Как Россия интегрирует Крым

Post navigation

Как Россия интегрирует Крым

Беспрецедентные финансовые вливания в развитие Крыма (Путин анонсировал до 2020 года выделение более 700 млрд. руб), позволяют говорить о первой с момента распада СССР инфраструктурной и экономической модернизации полуострова. На какую почву падут эти деньги, что думают крымчане об интеграции с Россией и какие трудности могут возникнуть в процессе очередного «терраформирования» социального пространства?

Как Россия интегрирует Крым Попыткой ответить на эти вопросы стало локальное полевое исследование, прошедшее в июле 2014 года на территории Республики Крым и города Севастополя.

Было взято порядка 20 интервью с самым широким кругом лиц как по национальному признаку (русские, украинцы, татары, белорусы), так и по социальному положению (наемные рабочие, иждивенцы, владельцы малого и среднего бизнеса, учителя, преподаватели ВУЗов, чиновники, беженцы). В рамках компаративистского подхода была сделана попытка найти различия между российским и украинским государственными проектами. Параллельно, были подняты темы эффективности текущих действий российских властей в сложившейся критической ситуации.

Люди охотно шли на разговор. Несмотря на то, что некоторые предваряли беседу отказом от обсуждения политических вопросов, а заранее согласованные встречи находились под угрозой срыва, после нескольких минут собеседники не только были готовы раскрыть свои убеждения и страхи, но и забрасывали интервьюера встречными вопросами. Общее чувство, характерное для большинства опрошенных — неопределенность.

 

Неопределенность не только в отношении своего будущего, но и настоящего. Огромную роль здесь играет недостаток объективной информации заменяемой слухами. Первый же опрашиваемый ошарашил заявлением, которое потом с точностью до слова тиражировалось при всех последующих встречах: что крымчанам выдают «временные паспорта». Подтверждением данного факта якобы является то, что в них стоит печать не паспортного стола ОВД, а Федеральной миграционной службы. Интервьюеру приходилось каждый раз демонстрировать свой паспорт в подтверждении того факта, что это нормальная практика. Еще более анекдотичный случай имел место в Алуште, где сотрудник ФМС Москвы, находящийся в отпуске, устроил лекцию на рынке, разъясняя местному населению положения российского законодательства. Надо сказать что «проблемы с паспортами» находятся в центре внимания с начала их выдачи. Их временность последовательно, якобы, подтверждали серийные номера, качество бумаги, прописка (из других регионов России). Данные слухи являются частью местного культивируемого представления о том, что Крым Россия все равно вернет Украине.

Большой резонанс в этом контексте вызвало заявление министра обороны Украины Валерия Галатея о планируемом параде победы украинских сил в Севастополе. Возникшая в украинских СМИ эйфория, связанная с взятием Славянска, вызвала нешуточные опасения крымчан, что следующим после установления контроля над Донбассом будет Крым. Важно подчеркнуть, что в настоящий момент в Крыму функционируют как российские, так и украинские СМИ. Обилие беженцев и отдыхающих из Украины, а так же традиционные связи местного населения способствуют постоянному обмену информацией, подпитывают почву для сравнений ситуации по обе стороны от Перекопа.

Политическая система Крыма пока представляет собой некое пустое поле. Российские партии, активно представленные рекламными плакатами, несмотря на приближающиеся этой осенью выборы, не ведут сколько-нибудь существенной агитации. Офисы всероссийских партий либо закрыты, либо не проявляют активность. Так, в офисе партии «Патриоты России» не только не смогли предоставить раздаточный материал, но и пояснить в чем суть её политической платформы, ссылаясь на то, что партия только начала свою работу. В Севастополе большое количество вопросов вызывает фигура нового мэра, он практически не известен жителям и характеризуется как «чужой». Его встречи с горожанами слабо освещены в прессе и, зачастую, кроме громких заявлений по строительным вопросам о нем мало что известно.

Неизвестность и отсутствие новых правил породило в Крыму странное для нашего отечества явление — отказ от взяток и поборов со стороны чиновников. Так, если раньше, чтобы попасть в Ялтинскую больницу, необходимо было оплатить больничное место и питание, то теперь эти услуги оказываются на безвозмездной основе. По словам опрашиваемых, при украинской власти без взятки нельзя было решить ни одного вопроса, теперь чиновники из-за страха за свое будущее опасаются их брать. Со своей стороны, чиновники, как и военные перешедшие на российскую службу, считают, что данная ситуация войдет в прежнее русло до нового года.

Другим неожиданным эффектом крымской интеграции, который испытал на себе бизнес, стало исчезновение поборов связанных с деятельностью неформальных структур, аффилированных с бывшей украинской властью. В частности ряд развлекательных заведений ЮБК (регион Южного Берега Крыма) был под неформальным «налоговым» контролем группы Александра Януковича (журнал «Корреспондент» в ноябре 2013 года оценил активы старшего сына бывшего украинского президента в $510 млн.). На сегодняшний день, эмиссары, собиравшие дань с крымской экономики в пользу этой группы, исчезли. Появятся ли новые «крыши», и в какой форме, неизвестно, но пауза, по словам многих респондентов, приятно удивила.

Большую роль в симпатиях и антипатиях к новым властям играет финансовый аспект. Товары и продукты питания подорожали в среднем в два раза, сократилось количество более дешевой украинской продукции. Особенно подорожали импортные лекарства. Зарплаты, особенно в частном секторе, были просто конвертированы по курсу 1/3, тогда как тарифы, по утверждению опрошенных, были пересчитаны по курсу 1/3,3. В то же время, происходит поэтапный рост пенсий до среднероссийского уровня. Средняя зарплата по городу Севастополю находится в пределах 9-15 тысяч рублей (до этого — порядка 6 тыс. руб. по курсу к гривне). Банковским работникам, по сравнению с аналогичными позициями в Украине, зарплату повысили на 6 тыс. рублей — до 20 тыс. руб. Появились вакансии с зарплатой более 25 тыс. рублей. Диспропорции в росте цен вызывают недовольство: «Цены как в Москве, а зарплаты как в Краснодарском крае». Хотя цены в Крыму явно ниже московских, отсутствие возможности для сравнения является питательной средой для формирования подобного рода представлений.

Крымчане, выезжавшие в Украину после интеграции и туристы (в том числе беженцы), приехавшие из Украины, подчеркивают в интервью, что рост цен произошел и там. Цены на большую часть товаров, кроме бензина, который в среднем по Крыму на треть дешевле украинского, сравнялись.

Малый и средний бизнес на сегодняшний день занимает наиболее благоприятную по отношению к России позицию. Эта позиция так же выжидательная, но ожидания носят позитивный характер. Власти пока воздерживаются от усиления налоговой нагрузки на предпринимателей, что в значительно степени компенсирует их потери связанные с переходным периодом. Спад потока туристов в сезоне 2014 года, так же не стал фатальным для бизнеса. С одной стороны некоторые районы (например, Балаклава) находятся в откровенном запустении, с другой, увеличение доли российских туристов привело к росту в два-три раза «среднего чека» ресторанов. Получилось, что меньшее количество туристов (россиян) в общем объеме, компенсировало крымчанам часть упущенной выгоды от резкого падения числа украинских отдыхающих. Предприниматели пока практически ничего не знают о российской системе налогообложения, о преференциях и программах поддержки малого и среднего бизнеса.

С точки зрения инфраструктуры, Крым является «островом». Узкий перешеек, связывающий его с континентом, оказался политически отрезан. Керченская переправа, морской и авиатранспорт, пока, явно не перекрывают транспортные потребности полуострова с континентальной Россией. Передвижение, даже в рамках Крыма, вызывает множество трудностей. Отвратительное качество дорог, особенно шоссе Керчь-Симферополь, усугубляется несовершенством системы общественного транспорта. По сути, передвижение даже в рамках основной туристической зоны ЮБК — Севастополь вызывает множество трудностей не только для туристов, но и для местного населения. Основные виды транспорта: маршрутные автобусы и троллейбусы, в условиях даже слабого туристического сезона 2014-го года, не в состоянии предоставить качественные транспортные услуги. Большие нарекания вызывают вопросы градостроительства. Такие как: хаотичная застройка, самозахваты земли, ветхое жильё. В инфраструктурном плане Крым проигрывает не только олимпийскому Сочи, но и обычным районам Краснодарского края.

Этап неопределенности связанный с переходом на новые стандарты отразился в первую очередь на образовании. Школьное образование столкнется с новой реальностью раньше всех. И дело будет не только в новых учебниках программах. Во-первых, кардинально изменится статус учителя. В среднем по России в Крыму наиболее возрастные преподаватели. Их квалификация особенно в сфере использования новых технологий оставляет желать много лучшего — на уровне «учим включать компьютер». В течение 2015 года планируется подъем зарплат учителей до среднего уровня в 37 тысяч рублей (сейчас около 20 тыс. рублей), что сделает работу учителя одной из наиболее высокооплачиваемой в регионе. Российские чиновники, ответственные за переход школ на новые стандарты, были шокированы зарегламентированностью украинского образования. Высказывание местного интервьюируемого учителя: «Я понял, что живу теперь в федерации. Даже не думал, что у нас столько прав и свобод!». Директора школ до сих пор не понимают, что министерство образования Крыма не подчиняется напрямую Москве. Директор в украинской системе образования не был волен даже принимать решение о приеме и об увольнении на работу учителей, а его бюджетные полномочия ограничивались тремя статьями расходов: заработная плат, налоги, коммунальные платежи.

