Кавказское ответвление "Греческого проекта" Екатерины II. Часть II
Известный армянский писатель XIX в. Раффи писал, что 6 апреля 1783 г. Г. Потемкин, «увлеченный надеждой стать во главе независимого армянского княжества, подписал ордер тогдашнему командующему русской армией на Кавказе» Павлу Потемкину, предписывавший «свергнуть шушинского Ибрагим-хана и помочь армянским меликам создать в Карабахе независимое армянское княжество».
Армянское царство?
В ордере от 9 мая П. Потемкину указывалось «ободрять армян в их содействии видам русского правительства, которое намеревается с их помощью создать сильное христианское государство под высочайшим покровительством России»(1).
Как усматривается, говоря о пророссийском христианском государстве на Южном Кавказе, Раффи фактически идентифицировал его с гипотетическим «независимым армянским княжеством». В реалии, в своем рапорте на имя Екатерины II Г. Потемкин сообщал о данной им резолюции П. Потемкину («не имев еще» на то «повеления» императрицы), «об Ибраим-хане Шушинском, сближающую его к повиновению».
«Тут предлежит разсмотрению, чтобы при удобном случае область его, которая составлена из народов армянских, дать в правление национальному и чрез то возобновить в Азии христианское государство, сходственное высочайшим в. и. в. обещаниям, данным чрез меня армянским меликам»(2).
Безусловно, при большом желании можно проассоциировать «Армянское княжество» с «христианским государством», но, все же, насколько улавливается из вышеприведенного документа, речь шла о крупном объединении не этнического, а конфессионального формата.
Правда, в письме на имя А. Безбородко Г. Потемкин фиксировал, что «великую можно приобрести из сего пользу и миролюбно устроить край Армянский», как и часть, «которая составить должна Албания, так же и царство Ираклиева». В плане «края» известный азербайджанский исследователь Фарида Мамедова не исключает Еревана (Эривань) с окрестностями, являвшегося «наследственным владением азербайджанского хана», где имелось «незначительное армянское население»(3).
Ну а русский военный историк (конец XIX — начало ХХ вв.) Василий Потто подчеркивал, что П. Потемкин, при котором были учреждены первые кавказские города: Кизляр, Моздок, Ставрополь, Георгиевск и др., «хлопотал о привлечении в новозаселяемый край армян, на которых смотрел, как на посредников в нашей торговле, начинавшей уже мало-помалу зарождаться кое-где в пограничных местах между русскими и горцами»(4/а).
Не исключено, что данной формулировкой В. Потто пытался завуалировать политическую составляющую переселения армян экономической канвой. Но и в этом случае не говорилось о некоем Армянском царстве. Хотя, возможно, в плане укрепления российской власти на Кавказе речь могла идти о воссоздании Албании.
По данным Н. Сушкова, в дневнике (или Записках) его дяди, статс-секретаря Екатерины II с 1782 по 1793 гг. Александра Храповицкого, встречается несколько отметок, указывающих на мысль, постоянно занимавшую императрицу. Вот несколько выписок из его дневника: «В сундуке отыскал для себя и читал секр. проэкт кн. Потемкина, чтоб, воспользуясь Персидскими неустройствами, занять Баку и Дербент, и присоединя Гилянь, назвать Албаниею для будущаго наследника вел. кн. Константина Павловича (внук Екатерины II)»(5).
Здесь Кавказский регион явно высвечивается лишь составной частью «Греческого проекта». Но и в данном разрезе, в аспекте создания христианского форпоста на южных рубежах, царские власти первоначально видели первичным «албанский фактор».
С другой стороны, не удалось встретить источники о планах Г.Потемкина «воссадить» себя во главе «Армянского царства». Да и если ему «светила» «корона Дакии», нуждался ли он в возглавлении отдельной части Кавказа, тем более что вслед за присоединением Крыма Г. Потемкин стал фактическим «администратором» всего южного региона России?
В контексте же обозначенной выше фигуры Ибрагим хана — правителя образованного в 1747 г. независимого Карабахского ханства — целесообразно отметить, что в рассматриваемый период оно столкнулось с определенными проблемами. В свое время основателю ханства Панах-Али-хан Джаванширу удалось погасить центробежные стремления вассальных меликств (6).
Но трое из них попытались добиться независимости. Вполне очевидно инициирование процесса Петербургом, хотя внешне все выглядело, как обычно, «гласом с мест». Так, по словам действительного статского советника, правителя канцелярии при российском главнокомандующем в Грузии Семена Броневского, «армянские мелики просили неоднократно от России помощи для свержения Ибрагим хана», имея «частыя сношения с фельдмаршалом князем Потемкиным Таврическим и с бывшим на Кавказе начальником генерал-поручиком Потемкиным, чрез гайнанскаго архиепископа Иосифа Аргутинскаго» (7).
Однако, тот же Раффи признает, что некоторые мелики «оставались дружественными хану», в частности, Хндзристана и Варанды. Мало этого, в период очередных войн России с османами (1787-1791 гг.) и Швецией (1788-1790 гг.) Ибрагим-хан, «перехватив переписку армянских меликов с русскими, начал преследовать их». По его приказу был «разграблен монастырь Гандзасар», убиты католикос Ованес и некоторые мелики. Другие из них, настроенные против Ибрагим хана, бежали из Карабаха, где остались только «сочувствующие хану или боящиеся его» (1).
К слову, после российско-османской войны, закрепившей за Петербургом Крым и Очаков и отодвинувшей границу между двумя империями до Днестра, произошел очередной раунд переселения армян на территорию России. «Из Молдовы и Бессарабии было выведено 4000 армян, которые в 1792 г. у реки Днестр заложили город Григориополь, а неподалеку — деревни Васильевку и Иосифовку» (8).
От раздела Польши — к военным действиям на Кавказе. Фактор Хрисанфа
В начале следующего года произошел очередной раздел Польши между Россией и Пруссией. К первой отошли белорусские земли до линии Динабург-Пинск-Збруч, восточная часть Полесья, украинские области Подолье и Волынь. Ко второй — территории, населенные этническими поляками: Данциг (Гданьск), Великая Польша и др.
Ну а в 1795 г., вслед за заключением антипрусского договора между Австрией и Россией, состоялся третий раздел Польши, «преподнесший» Петербургу территории к востоку от Буга и линии Немиров-Гродно, разделенные на Курляндскую, Виленскую и Гродненскую губернии. Отошедшие к Пруссии земли «перепрофилировались» в Западную, Южную и Новую Восточную Пруссию. В австрийских руках оказались Краков, часть Малой Польши и др.
Таким образом, по результатам разделов Польши польские земли, населенные этническими поляками, были поделены между Пруссией и Австрией. К России перешли литовские, белорусские (кроме части с городом Белосток, отошедшей к Пруссии) и украинские земли (кроме Галиции, оказавшейся у Австрии).
С завершением «польского вопроса», Екатерина II вновь активизировалась в Кавказском векторе. Тем более что правитель Персии Ага-Мухаммед хан, взявший Хорасан, атаковал Грузию, сославшись на ее союз с Россией. Тбилиси был разрушен, огромное количество местных жителей оказались перебиты или угнаны в рабство.
В ноябре 1795 г. Екатерина II наказывала русским войскам при очередных попытках персов ограбить «Картлинию или Кахетию», удерживать «часть и славу оружия нашего». Императрица также предписывала учинить принятие «всех надлежащих мер» для недопущения овладения ими Шемахой, Баку, Дербентом, как фактора приближения «к Каспийскому морю и к пределам нашим». При резкой же активизации персидской стороны, командование призывалось «стараться опрокинуть скопище Ага-Магоммед-хана поражением» и его искоренением (9).
В целом, с учетом оценки кавказского вектора начальным шагом к дальнейшему продвижению на Восток, Петербург довольно серьезно отнесся к специальной записке Хрисанфа Неопатрасского, митрополита расположенных близ Афин Новых Патр. Эта личность больше была известна в качестве путешественника, дотошно исследовавшего почти всю Азию, Ближний Восток.
