12).

Расширение христианского пояса вокруг Кавказа

Популярная ростовская журналистка, называя крымский полуостров всегда «лакомым кусочком» для России, отмечает, что в конце 1770-х у Петербурга появилась возможность «взять желаемую Тавриду без единого выстрела». И екатерининские политики ловко разыграли «эту партию — подрыв экономики ханства путем выселения из Крыма всех христиан под предлогом защиты единоверцев». Однако, по ее словам, «армяне (а с ними греки, грузины, валахи)» не хотели покидать этот благодатный край, где в течение нескольких веков они жили рядом с татарами. «Веры у этих народов были разные, но все эти годы как-то удавалось им мирно уживаться».

 

Разделить жителей Крыма по конфессиональному принципу оказалось не сложно, т.к. «денег на подкупы» «выразителей общественного мнения» было отпущено достаточно. По данным исследователя, «Шагин Гирей, стоящий тогда во главе Крымского ханства, получил за свое молчаливое согласие от екатерининских эмиссаров 50 тысяч рублей, каталикос армян Маргосян — 2820, митрополит греков Игнатий — 6500». Не пожалели денег «и на распространение слухов» о намерении мусульман «вырезать живущих в мире и согласии с ними христиан-соседей» (15).

Таким образом, в переселении явно просматривается политическая подоплека. Как видится, армянская составляющая в этом пасьянсе была направлена на создание христианского пояса вокруг Кавказа (16). Еще рескрипте Екатерины II весной 1778 г. генерал-фельдмаршалу графу Румянцеву-Задунайскому повелевалось «живущих в Крыму греков, армян и грузин, кои добровольно согласятся прибегнуть под покров наш и пожелают поселиться в Новороссийской и Азовской губерниях», принимать «со всею ласкою и всепомоществованием» («довольствуя во время пути провиантом»).

Указом императрицы «новороссийскому, азовскому и астраханскому губернатору князю Григорию Потемкину» надлежало снабдить переселенцев «достаточным числом земли» и «нужными к заведению домостроительства их пособиями» (6/б). В письмах «центра» на места призывалось обнадеживать изъявлявших желание на переезд нахождения ими, «подъ покровом ея императорского величества», спокойнейшей жизни и возможного благоденствия (6/в). Вслед за тем констатировалось закрепление за переселенцами в течение первых десяти лет льгот, освобождение их от «всяких податей и поборов», с указанием местным правителям «всем снабдить», во всем «охранять» приезжающих, не давая места никакому «их обременению» (6/г).

Греческая часть населения начала переселяться в Мариупольский уезд, где для них была учреждена особая епархия «готфейская и кафайская» (Мариупольский греческий округ). В свою очередь, 12600 крымских армян были расселены на юге России. Покинув в 1778 г. край, неподалеку от крепости св. Дмитрия Ростовского (в границах современного Ростова-на-Дону) они основали город Новая Нахичевань.

 

В окрестностях появилось несколько армянских селений (17). Так мусульманский Кавказ начал «обрамляться» христианской оболочкой с северной стороны. Особую значимость приобретала армянская церковь. Начали вырисовываться контуры официальных отношений Эчмиадзинского патриаршего престола всех армян с русским правительством. Еще в 1770 г. Екатерина II распространила власть Эчмиадзина (принадлежавшего тогда Персии) на все армянские церкви на территории России.

 

В том же году императрица положительно отреагировала на прошение общины допустить открытие армянских церквей. Им было дозволено строить Дома Божьи в Петербурге и Москве, с разрешением «отвести от полиции способные места» (18). В 1773 г. католикос Симеон учредил Российскую епархию Армянской апостольской церкви.

«Греческий проект» Петербурга как шаг к осуществлению идеи «Москва — Третий Рим»

Ряд исследователей факт переселения греков считают частью особого отношения Екатерины II к т.н. «греческому вопросу», а именно к его православной составляющей. Общеизвестна тяга императрицы к «Греческому проекту», подразумевавшего разделение османских территорий в Европе на два государства: Дакию (Молдова, Румыния, северная часть Болгарии) и Греческую империю (воссозданная Византия с константинопольским престолом), включавшую Грецию, южную Болгарию и Македонию (при таком развитии событий Австро-Венгрии «перепадали» Сербия, Босния, Далмация, а Франция становилась «обладателем» Египта).

