Как строилась мечеть Ар-Рахма в Киеве

Post navigation

Как строилась мечеть Ар-Рахма в Киеве

На днях в Киеве торжественно открыли первую мусульманскую мечеть Ар-Рахма, что в переводе с арабского означает «милосердие». Как рассказал «ФАКТАМ» муфтий Украины шейх Ахмед Тамим, в Украине проживает более двух миллионов мусульман, а в Киеве — около 60 тысяч, поэтому мечеть была необходима.

 

Мечеть Ар-Рахма в Киеве По мнению специалистов, Ар-Рахма стала поистине жемчужиной исламской архитектуры, в которой воплощены как древние традиции восточной цивилизации, так и современные технологии строительства и дизайна. Шейх Ахмед Тамим рассказал «ФАКТАМ» об архитектурных изюминках первого в Киеве мусульманского храма.

В исламе не принято афишировать добрые дела верующих, потому что они делают это для Всевышнего, а не для людей.

— Попытки построить мечеть в Киеве предпринимались еще с середины прошлого века, но реализации этих планов мешали объективные обстоятельства — войны, революции. Почему же в независимой Украине строительство затянулось на целых 20 лет?

— Вы правы, еще в октябре 1897 года киевские власти официально разрешили открыть молитвенный дом для мусульман на втором этаже старинного деревянного здания на Подоле. Но помещение из трех соединенных вместе квартир не вмещало всех желающих помолиться. В конце XIX века, по официальным данным, мусульманская община Киева насчитывала более 500 верующих. С тех пор мусульмане не оставляли попыток построить в столице Украины настоящую мечеть из камня. В октябре 1913 года киевский губернатор лично заложил первый камень в фундамент будущего храма на улице Гоголевской. Но грянула Первая мировая война, затем революция и строительство остановилось.

В советский период компактно проживавших на Татарке мусульман принудительно расселили по всему городу. Затем исчез и молитвенный дом. Но имамы продолжали посещать квартиры верующих и поддерживали с ними связь. Когда же Украина обрела независимость, мусульмане получили реальный шанс на религиозное возрождение. Уже в 1991 году в столице была зарегистрирована религиозная мусульманская община, открыт молитвенный дом, получено согласие городской администрации на возведение мечети. А 20 лет, о которых вы упомянули, ушли не на строительство, а на согласование с властью различных разрешительных документов.

Честно говоря, место на горе Щекавица не очень удачное для храма, ведь подниматься по склону пешком довольно трудно. Исторически же выбор оправдан: на Татарке издавна жили мусульмане. К тому же, выделив территорию, в Главном управлении строительства и архитектуры нам поставили условие: строить мечеть подальше от улицы, ближе к спуску с горы, чтобы храм не был виден при обзоре панорамы Киева! Мы выполнили все требования.

 

— Как решался вопрос финансирования строительства?

 

— Средства жертвовали и меценаты, и простые мусульмане. Мы знаем материальные возможности членов нашей общины, поэтому, если требовались значительные суммы, обращались с просьбой к тем, кто мог себе позволить выделить такие деньги. Но фамилии меценатов без их ведома называть не буду. В исламе не принято афишировать добрые дела верующих, потому что они делают это для Всевышнего, а не для людей. Могу только сказать, что все крупные меценаты — уроженцы Украины, а не арабских стран.

— Как собирали средства? Ставили ящичек для денег, как это принято в православных храмах?

— У нас действует так называемая касса по пятницам. Обычно мы собираем деньги на конкретные нужды. Причем люди жертвуют анонимно, ни фамилии, ни суммы никто не записывает. Но потом мы обязательно отчитываемся, сколько и за что заплатили.

— Расскажите, как мусульмане обосновались в Киеве?

— Сложно проследить, как именно это произошло. Насколько мне известно из истории, в XIX веке многие мусульмане служили в царской армии, защищали границы Российской империи во время многочисленных войн. Это были кавказцы, татары и башкиры. В качестве вознаграждения им разрешили обосноваться в Николаеве, Днепропетровске и в Киеве, в районе нынешней Татарки.

Один из спонсоров заказал в Турции ковер для молитвенного зала площадью более тысячи квадратных метров.

— Проект мечети разработал известный киевский архитектор Александр Комаровский, причастный к реконструкции нынешнего майдана Незалежности. Почему выбор пал на него, ведь он не мусульманин?

— Совсем не обязательно, чтобы мечеть проектировал мусульманин. Сначала мы сотрудничали с крымским татарином, профессором архитектуры Ирфаном Гафаровичем. Однако городские власти не утвердили его проект, предусматривавший возведение минарета. А, например, в Турции, Саудовской Аравии, Эмиратах некоторые мечети имеют четыре или даже восемь минаретов. Но нам сначала не позволили строить минарет, разрешение возвести его мы получили гораздо позже.

Александр Комаровский разработал другой проект. А поскольку архитектор не был знаком с исламской культурой, не знал, как правильно проектировать, например, места для омовения перед молитвой, мы пригласили консультанта из Сирии — Ридвана Маджзуба. После смерти Комаровского его разработку воплощал в жизнь Сергей Бабушкин вместе с известным кавказским архитектором Ходжой Ахмадом. В итоге, благодаря усилиям многих специалистов, удалось соединить классические восточные традиции с современными решениями в дизайне и технологии строительства.

Общая площадь помещений мечети вместе с административным корпусом более трех тысяч квадратных метров. Здесь есть молитвенный зал, минарет, являющийся архитектурным воплощением молитвы, медресе, библиотека, издательство, залы для бракосочетаний и ритуальных услуг.

Во внешней отделке использован вулканический туф. Это декоративный камень из Азербайджана, который шлифовали вручную уже на месте. Можно было, конечно, выбрать другой материал, но мы решили, что туф больше всего подходит для местных климатических условий. Ведь в Киеве зимы то снежные и морозные, то теплые и дождливые. А туф — долговечный камень. Окна под куполом мечети выполнены в витражной технике.

— Купола мечети покрыты медью. А почему, например, не позолочены?

— Мы старались, чтобы все было достаточно скромно и прочно одновременно. Медь, конечно, со временем может позеленеть, но ее легко почистить, а золото пусть мусульмане используют для личного обогащения.

— На полу молитвенного зала лежат ковры красного цвета. Их привезли из-за границы?

— И ковры, и люстры куплены в Турции. Один из спонсоров узнал у нас размер помещения и заказал ковер на свой вкус. Выбрал в качестве основного цвета красный, что вполне допустимо, так как строгих правил на этот счет нет. Ковер может быть и зеленый (именно такие чаще всего используются в традиционно мусульманских странах), и голубой. Покрытие молитвенного зала не цельное, его сшили из множества отдельных ковров, ведь невозможно создать единое ковровое полотно площадью более тысячи квадратных метров! Наш спонсор пригласил специалиста из Турции, который на месте собрал ковер. К слову, пол в мечети с подогревом, ведь люди стоят на коленях. А зимы в Украине бывают и холодными.

— Священники православных храмов иногда рассказывают, что Бог, благословляя какое-либо начинание, дарит людям чудо. Во время возведения мечети что-то подобное случалось?

— Любой человек, видевший состояние строительства месяц назад и сегодняшний результат, понимает: это и есть настоящее чудо. Ведь перед открытием мечети было столько работы, что казалось, мы и за год не управимся. Но к нам приходили люди и безвозмездно помогали: носили цемент, кирпичи, убирали двор. Все работали с радостью, на большом эмоциональном подъеме. Причем помогали мусульмане разных национальностей!

— Мечеть охраняется? Или ведется только видеонаблюдение?

— Официальной охраны у нас нет, это ведь не казарма и не госучреждение. Мечеть всегда открыта для молитвы, закрываем только на время уборки. Что касается камер наблюдения, то они установлены на случай каких-либо недоразумений. Раньше, например, случалось, что кто-то после молитвы по ошибке взял не свои вещи или обувь. Для выяснения таких недоразумений мы и используем видеозапись.


— Слышала, что в мечеть можно прийти на экскурсию. Это платная услуга?

— Турист может прийти в любое время. А вот группе лучше заранее договориться о посещении мечети в сопровождении нашего экскурсовода, который проводит по всем помещениям бесплатно! По желанию можно зайти и в молитвенный зал во время молитвы, главное — не мешать верующим совершать обряд. Даже в пятничный намаз приходят не мусульмане, чтобы посмотреть, как это происходит. В пятницу у нас две проповеди на арабском языке с переводом на русский.

Всем желающим мы совершенно бесплатно выдаем из нашей библиотеки литературу ознакомительного характера. Но серьезные религиозные труды, предназначенные для верующих, советуем осваивать вместе с учителем. Такие книги не предназначены для самостоятельного чтения. Все ритуальные услуги предоставляются мусульманам бесплатно.


— Вы упомянули о специальных местах для омовения ног перед молитвой. Это обязательный обряд?

— Молитва должна совершаться в ритуальном — чистом духовно и телесно — состоянии. Поэтому перед намазом необходимо умыть лицо, затем вымыть руки до локтя, протереть голову, вымыть ноги. Это можно сделать и дома, не обязательно в мечети. Если же по каким-то причинам подготовиться к намазу не получилось, то в мечети, в помещении, оборудованном по всем канонам исламской традиции, есть все необходимое для выполнения ритуала омовения.

Омовение обязательно совершают перед намазом, но есть молитвы, которые можно читать в любое время и в любом состоянии.

— Мусульманки не обижаются на то, что молятся отдельно от мужчин?

— Но ведь они ведь пришли в мечеть не для общения с мужчинами. Это можно делать во множестве других мест: дома, на работе, на базаре, на улице. Отдельное молитвенное помещение для женщин предусмотрено для их удобства. Так они чувствуют себя духовно более свободно, их не смущает молящийся рядом мужчина. Часто женщины приходят на молитву с детьми, которые могут шуметь. Поэтому вполне логично, что они молятся отдельно. Места для женщин с детьми предусмотрены, в том числе и на балконе.


— Первая молитва у вас в половине пятого утра. Муэдзин с минарета призывает мусульман в столь ранний час?

— Это утренняя, или рассветная, молитва. Но ее начало зависит от времени восхода солнца. Она длится от рассвета и до наступления непосредственно восхода солнца, и в любой момент этого промежутка времени мусульманин может читать молитву. Летом ведь солнце всходит и в три часа утра! Но наш муэдзин не будет созывать на молитву. Верующие, которые живут в соседних с мечетью домах, сами знают, когда им молиться. Хотя считается, что сам призыв муэдзина оказывает исцеляющее действие, способствует улучшению духовного состояния человека. В традиционно мусульманских странах люди специально приходят послушать этот зов.


Елена ШЕРЕМЕТА,

«ФАКТЫ»

 

Источник: http://fakty.ua

Похожие материалы

Ретроспектива дня