В начале 1796 г. по повелению Екатерины II Хрисанф был вызван в Петербург и, скорее всего, по ее указанию подготовил документ о геополитической значимости для России посещенных им регионов (с предоставлением возможных путей их завоевания). В записке, в частности, фиксировалось, что ряд ханов «легко можно возмутить против общего их врага», правителя Персии Ага-Мохаммед-хана Каджара (с весны 1796 г. — шах Персии).
Ну а после утверждения в регионе России, «низвержется» Османская империя, во главе которой султан, «беспрерывно ухищряющийся противу России». Для успеха необходимо использовать греков, и в период военных действий «с Оттоманскою Портою» вся «оная сила» нанесет «на врага имени христианского конецной удар».
Вместе с тем, «оставя за собою и Дербент», целесообразно «заключить с персианами взаимный союз». «Имея» с российской стороны «и Грузию», при объявлении с османами войны, «нечаянное со сторони Туркомании (Туркменистана — прим авт.) на них нападение причинит безсомненно в короткое время конечное истребление Турецкого Государства». Что облегчит действия «российских войск на западе», могущих воздвигнуть «знамение победы на берегах Дуная» (при параллельном прохождении в «восточной» части до Трабзона). В союзе с персами «можно будет атаковать» Карс и Муш, а в тандеме «с грузинцами» — Ахалцихе.
При атаке Эрзурума «нечего опасаться со стороны Вана и Баязета», т. к. «большая часть войска Ванского состоит из армян», христиан. Если «Эрзрум прийдет под» Россию, «Малая и Великая Армения» может «выставить до ста тысяч оруженосцев» (да и курдов «весьма легко склонить» на русскую сторону). Практически вся армянская нация повинуется «повелениям» пребывающему в Эчмиадзине патриарху.
«Сей Патриарх великую имеет силу во всех тех местах», и «нет в свете его богатее, разве монастарь» в итальянском Лорето, «в папском владении состоящий». Лишь сокровища Римского католического престола могут сравниться с хранящимися в Эчмиадзине. Поэтому «в нынешних обстоятельствах» важно использовать «армянского патриарха, употребив к тому все возможные средства», т.к. он может «не токмо снабдить» финансами и «сьестными припасами» войско Российское, но и «приумножить» его. А по «одному его позыву вся Малая и Великая Армения двинется на соединение с россиянами». В целях получения от него положительного ответа, предварительно можно распустить слух о планах персов напасть на Эчмиадзин. «Армян надобно любить и ласкать, но нелегко полагаться на их верность».
Далее Хрисанф выгодным для России пристанищем назвал иранский Астрабад, откуда «российское войско пройдет до Хивы» за несколько дней, вслед за чем «откроется удобный путь в Бухарию». «Сей способ» есть «наилучший к завоеванию со временем» Бухары и «к распространению в тамошних краях» успехов, «могущих доставить Российской Империи весьма важные и знатные выгоды» (10).
Документ был направлен на имя находившегося в фаворе у Екатерины II Платона Зубова, определявшего российскую внешнюю политику. Наверняка, изложенное в записке соответствовало внешним пристрастиям Петербурга, посему весной 1796 г. брат П. Зубова — Валериан — возглавил персидский (второй каспийский) поход России. В. Потто приводил мнение о нахождении этой наступательной акции «в тесной связи» с «греческим проектом, обновленным редакцией» П. Зубова, т.к. рассматривался вопрос о захвате В. Зубовым (после победы над «Персией у себя в тылу»), Анатолии, с угрозой «с малоазиатских берегов» непосредственно Стамбулу. Параллельно чему другая часть российских войск должна была вторгаться на территорию османов «через Балканы и Адрианополь». На фоне успешного продвижения в обоих направлениях Екатерина II, «находясь лично на флоте с П. Зубовым», осадила бы «турецкую столицу с моря».
