Об особенностях крымскотатарского политического мазохизма
Умные люди на то и зовутся так, что зачастую излагают вполне дельные мысли. Вот, например, на ошибках учатся или с кем поведешься от того и наберешься.
Не углубляясь в трущобы устного народного творчества, скажем лишь, что людей прозорливых «эффект граблей» способен в весьма краткие сроки обучить главному – смотреть под ноги и больше не вступать туда, куда не надо.
Но наше общество, к сожалению, еще и богато теми, кто получает какое-то извращенное удовольствие от боли из-за своих же ошибок. Вообще грустно, когда такие маниакальные наклонности характерны флагманам.
БЕЗ ДРУЗЕЙ МЕНЯ ЧУТЬ-ЧУТЬ…
С тех самых пор, когда крымскотатарское национальное движение стало развиваться на родине то бишь с начала 1990-х, было принято ключевое решение – взять себе в политические союзники по тем временам рейтинговую на территории всей страны партию «Народный Рух Украины». Было понятно почему и зачем.
Сказывалось единство постсоветских настроений, и там и тут были борцы против режима, кроме того эта была единственная политическая сила, которая жестом доброй воли включила в свою программу ключевое для крымских татар требование национальной автономии.
Но, как говорится, недолго счастье длилось. Шли годы, надежды коренного народа Крыма реализовать свои права таяли вместе с системным и бесповоротным разложением НРУ как сколько-нибудь эффективного политического игрока. Но хуже всего было не наблюдать как твоя большая политическая надежда тихо гибнет.
Нет, не это! А то, что, когда Рух цвел бурным цветом, крымские татары не дождались ничего кроме речей типа «Держитесь там, мы с вами».
Даже более того, руховцы, как могли, препятствовали хоть малейшей реализации прав крымских татар. Например, министры иностранных дел (каждый в свое время) Удовенко и Тарасюк всячески уклонялись от поддержки своих политических союзников. А последний из года в год пытался сорвать принятие Декларации ООН о правах коренных народов. А ведь в настоящее время это один из основных документов в международном праве, на котором могут основываться требования крымскотатарского народа.
Стоит отметить, что непреодолимое желание любой ценой являть собой составной элемент украинского политикума со стороны лидеров системы Курултай-Меджлис дальше – больше стало превращаться в театр абсурда.
Дошло до того, что такая некогда мощная политико-социальная сила как крымскотатарская нация, на общегосударственном уровне стала ассоциироваться с торгашом средней руки Мустафой Джемилевым, который за договорную цену готов подогнать голоса крымских татар кому надо.
Люди местами прагматичные скажут: «Ну, это же политика. Здесь правила диктуют бизоны, а всякой мелочи пузатой положен патронаж». Сказать бы ладно, пусть так, но покоя не дают два момента.
Момент первый: поисками политической крыши на общегосударственном или даже международном уровне хорошо заниматься, когда твоя собственная сила выглядит достойно и способна эффективно действовать. Этого в случае с Меджлисом явно не наблюдается.
Момент второй: как можно из раза в раз влезать в историю, от которой твой народ чувствует себя еще более ущемленным и униженным? Ведь, посудите сами, от всей этой истории любви Меджлиса и различных политических сил крымские татары, по большому счету, не выиграли ничего. Им только лишний раз давали понять, что весь народ используют, причем этому удовольствию всегда была своя цена.
ОРАНЖЕВЫЙ РУБИКОН
2004 год стал для крымских татар, в общем-то, как и для всей страны, переломным. Тогда все украинское общество разделилось на «оранжевых» и «бело-голубых». Одни ассоциировались с надеждами на прогрессивное демократическое будущее по западной модели. Другие – опирались на стабильность и задавали российский вектор. Драматические президентские выборы 2004 года оказались своего рада точкой бифуркации, от которой уже не было дороги назад.
Крымские татары абсолютным своим большинством оказались на стороне оппозиционного кандидата Виктора Ющенко. Это, наверно, был единственный случай в истории Украины, когда было не просто банальное волеизъявление, а выявлялась причастность к определенной идеологической платформе, которая в корне не воспринималась противоположной стороной.
Это была принципиальная битва двух сил на общегосударственном уровне. И можно себе было только представить, чего стоил этот выбор крымским татарам, которые вынуждены были действовать в окружении тотального большинства агрессивно настроенных сторонников Виктора Януковича.
Короче говоря, крымские татары внесли ощутимый вклад в победу оранжевого кандидата. Встречая новый 2005 год вместе с таким вымученным президентом все, кто приложил к этому усилия, надеялись, что теперь-то жизнь наладится, теперь-то заживем.
Но не судьба…
Страна довольно быстро осознала, что новоизбранный президент не стоил таких переживаний. А нашему народу не в первый и не в последний раз показали, кто они для политиков первого эшелона, то есть те, кого можно обмануть, использовать и бросить на произвол судьбы.
Так уже в мае 2005 года на первой встрече с членами Меджлиса Виктора Ющенко призвал крымских татар отказаться от доктрины построения национальной государственности в Крыму в рамках провозглашенной им политики «один народ, одна нация, один язык, одна вера».
Но даже этим президенту не удалось исчерпать кредит доверия лидеров Меджлиса. Так, они, в общем-то, поддержали назначение в качестве премьер-министра Крыма ставленника президента Анатолия Бурдюгова. По официальной версии «чтобы не портить отношений с главой государства». Не смутил лидеров нации и тот факт, что новоназначенный политик выступал за установку памятника Сталину в Ливадии.
В общем, председатель Совета Министров Крыма долго волынку тянуть не стал – сказал все как есть – приложит все усилия, чтобы ассимилировать крымских татар.
Тут же подтереть за «своего» взялся Р. Чубаров, мол, оговорился человек, с кем не бывает.
Недоразумения случаются со всеми, но в правдивость намерений крымского премьера верилось, хотя бы ввиду существования так называемой «доктрины Безсмертного», то есть концепции этнической и языковой ассимиляции крымских татар на государственном уровне. Ее автором выступил представитель Президента Украины в Верховной Раде Роман Безсмертный, который впоследствии стал и.о. вице-премьера по административной реформе и вошел в круг приближенных президента В. Ющенко.
Терпение у самого Мустафы Джемилева лопнуло летом 2009 года, когда после встречи с президентом В. Ющенко он дал газете «Первая Крымская» следующий комментарий: «Мы ничего и не ждали от этой встречи. Таких встреч было много, а поручения по их итогам не выполнялись».
Так же главу меджлиса удивила избирательная память президента по принятым им же политическим обязательствам. «Он (Ющенко) многое забыл и на встрече, и потом в интервью на телевидении говорил такие вещи, которые, мягко говоря, не совсем соответствуют действительности, — утверждал Джемилев. — Когда ему говорят, что одним из условий его поддержки на выборах была отмена вето на закон о восстановлении прав депортированных по национальному признаку, он вдруг заявляет, что никаких обещаний не давал. Хотя об этом была конкретная договоренность».
ЭТО МОИ ПРИНЦИПЫ! У МЕНЯ ЕСТЬ И ДРУГИЕ…
Под лозунгом «Достлар даима берабер!» («Друзья всегда вместе!») на очередных парламентских выборах лидеры Меджлиса загоняли крымских татар к избирательным урнам и призывали голосовать за пропрезидентскую «Нашу Украину».
То же самое было на внеочередных выборах 2007 года, тогда данная политическая партия преобразовалась в «Нашу Украину – Народную самооборону».
Но тут грянул 2009 год. Тогда, наверно, самой большой неожиданностью для крымских татар было то, что Рух вместе с флагманом нашей нации начал совершать поползновения в сторону иной политической силы. Вот так, после стольких лет прожитых душа в душу, в радости и в горе последовало решение разойтись. Отношения Руха и Нашей Украины зашли в тупик, они стали чужими друг другу.
Но, недолго переживая кризис в отношениях, Рух стал подыскивать подходящую замену. И таки быстро ее нашел. Ею оказалась политическая партия имени тогда еще премьер-министра – БЮТ.
Из прессы тех времен мы узнаем, что:
«Председатель Меджлиса крымскотатарского народа, народный депутат Украины от пропрезидентского блока «Наша Украина — Народная самооборона» Мустафа Джемилев считает, что президент Виктор Ющенко и его команда не оправдали надежд, которые крымские татары возлагали на них.
По его словам, Ющенко, которого крымскотатарский народ поддержал и на президентских, и на парламентских выборах, рассчитывая на демократические преобразования, не выполнил большинства обещаний, данных коренному народу Крыма» (ГК,
Хотя если разобраться, то по большому счету эту тенденцию можно было распознать еще к перевыборам 2007 года. Тогда из логики действий Виктора Ющенко вполне можно было сделать вывод, что президент и его политическая сила не в скором времени (или вообще когда-нибудь) проникнутся любовью и уважением к крымскотатарскому народу.
Но в то время лидерами нашего представительного органа было решено не нарушать политических договоренностей и идти на выборы с НУ-НС. Тогда, по крайней мере, был гарантирован один депутатский портфель, да и рейтинг пропрезидентской партии не был таким жалким.
