Кому неуютно в Старом городе Симферополя?

Post navigation

Кому неуютно в Старом городе Симферополя?

Кому неуютно в Старом городе Симферополя?Мы уже писали о многочисленных инвестиционных проектах, которые разработали в Крыму и Севастополе российские власти, пришедшие туда в 2014 году. Среди них есть немало весьма целесообразных, но есть и откровенно спорные.

Цветной интернационал

Среди них просто нельзя не выделить наиболее скандальный и вряд ли чем-то полезный – это «реновация», а точнее говоря, если внимательно читать сам план, снос Старого города в Симферополе. Несмотря на то, что за последнее время, и этого нельзя не признать, Старый город превратился в рассадник криминала и наркотиков, имеющий жутковатый вид.

Но с архитектурной, да и просто с бытовой точки зрения – это, бесспорно, историческое наследие. Прежние украинские власти старым Симферополем вообще не занимались, делая вид, что проблемы не существует, российские же хотят решить все проблемы при помощи экскаваторов.

Старый город Симферополя – исторический центр средневекового Акъмесджита, развитие которого уже после присоединения Крыма к России Екатериной II привело к формированию Симферополя. Он делится на три части: Нижний, Верхний и так называемый Шанхай.

Старый город (Ашагъы Эски Шеэр) – это ближе к центру города, улице Караимской, там большая часть памятников истории столицы Крыма. Верхний Старый город (Юкъары Эски Шеэр) находится ближе к Петровским скалам и Петровской балке; а пресловутый Шанхай (Цыганская слобода, Чингене Мааллеси) – это фактически всего два квартала Нижнего Старого города.

Там находится главная соборная мечеть Симферополя Кебир-Джами, весьма эффектный доходный дом, караимская кенасса, ряд мечетей, менее известных, чем соборная Кебир-Джами, дом святителя Луки (хирурга Войно-Ясенецкого, единственного священнослужителя, получившего Сталинскую премию – естественно, не за богословие, а за фундаментальный труд по гнойной хирургии), Цыганская мечеть, синагоги, Греческие торговые ряды.

Это совсем неполный список, но он отражает многонациональность района (как и всего Симферополя), о которой пелось в приблатнённой песне нэповской, видимо, эпохи. В ней, до сих пор иногда исполняемой на свадьбах музыкантами, были и слова о Старом городе с неполиткорректными этническими определениями: «Здесь живут татары, греки, украинцы и разные чучмеки, и кацапов тоже до…».

Ну какая же, естественно, политкорректность у районовского хулиганья. В годы, к которым относится песня, подобная по тем временам безобидная подача информации о многонациональном его составе не имела какого-либо босяцкого подтекста.

Разве за исключением того, что одна из частей района – «Шанхай», она же «Цыганская слобода», «Чингене Мааллеси» на крымскотатарском, была заселена практически исключительно крымскими цыганами и так называемыми гурбетами.

Отбросы и элита

Но после войны и волны репрессий и выселений многонациональность сыграла с районом злую шутку. Он опустел на долгое время. Переселенцев размещали где угодно, только не там: после передачи Крыма Украинской ССР в Симферополе началось крупномасштабное жилищное строительство, для статистики там же надо было кого-то размещать, да и хрущёвки были более предпочтительны, чем лишенные канализации дома в Старом городе.
Именно там и селились отбросы общества. По мере возвращения крымских татар на Родину и иных депортированных национальностей, жилье им нередко давали именно в Старом городе, кто-то и сам его покупал, потому что ничего другого купить в Симферополе не мог. Потому заселялись туда исключительно социальные низы, у которых не было возможности на что-либо другое.

Часть жилья вообще находится до сих пор в собственности меджлиса. Ну а те, кто там живут, бесправны и получили свои углы в домах с общим двором и не менее общим бревенчатым сортиром посреди него. Что с таким жильём делать дальше, российская администрация решить не может, а скорее – не хочет.

В результате сложилось то, что сложилось: район в двух шагах от Советской площади и проспекта Кирова, то есть в центре города, куда с наступлением темноты лучше не соваться, если ты не местный или не знаешь там кого-либо. Даже инспекторши из «Крымэнерго» днём (не то что ночью) не ходят туда с проверками без сопровождения или полицейских, или просто крепких мужиков.

Разбитые, неизвестно сколько лет не ремонтированные дороги, трамвайные рельсы, которые забыли убрать с 1970 года, когда был ликвидирован симферопольский трамвай. Тут же свисающие со столбов пучки телефонных проводов (кому-то ещё городские телефоны нужны), сборища молодчиков на корточках у заборов – всё это современный Эски Шеэр.

Прости, прощай, Эски Шеэр

Если, предположим, снести только аварийные дома (а там таких минимум четверть), а большая часть этих хибар была построена до выселения из Крыма неугодных Сталину народов. Как раз они и определяют исторический облик того Симферополя, который был когда-то.

Уничтожение этих малоценных с риэлтерской точки зрения домов с сортиром в общем дворе, спрямление и расширение узких извилистых улочек средиземноморского стиля только приведёт к исчезновению крымского колорита ещё в одном уголке полуострова.

Лучше бы уж оставили как есть – с обгаженными дальняками, ассенизационными машинами, выкачивающими фекалии из «поганых ям», раздолбанным асфальтом. Но дали бы людям другое: финансирование на ремонт своих жилищ, не подразумевающий отклонения от регионального стиля.

И пусть там внутри хоть апартаменты американского миллиардера будут – а внешне сохраните всё. По поводу социального состава Старого города – тут уж полиция пусть разбирается. Но, вероятно, и она работает плохо.

Это самое последнее дело – ради инвестиций из центра гробить свою историю, кусать за грудь мать, которая тебя кормит. Но из симферопольского политикума, видимо, это скорее крайнее, чем последнее. Когда и что будет последним – пока неизвестно. А в чём разница между крайним и последним – спросите у любого служившего человека.

Роман Мамчиц, Михаил Викентьев

Источник: https://topwar.ru/224332-komu-to-ochen-neujutno-v-starom-simferopole.html

Похожие материалы

Ретроспектива дня