За короткий срок были покорены Казикумыкское, Дербентское, Бакинское, Кубинское, Карабагское, Шекинское и ряд др. ханств. «Весь берег Каспийского моря, от устьев Терека до устьев Куры» оказался занятым русскими войсками, «расположившимися также и в Муганской степи». Азербайджан лежал перед ними «незащищенный», дорога к Тегерану была открыта, и передовые русские посты уже появлялись в Гиляне. Оставалось лишь воспользоваться выигрышными результатами, утвердив «за собой обширные приобретения».
Но последовавшая в ноябре 1796 г. смерть Екатерины II внесла значительные коррективы в восточную кампанию. Сменивший императрицу сын Павел I «не разделял политических видов» матери, и «программа России» сразу же претерпела изменения. В. Зубов сложил с себя звание главнокомандующего, а «начатый блистательным успехом» второй Каспийский поход окончился «возвращением персидскому шаху всех покоренных земель» (4/б).
В декабре 1796 г. русские войска были выведены из Южного Кавказа, что фактически означало помещение «Греческого проекта» под сукно.
В свете первоначального захвата каспийского побережья Россией весьма симптоматичными представляются откровения армянского архиепископа, с 1800 г. католикоса всех армян Иосифа Аргутинского. По его свидетельству, с прибытием в Дербент российских войск, «в городе и лежащих при оном девяти селах и деревнях издавна обитающие армяне, образовавшись и лаская себя вечным благополучием пользоваться спокойствием под державою Российской Империи, во всех случаях, оказывая услуги, обнаружили свою преданность» (11).
Наверняка, особых комментариев тут не требуется, но вполне очевидно, что уже в тот период русско-армянские отношения вышли на новый уровень, особыми красками отражавшийся на кавказском пути. Так, в конце 1799 г. Павел I подписал жалованную грамоту о дозволении «основать город на месте, где были Старые Маджары, с наименованием оного Святой Крест» (12). Речь тут фактически шла об образовании одной из новых армянских колоний.
А на дворе маячил раздел Азербайджана.
Теймур АТАЕВ,
Азербайджан
ССЫЛКИ:
1. Раффи. Меликства Хамсы.
http://www.armenianhouse.org/raffi/novels-ru/khamsa/meliks15_34.html
2. Цит. по: Михаил Мельтюхов, Алла Тер-Саркисянц, Георгий Трапезников. Исторические фальсификации с политической подоплекой.
http://sumgait.info/caucasus-conflicts/historical-falsifications/historical-falsifications-1.htm
3. См. подр.: Фарида Мамедова. Истина о Карабахской проблеме.
http://www.karabakh-doc.azerall.info/ru/articls/artc014.htm
4. В.А. Потто. Кавказская война (в 5-ти томах). Том 1.
а/ http://vehi.net/istoriya/potto/kavkaz/111.html
б/ http://vehi.net/istoriya/potto/kavkaz/25.html
5. Кое что о временах Екатерины II-й. (Из записок Н. В. Сушкова).
http://mikv1.narod.ru/text/SushkovRA65.htm
6. О меликах и меликствах см. подр.: Теймур Атаев. Из истории появления в мировой геополитике «армянского вопроса». Часть II. http://islamsng.com/arm/pastfuture/6091
7. С.М. Броневский. Историческия выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне.
http://vostlit.narod.ru/Texts/rus9/Bronevskij/text32.htm
8. Артур Мартиросян. Армения и Армяне Самарской Губернии.
http://samarahay.ru/commune/2.htm
9. Н. Дубровин. История войны и владычества русских на Кавказе. Т.III.
http://www.runivers.ru/bookreader/book42963/#page/66/mode/1up
10. Объяснение греческого митрополита Хрисанфа Неопатрасского.
http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Hrisanf/frametext.htm
11. Цит. по: Р.Наатакян, В.Акопян. Исход в российские пределы.
http://argostav.narod.ru/ocherk/page3.html
12. В память об основателях Буденновска воздвигнут поклонный крест.
http://www.pravoslavie.ru/news/11510.htm
Источник: http://www.islamsng.com/