Говоря другими словами, речь шла о возвращении к идее «Третьего Рима». Что стояло за этим понятием, автор затрагивает в отдельном исследовании. Сошлемся лишь на Федора Достоевского, отмечавшего, что после покорения мусульманами Константинополя в 1453 г. христианский Восток обратил свой «молящий взгляд» на Россию, только вышедшую из «татарского рабства», предугадывая в нем «будущий всеединящий центр себе во спасение». Россия «приняла знамя Востока», поставив «царьградского двуглавого орла выше своего древнего герба» и фактически обязавшись «хранить» исповедующие православие народы «от конечной гибели». Наименование же русского правителя «царь православный» закрепляло за ним функции «охранителя, единителя, а когда прогремит веление божие, — и освободителя православия и всего христианства, его исповедующего, от мусульманского варварства и западного еретичества» (19).

По словам Ф. Энгельса, «метрополия всего православного мира, город, одно уже русское название которого Константинополь-Царьград служит выражением господства над Востоком и того авторитета, которым наделен его властитель в глазах восточных христиан», являлась военной добычей, равной которой не было в Европе. Но «Царьград в качестве третьей российской столицы, наряду с Москвой и Петербургом», включал в себя «не только духовное господство над восточно-христианским миром», становясь «решающим этапом к установлению господства над Европой», что означало «безраздельное господство над Черным морем, Малой Азией, Балканским полуостровом». В таком случае Черное море превращалось «в русскую военную гавань», а «господство над Балканским полуостровом» продвигало границы России до Адриатического моря». Но их юго-западное ответвление было бы непрочным «без соответствующего перенесения всей западной границы России». Здесь на поверхность выходила, прежде всего, Польша (1).

Как писал русский драматург и поэт XIX в. Николай Сушков, мысль о возрождении греков и славян и о затмении блистательной Порты преследовала Екатерину II. Она не просто «завещала новое имя дому Романовых, окрестив одного из внуков своих Константином, при котором с детства его находились гречанка-няня и грек-камердинер», но учредила «греческий кадетский корпус»; новую «епархию Херсонскую», порученную «архиепископу Евгению Булгару» (хотя самого город с этим названием еще не существовало — прим. авт.); приготовила «медали на завоевание» Османской империи (20).

Последние эпизоды имели место через год после заключения Кючук-Кайнаджирского мира, воспринятого Петербургом важным шагом на пути дальнейшего ослабления империи османов. Вскоре родился «Мемориал по делам политическим», составленный Александром Безбородко (секретарь Екатерины II с 1775 г., «полномочный для всех негоциаций» коллегии иностранных дел с 1780 г.), предусматривавший план раздела Османской империи между Россией и Австрией.

 

Параллельно А. Безбородко лоббировал антибританскую идею морского вооруженного нейтралитета, родившуюся во время блокады Англии провозгласившими независимость США. В 1780 г. Россия инициировала декларацию о праве нейтральных государств на защиту своего свободного судоходства в любом направлении и обеспечении охраны судна нейтральной страны всеми подписантами документа (Франция, США, Испания, Нидерланды). Петербург получил значительные внешнеполитические завоевания, т.к. до этого российский флот обладал определенными «полномочиями» в пределах внутренних вод — Балтийского, Черного и Каспийского морей.

На этом фоне стали фиксироваться попытки сближения с Россией Австрии. Вступившая в схватку с Пруссией за гегемонию в мире и ведшая с ней борьбу за Баварию, Австрия вынуждена была согласиться на Тешенский мир 1779 г. предоставивший ей лишь небольшой кусок баварского наследства. При этом Вена отказывалась от дальнейших притязаний на Баварию. Гарантом нового порядка становилась Россия в связке с Францией.

Недовольство Австрии таким развитием событий привело Вену к более близким взаимоотношениям с Петербургом. Поэтому закономерным стало подписание в 1781 г. между австрийским императором Иосифом II и Екатериной II межгосударственного договора (в форме обмена идентичными письмами) об оборонительном союзе, своим острием направленном против Османской империи.

 

В следующем году, в конфиденциальном письме Иосифу II Екатерина выразила намерение инициировать создание нового независимого государства, которое должно было объединить Молдову, Валахию и Бессарабию. Речь шла о королевстве Дакия, «предназначенном» для правления Г. Потемкина. Там же она раскрыла идею о Константинопольском престоле.

 

Иосиф, изложивший свои встречные планы, сообщил о сложностях реализации екатерининского проекта из-за позиции Пруссии. Но по крымскому направлению своей внешней политики Екатерина II получила полную поддержку своего австрийского партнера по переписке (21). В 1783 г. родился манифест Екатерины II, зафиксировавший взятие под «державу нашу полуостров Крымский, остров Тамань и всю Кубанскую сторону». Естественно, никак не иначе, нежели «по долгу предлежащего нам попечения о благе и величии отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить» (22).

Говоря другими словами, Крым с прилегающими территориями был присоединен к России, в чем немалую роль сыграл Г. Потемкин. Тем самым, вожделенный Стамбул, как важнейшая часть «Греческого проекта», стал к России еще ближе. В 1784 г. Крым был переименован в Тавриду, а порт и крепость в нем получили название Севастополь. Чуть позже в Херсоне «на восточных воротах» начала красоваться надпись на греческом языке: «Дорога в Византию» (20).

 

Также отметим, что в свете обращения в 1782 г. Картли-Кахетинского царя Ираклия II к Екатерине II с просьбой принять Грузию под покровительство Петербурга, Георгиевский трактат 1783 г. между Россией и Картлийско-Кахетинским царством (Восточная Грузия) зафиксировал этот пункт, как и верховную власть первой. Грузия перешла под протекторат России.

Теймур АТАЕВ,

Азербайджан

Сссылки:

1. Фридрих Энгельс. Внешняя политика русского царизма. http://scepsis.ru/library/id_758.html

2. Введение к уложению государственных законов М.М.Сперанского.
http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/3848894/

3. Потерянные Россией земли. http://protown.ru/information/hide/3732.html

4. Кючук-Кайнарджийский мирный договор. http://hrono.info/dokum/1700dok/1774ru_tur.php

5.См. подр.: Адхат Синугыл. Последний крымский хан Шагин-Гирей.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Krym/XVIII/1780-1800/Shagin_Girej/firmany_1781.phtml?id=7938

6/а Н. Дубровин. Присоединение Крыма к России. Т. II.
№ 214, http://www.runivers.ru/bookreader/book10050/#page/578/mode/1up
6/б/ № 114, http://www.runivers.ru/bookreader/book10050/#page/342/mode/1up
6/в № 130, http://www.runivers.ru/bookreader/book10050/#page/375/mode/1up
6/г № 215, http://www.runivers.ru/bookreader/book10050/#page/583/mode/1up

7. Святитель Игнатий Мариупольский. http://www.ortodox.donbass.com/svjati/ignatij.htm

8.«Святитель Игнатий Мариупольский: подвиг веры и созидания».
http://www.riss.ru/?newsId=507

9. Иеродиакон Тихон (Васильев). Святитель Игнатий Мариупольский и переселение крымских греков в Приазовье. http://www.pravoslavie.ru/put/4387.htm

10. Е. Г. Анимица, Л. Г. Антонова. Малоянисоль: история, события, судьбы (1780-2010)
http://lib.usue.ru/resource/free/retro/11/m471769.pdf

11. Манифест Екатерины II от 4 декабря 1762 г.
http://www.rusdeutsch.ru/?hist=1&hmenu0=2&hmenu01=7&hmenu02=44&id=

12.Анатолий Герасимчук. Зачем из Крыма изгнали греков? Как донецкими стали греки крымские. http://h.ua/story/99960/

13. Манифестъ Государыни Императрицы Екатерины II: Объ истребленіи Запорожской Сечи
http://nasledie.russportal.ru/index.php?id=histrus.manifest1775_08_03

14. Из писем Екатерины II князю Г.А. Потемкину-Таврическому
http://fershal.narod.ru/Memories/Texts/Ekaterina/Ek_Pismo_Potemkin.htm

15. Веры Волошинова. История армян — против Екатерины! http://werawolw.ru/?p=2999

16. О предыдущих шагах в этом ракурсе см. подр.: Теймур Атаев. Из истории появления в мировой геополитике «армянского вопроса». Часть II. http://islamsng.com/arm/pastfuture/6091

17. Артур Мартиросян. Армения и Армяне Самарской Губернии.
http://samarahay.ru/commune/2.htm

18. Архимандрит Августин (Никитин). Армянская христианская община в Петербурге
http://magazines.russ.ru/neva/2011/1/a25.html

19. Ф.М. Достоевский. Дневник писателя. http://libereya.ru/biblus/dost/d1877_3.html

20. Кое что о временах Екатерины II-й. (Из записок Н. В. Сушкова).
http://mikv1.narod.ru/text/SushkovRA65.htm

21. Мадариага де Исабель. Россия в эпоху Екатерины Великой.
http://sbiblio.com/biblio/archive/madariaga_ros/16.aspx

22. Манифест Екатерины II о присоединении Крымского полуострова, острова Тамани с всея Кубанской стороны к России. http://kro-krim.narod.ru/ZAKON/manifest.htm

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня