Есть ли национальность у… памятников? С одной стороны, они, бесспорно, достояние государства, с другой — многие из них в большей или меньшей степени связаны с культурой того или иного народа.
Многие памятники роднит даже не принадлежность к определенной культуре, а печальное состояние, в котором они пребывают. Как отметила председатель Рескомитета АРК по охране культурного наследия Лариса Опанасюк, это хроническая нехватка денег на то, чтобы поддерживать их в достойном состоянии, исследовать, оформлять землю вокруг в качестве охранных зон.
Дубль два и больше
Этим летом много шума наделало заявление Скифо-Аланской общины Крыма, которая попросила посодействовать ей в установлении шефства над Неаполем Скифским, «аланским монастырем Чуфут-Кале» и несколькими другими объектами. Община пообещала «восстановить памятники» и… построить гостиницу для соотечественников, которые захотят быть поближе к истокам своей культуры. Впрочем, вскоре выступило другое национальное объединение — крымское республиканское общество осетин-алан «Алания», разъяснившее, что никто не пытается «забрать себе» памятники, что проявившая инициативу организация не представляет позицию осетин автономии. Беда Крыма в том, пояснил генеральный директор ГО «Всеукраинский информационно-культурный центр» Владислав Ермаков, что у многих культурно-национальных обществ существуют дублирующие структуры: по два и больше объединений, и им не всегда удается договориться относительно того или иного памятника.
На прошедшем на днях в Рескомитете АРК по охране культурного наследия «круглом столе» оживленная дискуссия вспыхнула, когда речь зашла о Чуфут-Кале — пещерном городе, который крымские караимы считают ценнейшим памятником своей культуры. Директор Бахчисарайского историко-культурного заповедника Валерий Науменко заявил, что готов работать со всеми национальными обществами, сообщил, что договор о сотрудничестве заключен с Федерацией караимов Крыма. Председатель ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар» Владимир Ормели проинформировал, что в федерации, которую он назвал искусственной организацией, нет… ни одного этнического караима, она создана группой экскурсоводов. При этом сами караимы, по его словам, лишены беспрепятственного доступа на Чуфут-Кале, возможности проводить там религиозные обряды, устраивать праздники, заботиться о территории.
Дают — бери?
По словам начальника отдела методики учета и охраны объектов культурного наследия Рескомитета АРК по охране культурного наследия Андрея Филатова, большая часть памятников архитектуры, имеющих отношение к разным народам, — это культовые сооружения. Их начали передавать религиозным общинам еще два десятка лет назад. «И если честно, ситуация не очень хорошая, — констатировал Андрей Филатов. — Многие памятники находятся в полуразрушенном состоянии, некоторые представляют собой руины, еще немного — и они перейдут в разряд памятников археологии, необходимы будут раскопки и восстановительные работы. Мы подсчитали: около 70 культовых сооружений имеют отношение к той или иной национальной группе, народу или конфессии. И только на 30 памятников заключены охранные договоры, еще 2 в состоянии подготовки».
Статус памятника, если речь идет о зданиях, дает возможность сохранить его, уберечь от перестройки. Но как этого добиться? Председатель правления крымского республиканского общества крымчаков «Кърымчахлар» Дора Пиркова рассказала, что в Симферополе сохранился молельный дом крымчаков, построенный в конце XIX века, это нынешний жилой дом на 4 квартиры на ул. Краснознаменной, 33. «Нас очень беспокоит, что ремонт, который делают жильцы, изменит вид здания, будет утрачена часть нашего культурного наследия, — пояснила она. — Мы хотели бы, чтобы зданию придали статус памятника, взяли бы его под охрану. Обращались в разные инстанции, но дело с места не сдвинулось». Андрей Филатов считает, что придание статуса памятника жилому дому принесет множество проблем как самим жильцам, так и людям, на которых ляжет ответственность за сохранение объекта. Хотя и в Симферополе, и в других городах есть жилые дома со статусом памятников. Действовать, по его мнению, необходимо начать с ходатайства в горисполком о переселении жильцов. Кстати, это может оказаться чрезвычайно сложным делом — скорее всего, квартиры в доме приватизированы. Но если крымчакам пойдут навстречу, то впереди процесс перевода жилых помещений в нежилые, дорогостоящая реставрация, поскольку внутри дом перестроен. Сможет ли это осилить община крымчаков?
Ловушка для общин
К сожалению, нередко национальные общества, требующие передать им тот или иной объект, попадают в своего рода ловушку. На его полноценное восстановление средств нет, а народные субботники с латанием дыр приносят больше вреда, чем пользы. Государство по закону не обязано выделять деньги на культовые объекты.
Как известно, в советское время культовые здания приспосабливали для самых разных нужд, и наследство того времени находится не в самом лучшем состоянии. «Возьмем хотя бы церковь в Нижней Ореанде, — привела пример начальник архитектурно-реставрационного отдела Рескомитета АРК по охране культурного наследия Алла Лазарева. — Ее использовали как склад, под фундамент постоянно стекали сточные воды, она находилась в очень плохом состоянии. А передали общине — и на нее свалились все заботы о церкви. В Феодосии передали общинам церкви — и объекты утрачивают историческую ценность, поскольку сиюминутный подход — «сейчас подремонтируем, а там посмотрим» — приведет к тому, что следующее поколение увидит не древнее наследие, а новострой».
Обычная ситуация, когда общины получают объекты и подписывают охранные договоры, даже не вчитываясь в них, — а проектировщики там прописывают проведение реставрационных мероприятий в течение 3 лет. По истечении этого срока за невыполнение взятых обязательств уже начинают штрафовать, и жалобы на то, что денег нет, никого не трогают. Один из возможных путей, подсказала Алла Лазарева, — оформление договоров пользования, тогда памятник остается в ведении государства и есть надежда на бюджетное финансирование.
Заместитель Федерации греков Крыма Мария Попандопуло озвучила еще одну сторону вопроса, связанную с памятниками, являющимися культовыми зданиями. «В Чернополье греческая община восстановила церковь чуть ли не от фундамента, привезла туда колокола, организовала музей греческой культуры, — рассказала она. — Теперь греков туда не допускают, крымская епархия диктует нам свои условия. Фактически греческий музей, не имея регистрации, около 10 лет работает по-черному, не отчисляя налогов, причем руководители музея никакого отношения к грекам не имеют. И такая ситуация по всему Крыму. Мы хотим беречь свои святыни, которые оставили наши предки, и непонятно, почему нам в этом препятствуют».
В Крыму оставили след множество народов, от некоторых мы унаследовали вполне материальное наследство. Удастся ли его сохранить и передать следующему поколению?
Наталья ЯКИМОВА
Источник: http://1k.com.ua