Спокойно воспринять новость о том, что Меджлис подружился с Юлией Тимошенко, мешали еще и воспоминания прошлых лет, когда нас убеждали, что такой вариант для крымских татар чуть ли не смерти подобен.
Вспомним лишь некоторые булыжники в адрес Блока Юлии Тимошенко со стороны лидеров Меджлиса образца 2007 года:
— Негативное отношение БЮТ к основополагающим вопросам крымскотатарского национального движения, как-то восстановление государственности; возвращения топонимики, компенсации материального и морального ущерба и, наконец, о земле.
— Проанализировав поведение фракций БЮТ в городских и районных советах Крыма, когда решались земельные вопросы, было определено, что они голосуют за снос «незаконных» строений крымских татар.
— Пенсионная инициатива «Прозрачной власти» дала ничтожный результат
— Известное турне пана Велижанского в Узбекистан и его попытка временно подменить все тот же Пенсионный фонд Украины, получив доступ к пересылке государством пенсионных документов граждан, также закончилась безрезультатно.
— Они занимаются пиаром, «грязными технологиями». А это вряд ли можно назвать демократией, это нечто иное, скорей, объегоривание и одурманивание людей.
— Наши «друзья» из крымского БЮТ набирают себе «помощников» из числа тех, для кого собственные интересы выше народных.
— О том, что обещания БЮТ иллюзорны, свидетельствует и тот факт, что они публикуются только лишь в тех СМИ, которые распространяются большей частью среди крымских татар. Как видим, «старший брат» стыдится с ними знакомить некрымскотатарское население. Значит, такова цена этим обещаниям.
— Ни одного принятого закона, одни обещания в будущем. Единственный закон, который можно действительно связать с депортированными, за что проголосовал БЮТ в полном составе, обеспечив конституционное большинство – это закон об ужесточении наказаний за «самозахваты» (ГК,
Хотя букет обвинений в сторону НУ можно было еще многим ранее собрать побогаче.
Но самое главное заключалось в утверждении, что все крымские татары, которые выступали за БЮТ в 2007 году, рассматривались как раскольники, занимающиеся подрывной деятельностью и, угрожающие единству крымскотатарского народа.
Однако, в 2010 году Меджлис призвал голосовать во втором туре президентских выборов за Юлию Тимошенко, даже учитывая факты демонстративно наглого отношения к крымским татарам.
Вспомнить хотя бы 100-дневный земельный пикет крымских татар в Киеве под стенами Кабмина Тимошенко. Ни разу за 100 дней Юлия Владимировна не удосужилась выйти и выслушать требования крымскотатарских активистов. Даже на работу все эти 100 дней заезжала через черный ход, в обход пикетчиков.
Более того, в ночь с 29 на 30 июля 2009 года (на 80-е сутки акции протеста) было совершено нападение на пикет крымских татар перед Кабинетом Министров Украины. Около 30 молодчиков с армейской стрижкой окружили спящих участников акции, скрутили им руки и устроили погром пикета. Были разломаны плакаты и транспаранты, разбросано и похищено имущество пикетчиков.
Или помянуть действия министра внутренних дел кабинета министров Юлии Тимошенко Юрия Луценко, который грезил мечтой освободить полуостров от самозахватов.
Так, в частности в своем письме, которое датировано 18 июля 2008 года, министр Ю. Луценко информирует премьер-министра Ю. Тимошенко, о намерении «выселить людей из незаконно занятых земельных участков в с. Мирное и с. Чистенькая Симферопольского района».
Именно в бытность Луценко во главе правоохранительных органов случились в Крыму погромы крымских татар на Балаклавской и Ай-Петри — с использованием спецназовцев и бронетехники. А сразу после этих погромов Луценко же организовал масштабные показательные учения спецназа в Крыму — для пущего устрашения «самозахватчиков».
И вот учитывая все это, Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров все равно призвали крымских татар в 2010 году голосовать за Ю. Тимошенко.
Но она, как известно, выборы, хотя и не без боя, но, проиграла. На сегодняшний день бывший премьер-министр и кандидат в президенты носит статус самой популярной заключенной Украины. Такая же участь постигла бывшего министра МВД.
С ТАКИМИ СОРАТНИКАМИ И ВРАГОВ НЕ НАДО
Как мы уже все поняли, каждые выборы будь-то парламентские или президентские ставят перед лидерами Меджлиса нехилую дилемму – с кем бы так пойти, чтоб нас, любимых, не обидели.
Перед последними парламентскими выборами 2012 года сторговаться удалось с Объединенной оппозицией во главе с Арсением Яценюком. Несмотря на то, что М. Джемилев перед торгами озвучил свою цену – два депутатских мандата, пробить удалось лишь один. Хотя на тот момент он, наверно, и этому был рад.
Интересно, что с каждым новым волеизъявлением лидеры Меджлиса все меньше и меньше утруждают себя объяснениями причин и необходимости именно такого выбора политических соратников. А на этот раз вообще не парились! Перстом было указано направление, вот, мол, все туда. И всё!
Еще более странной ситуацию сделала вся та суета, связанная с законом «О принципах государственной языковой политики», против которого категорически выступили соратники М. Джемилева. То есть, по сути, они решительно не желают полноправного развития и использования крымскотатарского языка в том числе.
Как-то не по себе делается, если оглянуться на тех, кто входит сегодня в одну коалицию с лидером крымскотатарского Меджлиса.
Речь идет, например, о Всеукраинском объединении «Свобода». Известны более чем своеобразные заявления лидера этой силы о необходимости расчленения и переименования Крыма. А говорить об ультраправых принципах, на которых стоит «Свобода» вообще не приходится.
В этом контексте стоит вспомнить нашумевший видеоролик 2008 года, на котором нынешний босс М. Джемилева Арсений Яценюк весьма убедительно утверждает, что крымских татар нужно поставить на место!
Вот что сказал 30 января 2008 г. Арсений Яценюк, тогда еще спикер Верховной Рады Украины, в Симферополе — на встрече с руководством парламента Крыма и сельскими, поселковыми и городскими головами Крыма:
— А теперь я скажу свою позицию по крымским татарам. А они чем отличаются от русских? А чем от украинцев отличаются? А чем они отличаются от болгар, от немцев, от всех, кто были переселены?
Ну и что, что они мусульмане? Они такие же самые люди. А что это означает?
Это означает, что они не имеют права просто так прийти и забрать чужое, чью-то землю. Ну, нет у них такого права.
Это означает, что если они это делают, это означает, что они нарушают чужое право. А если они нарушают чужое право — то они должны быть за это наказаны. Это относится ко всем — и к русскому, и к татарину. И к украинцу в том числе.
Я понимаю, чем это может закончиться. Вот то, про что вы сказали, может разогреть ситуацию по фактическому проявлению терроризма в Украине, чего ранее не было.
И тут эта политика — или мы поставим всех на место, очень жестко… Я вам скажу, что в этой постановке — жесткой постановке на место — в Крыму будут сложные вещи. Я не буду углубляться в чем.
Но это не пройдет просто так, через политический диалог, через обнимание. Или власть покажет, что здесь есть центральная украинская власть… Она это будет показывать вместе со строительством новых дорог, со строительством новой канализации, но и с установлением законности и правопорядка в Крыму.
Или Крым потихоньку отойдет не только к России — потому что вы сейчас говорите только про Россию — но вы забыли про Турцию!
Купите карту Турции, и вы увидите, что Крым обозначен тем же самым цветом, как и вся Турция — до сегодняшнего дня! Такие карты есть.
Ссылка на видео — http://milli-firka.org/content/DBAGCGAC
И вот зная отношение лидера Объединенной оппозиции к своему народу, лидер Меджлиса осознано входит в его политическую партию и призывает всех крымских татар отдать голоса… выходит за то, чтобы нас на нашей родине поставили на место!
Стоит еще вспомнить, что А. Яценюк занимал должность министра иностранных дел, когда Украина воздержалась от голосования по Декларации прав коренных народов. Объяснение было гениальным – наша страна еще к этому не готова.
То есть по логике А. Яценюка, в НАТО вступить Украина готова, стать членом ЕС еще как готова, а вот признать права коренных народов – нет.
ЗАЧЕМ КОЗЛУ БАЯН
История взаимоотношений Меджлиса с украинскими властями насчитывает уже два десятилетия. Полтора десятка лет мы имели одного, а временами и двух «лидеров» нации в нескольких созывах Верховной Рады.
Но что полезного нация получила? Какого реального результата они добились в результате всех торгов, унижений и предательства?
Крымскотатарский народ не получил ничего!
Ну а самих депутатов, конечно, греют зарплаты, привилегии и что там еще полагается? Им, видимо, есть за что бороться. Но нам-то что от этого?
Совершенно очевидно, что сегодня в среде большого украинского политикума у нас нет и не может быть верных союзников. И уж тем более интересы политических партнеров не могут быть выше интересов крымских татар.
Давно пришло время прекратить откровенное издевательство над достоинством нашего народа и не следовать призывам тех, с чьей поддержки нас из раза в раз втаптывают не пойми во что — но всегда с дурным запахом.
Улькер АМЗАЕВ