Сложнее обстановка в высшем образовании. Не в последнюю очередь, кризисные явления в нем связаны с резким разрывом международных связей, что для ВУЗов Крыма оказалось крайне болезненным. Проблемы с подтверждением научных статусов, ограничения в доходах и необходимость переходить на новые правила порождают здесь большее недовольство, нежели в системе среднего образования.

Межэтнические проблемы. Мой киевский друг сразу после проведения крымского референдума о присоединении к России поставил главный, как ему казалось, вопрос: «Что вы будете делать с крымскими татарами?». Татары составляют примерно 300 тыс. человек из более чем двухмиллионного населения полуострова. Будучи депортированными в Среднюю Азию, процесс их возвращения в начале 1990-х вызвал большое количество трений и конфликтов с местным населением и администрацией. Беседы с представителями крымскотатарского народа, показали наличие внутренних противоречий данной этнической группы с ярко выраженной дифференциацией по социальному статусу. Неприятие вступления Крыма в Россию ярко акцентированное лидерами крымскотатарского народа не препятствует массовому получению российских паспортов, а так же подаче документов в российские органы власти на получение статуса реабилитированного (для получения компенсационных выплат).

Значительно более осторожную позицию занимают владельцы малого и среднего бизнеса, защищая свои финансовые интересы, они в значительно большей степени готовы идти на политический диалог.

Крымские татары транслируют ранее полученную в Украине политическую культуру, где конфронтационная позиция позволяла получать им политические и экономические преференции. Федеральный центр видит в подобном поведении угрозу, отталкиваясь от собственного исторического опыта, когда проявление слабости и не решительности ведет к трагедии. Зарождающийся конфликт, возможно, урегулировать путем полноценного соблюдения российского законодательства в области прав культурно-национальных автономий, однако в этот ресурс татары не особо верят.

Сложная противоречивая, местами откровенно конфликтная обстановка современного Крыма создает ни только риски, но и открывает определенные перспективы. На площадке Крыма Россия впервые смогла буквальным образом сравнить себя по качеству жизни и практикам администрирования с другой страной, пусть и близкородственной в социально-экономическом плане. Многочисленные чиновники, приступившие к процессам системной унификации, получили опыт коммуникации с украинским государственным проектом. Уверен, не останется незамеченным и вливание в российский госаппарат бывших украинцев.

Ожидания крымчан — во многом говорят о преимуществах и дефицитах Российского государства. Все опрошенные, независимо от своего статуса, ставили на первое место проблему справедливости государства, соблюдения их прав и свобод, беспристрастности чиновников. Если главным преимуществом украинской власти, как правило, называлось ее «отсутствие» в жизни Крыма, то от России ждут напротив большего участия. Крымчане видят свои перспективы в развитии (а вернее в возрождении) промышленности региона, позитивно воспринимают легализацию многих общественных и хозяйственных отношений и практик (скажем предпринимателям рекомендовано официально устраивать на работу своих сотрудников).

Неоднократно упомянутое отсутствие объективной информации порождает конфликтные ситуации. Часто это вызвано различиями в ментальности и в политической культуре. Один из респондентов, например, обозначил преимущество, украинских телевизионных новостей перед российскими — большая эмпатия ведущих в отношении комментируемых событий и новостей сюжета. Источником социальных и политических стрессов для людей, привыкших к свободе как к форме безответственности государства является более жесткое отношение к соблюдению законности в России. Тот аванс доверия, который крымчане предоставили Российской Федерации во многом выстроен на фундаменте советского прошлого, и современном позиционировании России как страны с консервативными ценностями.

Дальнейшая крымская политика для России должна развиваться с серьезной оглядкой на происходящие в Украине процессы, и с той ролью, которую Россия будет играть в них. Конкуренция между Россией и Украиной после присоединения Крыма вступила в принципиально иную фазу, когда преимущества и недостатки одной из сторон перестали играть только риторическую роль, но и на прямую затрагивают проблемы государственного строительства.

Олег Сюмко

Источник: politcom.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня