Еще с перестроечных времен, периода провозглашения и становления такой горячо желаемой независимости Украины, крымские татары дали четко понять — мы тоже в игре, то есть активнейшим образом хотим и будем влиять на важные государственные процессы, ну, по меньшей мере, на те, которые непосредственно касаются возвращающегося и обустраивающегося народа.
Та эпоха, конечно, была по-своему особенной — на фоне гибели мощной страны, дерибана госимущества, рождения первых валютных миллионеров, рэкетирства и стремительного обнищания простого люда, все же в политической плоскости царствовали настроения романтизма.
В те лихие времена обозначился четкий водораздел: все советское и коммунистическое — это безобразное и бессовестное зло, а все остальное — добро, но лишь в той мере, в какой оно отстраняется от всего советского и коммунистического.
Знающих жизнь не нужно переубеждать в общеизвестном: ничто так не может объединять, как общий враг. И вот сложилась дружба украинских правых и Меджлиса.
Нынче словам уже никто не верит
Патологическая тяга к союзам с украинскими национально ориентированными силами на первых порах объяснялась общей надеждой на то, что, мол, вот сгинет вся партноменклатура, канет в Лету коммунизм и всем станет хорошо.
До поры до времени решительное нежелание светлого будущего приближаться методично объяснялось явным и закамуфлированным присутствием коммунистического духа и врагов украинской государственности во власти. Проверить всю державную вертикаль на наличие призраков представлялось задачей сложной, поэтому, чтобы не напрягаться, проще было просто верить.
Задачу кардинально упростил новый 2005 год, когда народ получил «прогрессивного президента европейского образца». В муках избранный глава государства представлял собой просто-таки живой венец, кульминацию тернистого пути становления принципов демократии в отдельно взятой стране.
Казалось бы, вот вам и карты в руки — созидайте, но оказалось, что говорить — не работать. Делить власть уже между собой, впустую декларировать демократические принципы и водить хороводы вокруг всего национального, конечно, для себя доходнее, нежели реально заниматься делами, в том числе хозяйственными.
Нашему народу, что, наверное, естественно, тоже свойственно верить в «хороший подарок в красивой упаковке».
Тогда, в мятежном 2004 году, крымские татары с воодушевлением поддержали «народного кандидата в президенты», с искренней надеждой на то, что он-то свой парень, он-то возьмет и все наши проблемы порешает: будет и закон, и земля, и порядок.
Но президентство Виктора Ющенко как-то огорчило, в том числе убедительным нежеланием решить вопрос с земельными полянами протеста, упрямым молчанием парламента касательно закона о реабилитации и требованием от самого главы отказаться от доктрины создания национальной государственности.
Вот так одному президенту за одну каденцию удалось истребить у народа веру в просто слова.
Этнократы и их бизнес-интересы
Политические союзы то с одними, то с другими в целом для крымскотатарского народа ничем существенным не обернулись, но зато с их помощью и благодаря, конечно, соответствующим стараниям руководителей национальных структур четко оформилась крымскотатарская версия этнократии.
«Дружить» с выгодой для себя, как известно, тоже надо уметь. Этого-то таланта им точно не занимать. Вспомнить хотя бы щедрый поток наград эпохи оранжевой власти или бурный цвет коррупции, «неэффективного расходования», а по сути хищений средств на так называемых народных постах. Было время — шиковали!
Характерной особенностью местных этнократов является слабость к деньгам и всяким проявлениям почета. В связи с этим была разработана и введена в действие «круговая порука», когда люди, которые пробились в богачи или в чиновники, должны были осуществлять соответствующие подношения. Если удавалось финансово ублажить этнократов, то считай ты на коне — быть тебе их любимцем и верным сыном своего народа. Коль нет, то вот вам еще один маргинал и отступник.
Но люди, которые привыкли зарабатывать своим трудом, предпочитают опираться на реальную власть, а не на демагогов. Поэтому крымскотатарские финансовые элиты стали присматриваться к правилам игры, которые предлагает ныне властвующая политическая сила.
Более рационально к вопросу выбора политических союзников стал относиться не только бизнес, но и различные общественно-политические силы и даже сам народ. Оно и не странно, ведь одно сделанное дело дороже тысячи сказанных слов.
Можно по-разному относиться к Партии регионов, но в одном ей нельзя отказать — в умении учиться на чужих ошибках. После тех глупостей, которых нагородила оранжевая власть, нынешняя политика, вопреки ожиданиям, выглядит эффективнее и конструктивнее.
Это отчетливо видно на примере логики решения земельной проблемы или в политической воли Партии регионов, благодаря которой площади в исторической части Белогорска (Карасубазара) сейчас присвоено имя Абдурешида Медиева.
Понятно одно, после полученного жизненного опыта в текущей ситуации крымскотатарские общественно-политические силы, впрочем, как и обычные люди, предпочтут подать руку тем, кто в состоянии делать реальную работу.
Интрига нового Курултая
В первой половине этого года со всякого рода странностями, сложностями, скандалами и нарушениями, в общем, удалось собрать новый созыв Курултая, который скоро начнет свою работу.
Общеизвестно, что в той системе, о которой мы говорим, доминирующим является личное мнение М. Джемилева, который является депутатом от оппозиционной коалиции. От той самой, где депутаты-«свободовцы» выступают за ликвидацию Автономной Республики Крым, за переименование самого топонима, потому что он якобы слишком крымскотатарский.
Помимо этого, в недрах той самой оппозиции вызревает законопроект о признании геноцида армян в Турции. Данный вопрос, как известно, является крайне болезненным для официальной Анкары и для всего турецкого народа. Если законопроект будет принят, то, как заявил сам М. Джемилев, он оставит ряды этой политической силы.
Опираясь на опыт прошлых лет, нельзя с уверенностью сказать, что вот на этот раз М. Джемилев точно уйдет, хотя вероятность как никогда велика.
Но, если он все-таки не будет баллотироваться на пост председателя Меджлиса, будет весьма любопытно наблюдать за политикой Курултая, ведь, учитывая плотность представителей бизнеса на квадратный метр зрительного зала Крымскотатарского театра, можно предположить смену принципов декларируемой политики.
Эльвина СЕИТОВА
Газета «Голос Крыма»
№ 30 (1020) от 26.07.2013 г.