Как создавалось узбекское национальное движение

Post navigation

Как создавалось узбекское национальное движение

Как создавалось узбекское национальное движениеУзбекское национальное движение обязано своим рождением движению джадидов Туркестана, у истоков которого стояли Махмудходжа Бехбуди и Мунаввар Кары Абдурашидханов.

В марте 1917 г. после февральской революции в Ташкенте была создана организация Шуро-и Исламия, которая из представительного комитета местного населения «старого» города очень быстро превратилось в национальное движение Туркестана. Его возглавил ненадолго депутат Госдумы II созыв преподаватель медресе Абдулвахид Кары, а затем известный джадид, адвокат Убайдулла Ходжаев.

В июле 1917 г. в Фергане, бывшем в то время основным промышленным центром Туркестана, была создана партия «Турк одами марказият фиркаси» (Центр тюркских народов) во главе с Мамед-Эмином Эфендиевым, одним из эмиссаров партии «Мусават» (Баку).

25-26 октября 1917 г. в России произошла Октябрьская революция, в стране установилась Советская власть.

Джадиды воспринимали революцию как национальное спасение. Оно виделось им в просвещении, образовании и нравственности. Подобное отношение к революции вполне соответствовало деятельности большевиков в то время. По мнению наркома по делам национальностей Сталина, задачами советского режима в мусульманских регионах Российской империи было «вовлечение трудящихся в строительство Советского государства» и отсечение всего, мешающего «развитию максимальной самодеятельности народов Востока по пути к освобождению от пережитков средневековья и разрушенного уже национального гнета».

15 ноября 1917 г. в Ташкенте был создан Совнарком Туркестана во главе с членом ВЦИК Ф.И. Колесовым. Однако большевики отказались включить в него представителей мусульман края.

В ответ 28 ноября 1917 г. в Коканде организация Шуро-и Исламия с участием ряда национальных и европейских антибольшевистских организаций края создала правительство Туркестанской автономии — Туркистон мухторияти. В исторической советской литературе она была названа Кокандской автономией. Его возглавлял сначала комиссар Временного правительства в Семиреченской области Мухамаджан Танышбаев, затем председатель Туркестанского краевого мусульманского совета Мустафа Чокаев.

Самые известные джадиды Бехбуди, Мунаввар Кары, писатели и поэты выступили в поддержку Туркестанской автономии. Писатель Абдурауф Фитрат назвал ночь ее провозглашения, «Наш национальный «Лайлатул кадр» (Священная ночь Рамадана). Поэт Хамза Хаким-Заде Ниязи, которого в советский период считали певцом революции, написал стихотворение «Яша Туркистон» («Да здравствует Туркестан»). Другое его стихотворение «Туркистон мухториятига» («Туркестанской автономии») завершалось призывами: «Да здравствует объединенная нация ислама!», «Да здравствует вечное государство тюрков!».

Однако в феврале 1918 г. большевики разгромили Туркестанскую автономию.

Большая часть ее участников примкнула к возникшему национально-повстанческому движению, названного большевиками басмаческим. Однако русская эмигрантская газета «Руль» считала его «движением, соответствующим русскому белому движению». Это движение возглавил сначала курбаши Иргаш, а затем Мадамин-бек.

Тем не менее для привлечения на сторону Советов многие участники Туркестанской автономии были амнистированы и вошли в состав правительства Туркестанской Советской Федеративной Республики. Она была создана большевиками на базе Туркестанского края 30 апреля 1918 г. Множество джадидов вступили тогда в ряды компартии.

Весной 1918 г. в Ташкенте организацией «Тюркская дружба» (Turk O’rtoqlig’i) начала издаваться газета «Тюркское слово» (Turk so’zi). В ней впервые было высказано заявление, что Средняя Азия — родина турков. Теперь джадиды заявляли, что все население Средней Азии — «настоящие турки», и если они не говорят по-турецки, то просто потому, что забыли этот язык.

В ноябре 1918 г. в Москве было создано Центральное бюро мусульманских коммунистических организаций РКП(б), ответственное за революционную работу среди мусульман Российской империи и ее соседей.

В конце 1918 г. в Ташкенте было создано литературное общество «Чагатой гурунги» во главе с Абдурауфом Фитратом, одним из лидеров бухарских джадидов, ставшим работником афганского консульства в Туркестане, для «сбора по всему Туркестану старых и новых тюркских произведений, поиск материалов для обновления тюркского языка и обогащения его словаря и литературы».

27 января 1919 г. в Ташкенте представителем Центрального Бюро мусульманских организаций РКП(б) в Туркестане стал один из лидеров бухарских джадидов Абдукадыр Мухитдинов, руководитель бухаро-туркестанской секции этого Бюро.

30 марта 1919 г. в Ташкенте II конференция Компартии(б) Туркестана для привлечения трудящихся из коренного населения в ряды компартии приняла решение о создании Бюро мусульманских коммунистических организаций в Туркестане (Мусбюро РКП(б) в Туркестане).

Его возглавил Турар Рыскулов, заместитель председателя ТуркЦИК, председатель Центральной комиссии по борьбе с голодом Туркреспублики. В его состав вошли Абдукадыр Мухитдинов, Мунаввар Кары Абдурашидханов, Низамедин Ходжаев, Юсуф Алиев, Мамед-Эмин Эфендиев и др. Ответственным секретарем Мусбюро стал Каюм Рамазан, секретарь общества «Чагатой гурунги», председателем Ташкентского городского Мусбюро — Лазиз Азиззаде, преподаватель медресе.

Заметная часть мусульманского движения становится национал-коммунистическим. Вместе с тем оно постепенно начало перерастать в тюркское национальное движение, называемым тогда пантюркистским. Заметную роль в нем играли члены распущенного Центра тюркских народов во главе с Мамед-Эмином Эфендиевым, созданного в 1917 г. в Фергане. Особенно усилилось это движение в Ташкенте, где создавались различные группы, питаемые идеями пантюркизма. Работа строилась под лозунгом объединения тюркских языков и тюркской литературы. Вместо родного языка в школах был принят османский (турецкий) язык и османская (турецкая) литература.

В июле 1919 г. был принят декрет ЦК РКП(б), требующий, чтобы коренное население Туркестана имело пропорциональное представительство во всех государственных органах. Это создало возможность для расширения действий радикально настроенных мусульман-коммунистов.

В октябре 1919 г. Туркестан, отрезанный до этого времени от Европейской России Белой армией адмирала Колчака, был освобожден частями Красной армией во главе с М.В.Фрунзе.

Для руководства Туркестаном была создана Туркестанская комиссия (Турккомиссия) ВЦИК и СНК РСФСР во главе с Ш.Э. Элиавой, которая первоначально поддержала активность развивающегося национал-коммунистического движения Туркестана.

Апогеем этой политики стало переименование Туркестанской Республики в Тюркскую Советскую Республику РСФСР и изменение название Коммунистической партии Туркестана на «Коммунистическую партию тюркских народов».

Такое решение было принятое в январе 1920 г. 5-й партийной конференцией Туркестана, где преобладали мусульмане-коммунисты. Председателем ЦИК Тюркской Советской Республики был избран Турар Рыскулов, а ЦК Компартии тюркских народов возглавил Сагдулла Турсунходжаев.

Однако Москва пресекла этот путь. В июне 1920 г. Политбюро ЦК РКП(б) анулировало решение вышеуказанной конференции о создании Тюркской республики и признала необходимым «разделить Туркестан на три части (Узбекию, Киргизию и Туркмению)», выяснив сначала «детальнее условия слияния или разделения этих частей». Одновременно поручило ТуркЦИК «приступить к перераспределению административных округов Туркестана в соответствии с его национальным составом».

При этом руководители Туркестана не были отстранены от власти, а откомандированы в соседние страны: Турар Рыскулов — полпредом Наркомнаца РСФСР в Азербайджан, Сагдулла Турсунходжаев — ответственным секретарем ЦК Бухарской компартии в Бухару, где большевики начали насаждать советскую власть.

В августе 1920 г. в ЦИК Туркестанской республики были созданы три национальных отдела — Киргизский, Туркменский и Узбекский. Руководителем Узбекского отдела был назначен Султанходжа Касымходжаев, председатель Совета профсоюзов мусульман Туркестана.

К этому времени в результате экспорта «бутафорных» революций в Средней Азии были созданы Хорезмская и Бухарская народные республики. Последнюю возглавил один из лидеров бухарских джадидов Файзулла Ходжаев, будущий инициатор создания советского Узбекистана.

В 1921 г. в Средней Азии центр борьбы против большевизма переместился из Туркестана в Бухару. В августе здесь на съезде нелегальной «Федерации национальных обществ мусульманских народов Средней Азии» был создан Комитет национального единства Туркестана во главе с А.З.Валидовым, бывшим председателем Башкирского ревкома, порвавшим в июне 1920 г. с советской властью. В состав который вошли и представители бывшего Мусбюро РКП(б) в Туркестане, и представители национальных политических организаций, и представители басмаческого движения.

Отказ Москвы от государственного строительства советского Туркестана на основе тюркской национально-политической консолидации, создание Хорезмской и Бухарской народных республик подняли перед их коренными народами вопрос о самоопределении своей национальности.

Одним из первых ответ на него дало ставшее очень представительной и влиятельной группой литературное общество «Чагатой гурунги», которое под руководством Абдурауфа Фитрата, стремясь определить идентичность для народов Средней Азии в их этничности и истории, заявило, что они все составляют узбекскую нацию, которая распалась после империи Амира Тимура на Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства.

«Наш язык,- писал Фитрат, — является широким ответвлением тюркского языка. Основные законы тюркского языка несомненно свойственны и нашему языку». При этом в Средней Азии многие джадиды еще до 1917 г. употребляли термин «узбекский» в качестве синонима к термину «тюркский». В Туркестане же узбеками обычно именовали себя кочевые и полукочевые народы, а городское население чаще всего называло себя или по месту жительства, или «сартами», или «тюрками».

В это время в общество «Чагатой гурунги» уже вошли Каюм Рамазан, редактор журнала «Маориф ва укутувчи», драматург и писатель Маннон Рамзи, поэт, драматург и публицист Чулпан, поэт Эльбек, ученый-языковед Гази Олим Юнусов, поэт Бату, режиссер и драматург Маннон Уйгур, журналист Ашурали Зохири, заведующий старогородским отделом народного просвещения г. Ташкента Шакиржон Рахими, Шорасул Зуннун, Е.Икромов и др.

С этого времени тюркское национальное движение начало трансформироваться в узбекское национальное движение.

В январе 1921 г. в Ташкенте общество «Чагатой гурунги» созвало съезд, посвященный реформе тюркской письменности и орфографии. Позже он стал называться 1-м Узбекским орфографическим съездом (Биринчи ўлка ўзбек тил ва имзо курултойи). На нем приняли участие и представители Бухарской и Хорезмской республик.

Съезд устами главных руководителей «Чагатой гурунги» — Фитрата, Рамзи и др. заявил, что «для объединения нужно оформление: узбекская нация должна оформиться как самостоятельная нация, после чего можно говорить о создании «единой великой тюркской нации»; неоформленная сила с оформленной силой не объединяется, а поглощается последней; мы, узбеки, не хотим этой ассимиляции…».

Далее съезд заявив, что «без собственной культуры, без собственного языка, без собственной литературы нет самостоятельной нации», объявил тюркский (сартский) язык узбекским языком, а «чагатайский» («чагатай тюрки») язык — «старотюркским»/ или «староузбекским». Одновременно съезд поставил вопрос о реформе тюркской/узбекской орфографии выдвинув идею ее латинизации.

В 1922 г. участники «Чагатой гурунги» издали сборник «Молодые узбекские поэты», включающий произведения Фитрата, Чулпана, Боту, Эльбека. В том же году в Ташкенте в журнале «Инкилоб» впервые был опубликован первый узбекский роман «Минувшие дни», написанный писателем Абдулла Кадыри.

В январе 1922 г. поднялась новая волна национально-освободительного движения Туркестана. Его возглавил Энвер-паша, военный министр Османской империи, который после ее поражения в первой мировой войне, ненадолго пошел на сотрудничество с Советской Россией.

Для разгрома его потребовалась вся военная мощь вновь созданного советского государства. В июне 1922 г. в Бухару для борьбы с Энвер-пашой прибыли председатель Реввоенсовета РСФСР Л.Д.Троцкий и главком вооруженных сил РСФСР С.С.Каменев.

В конце 1923 г. Москва, не сумев побороть национально-повстанческое басмаческое движение Туркестана, объявило практически амнистию всему его руководству. 24 ноября Политбюро ЦК РКП(б), рассмотрев этот вопрос, приняло решение: б) Считать предложение… об обязательном расстреле 151 человека из 183 арестованных совершенно неприемлемым и гибельным для дела Советской власти в Туркестане, ЦК не возражает …чтобы подавляющее большинство арестованных было освобождено по суду… а приговор о высшей мере наказания был внесен лишь по отношению к 4 или 5 наиболее злостным и действительно руководящим элементам басмачей, причем исполнение приговора… отложить до специального распоряжения из Москвы».

В 1923 г. началось воссоединение Бухары и Хивы с Туркестаном. Началось создание единых экономических органов. Большевики отказались от немедленного осуществления социалистических преобразований в обществе. В стране началась проводиться новая экономическая политика — НЭП.

Быстрее всего к нему приспособились узбеки. Они, по определению заместителя председателя Туркбюро ЦК РКП(б) Г.И.Сафарова: «Из трех коренных народов Туркестана (включая сюда киргиз и туркмен)… обнаруживают наибольшую культурную устойчивость и способность развиться в «капиталистическую нацию» еще до русского завоевания. Осев на землю, они ассимилируют все другие племенные элементы земледельческого населения и подчиняют своему влиянию кочевников». Во многих советских и партийных органах Туркестана на ключевые должности стали выдвигаться представители узбекского населения.

Тогда, стремясь не допустить узбекского господства над другими группами и его доминирования в социально-экономических реалиях региона, Москва приняла решение расчленить Туркестан.

Юг Туркестана был объявлен Туркменской ССР. Север Туркестана присоединен к Киргизской (Казахской) АССР, созданной еще в 1920 г. Центр Туркестана, объединенный с Бухарой и Хорезмом, был провозглашен Узбекской ССР.

Этому предшествовали еще и следующие события. В октябре 1923 г. в Турции завершилась национально-освободительная революция. Османская империя была провозглашена Республикой.

В тоже время, стремясь сохранить себя как центр тюркского мира, новое государство попыталось назваться Туркестаном, или Туркестанской Республикой. Однако первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк сказал: «Туркестан — родина наших отцов, в Туркестане живут наши родственники. В один прекрасный день они станут свободными и снова назовут свою страну Туркестаном. Поэтому не надо трогать их национальное достояние — Туркестан, это исторические и славное имя пусть останется за ними. Поэтому давайте назовем наше новое государство Турецкой Республикой».

В результате термин Туркестан, как синоним Турецкой Республики, где национально-освободительная революция, которую большевики сначала считали частью «мировой пролетарской революции», а на деле оказалась антибольшевистской, становится нарицательным и подлежал исключению из советского политического лексикона.

В то же время восстанавливаемая советской властью империя Тимура, распавшаяся на части [Коканд, Бухара и Хорезм], требовала себе нового имени. И им стал Узбекистан, страна узбеков, политической элиты восточных тюрков, преемников тимуридов. И если Османская империя переродилась в Турцию, то Туркестан — в Узбекистан.

27 октября 1924 г. образовался современный Узбекистан. Узбекское национальное движение трансформировалось в Узбекское государство — Узбекскую ССР. Одновременно ее гражданство было отождествлено с этничностью и большинство коренного населения бывшего Туркестана было объявлено узбеками, чагатайский тюркский язык начал назваться староузбекским, а Узбекистан стал наследником всей славной и богатой истории Туркестана.

Хуснут Мухсумадьен, автор книги

«Чужие революции, или закат Туркестана».

2 ноября 2022 г., г. Ташкент.

Источник: https://centrasia.org/news.php?st=1667391960

Похожие материалы

Ретроспектива дня