Кровавый след убийства Норика Ширина оборвался в Ташкенте?

Post navigation

Кровавый след убийства Норика Ширина оборвался в Ташкенте?

В конце мая на главном телеканале «Узбекистан» вне сетки вещания и без какой-либо предварительной аннотации была показана первая часть документального фильма о группе экстремистов, виновных в убийствах и покушениях на религиозных деятелей и высокопоставленного офицера МВД летом 2009 года в Ташкенте.

На следующий день последовала вторая часть. Названия фильм не имел и вскоре появился в Интернете под условным названием «Хунрезлик» («Резня, кровопролитие». — Прим. ред.). Его демонстрация стала первой официальной информацией об этих громких преступлениях с сентября 2009 года.

«По совершенным убийствам были организованы оперативно-розыскные мероприятия. Предварительно была получена оперативная информация о том, что на территории Узбекистана действует экстремистская группа, возглавляемая неизвестной личностью по имени Умар. Позже по фотографии было установлено, что этой личностью был находящийся в розыске за участие в террористических действиях 16 февраля 1999 года (в тот день в разных частях Ташкента взорвались шесть взрывных устройств, в результате погибли 16 и были ранены более 100 человек; власти возложили ответственность за теракты на ИДУ и международные террористические организации. — Прим. ред.), прошедший террористическую подготовку в Чечне и Дагестане и сбежавший из Украины Махмудов Шавкат», — говорится в фильме.

Напомним, что летом 2009 года в Ташкенте произошла серия убийств и нападений на известных религиозных деятелей. 16 июля возле подъезда своего дома семью ударами ножа был убит 37-летний заместитель директора медресе «Кукельдаш» по вопросам просвещения Аброр Аброров. Через две недели, 31 июля, нападение было совершено на главного имам-хатиба Ташкента, известного религиозного деятеля Анвара-кори Турсунова (кори — читающий Коран по памяти, знающий его наизусть. — Прим. ред.), которого многие считали наиболее вероятным преемником главного муфтия Узбекистана. Трое неизвестных вызвали его из дома, а затем девять раз пырнули ножом. Имам находился в коме пять дней, однако четвертого августа пришел в себя и медленно пошел на поправку. Сторонники Анвара-кори сразу высказали мнение, что нападение на него, по всей вероятности, было вызвано его резкой критикой исламских радикалов, прежде всего членов «Хизб ут-Тахрир» и экстремистов, выступающих за построение исламского государства. Через несколько дней после нападения на Турсунова, 9 августа, в Ташкенте в своей квартире пятью выстрелами в упор был застрелен заместитель начальника главного управления уголовного розыска и борьбы с терроризмом МВД Узбекистана полковник Хасан Асадов, занимавшийся расследованием нападений на религиозных деятелей. Стало очевидно, что все убийства — звенья одной цепи, дело рук одной организации.

А вскоре после этого произошел целый ряд вооруженных столкновений в Ташкенте и Ташкентской области. Первым инцидентом такого рода стала перестрелка в старогородской части Ташкента, в районе Кукча-Дарбаза, состоявшаяся 29 августа. В одной из квартир двухэтажного дома оказались блокированы несколько вооруженных людей — Шавкат и Шухрат Махмудовы (в фильме фамилия сына почему-то называется Дильшадов). Они яростно отстреливались от силовиков, в результате чего среди последних были раненые, а возможно, и убитые. Район боевых действий был окружен спецназом и бронетехникой. Махмудовы были уничтожены после того, как, пытаясь прорваться, они, будучи уже ранеными, выпрыгнули в окно со второго этажа и попали под огонь военных. Во время этой спецоперации от пуль спецназовцев погибла и хозяйка квартиры, в которой, по версии силовиков, укрывались экстремисты, — 50-летняя Динора Иногамова.

3 сентября Генеральная прокуратура Узбекистана сделала заявление о ликвидации группы террористов, совершивших в Ташкенте ряд убийств и покушений на граждан республики: «Была установлена организованная преступная группа, причастная к этим преступлениям, получены данные о том, что бандиты прошли боевую подготовку в зарубежных террористических центрах. В ходе спецоперации было уничтожено три террориста, в том числе находившийся ранее в розыске лидер этой группы Махмудов Шавкат Дильшатович. Задержаны и другие члены террористической группы, которые дают признательные показания».

Отметим, что 45-летний уроженец Ташкента Шавкат Махмудов был объявлен в розыск Главным управлением уголовного розыска и борьбы с терроризмом МВД Узбекистана еще в мае 2003 года по подозрению в причастности к терактам 16 февраля 1999 года в Ташкенте. Кем был третий уничтоженный террорист, Генпрокуратура не сообщила, как и о том, где и при каких обстоятельствах он был убит. Впоследствии это дало повод говорить, что, возможно, силовики пытаются выдать за третьего террориста застреленную ими во время спецоперации хозяйку квартиры №3 Динору Иногамову. Кстати, в фильме есть примечательный эпизод: тот самый дом на Кукче — на пороге лежит чье-то окровавленное тело (то ли третьего террориста, то ли Диноры Иногамовой).

Вскоре стало известно о других вооруженных инцидентах. В начале сентября спецназовцы попытались захватить трех вооруженных людей в дачном поселке Каранкуль в горах Ташкентской области, однако тем удалось убежать, и, захватив попутную машину, скрыться в Ташкенте. На следующее утро в кафе «Зайтун» возле «центра Луначарского» в Ташкенте один или двое людей, сбежавших из Каранкуля, обстреляли наряд милиции. Далее один из нападавших захватил машину и попытался скрыться, но на перекрестке Софийского проспекта и улицы Сагбан был настигнут и уничтожен. По некоторым данным, это был Даврон Исманходжаев. В узбекских СМИ никаких данных об этих инцидентах не приводилось, и информацию о них пришлось собирать буквально по крупицам.

За нападениями на религиозных деятелей последовали массовые аресты подозреваемых. Уже в конце августа оппозиционный сайт «Харакат» сообщал, что по подозрению к покушению на Анвара-кори Турсунова задержано 16 торговцев стройматериалами с Паркентского рынка столицы, и что, по данным из окружения имама-хатиба, силовики считают арестованных торговцев членами радикальной религиозно-экстремистской группировки «Джихад». Тогда же стало известно, что многие из торговцев с Паркентского рынка, опасаясь ареста, ударились в бега.

Через несколько дней после нашумевшей перестрелки на Кукче, в начале сентября, практически все общественные места Ташкента оказались заклеены розыскными ориентировками «особой важности», содержащими изображения, в общей сложности, 33-х человек и снабженными припиской о том, что их разыскивают за совершение особо тяжких преступлений и что при их задержании необходимо соблюдать меры повышенной безопасности, поскольку «преступники вооружены огнестрельным оружием». В неофициальном порядке сотрудники милиции утверждали, что многие из разыскиваемых — торговцы с Паркентского рынка. Среди ориентировок были и фотографии убитых на Кукче отца и сына Махмудовых, что говорило о том, что эти листки печатались еще до их ликвидации, очевидно, в августе.

С учетом того, что за несколько месяцев до всего этого, 26 мая 2009 года, произошло нападение на здание МВД-СНБ в Ханабаде и в тот же день два террориста-смертника подорвали себя в Андижане, за что взяла на себя ответственность близкая к Аль-Каиде группировка «Исламский джихад», в 2002 году отколовшаяся от ИДУ и базирующаяся в Северном Вазиристане (именно ее члены готовили теракты в Ташкенте в 2004 году, атаковав сотрудников милиции и ГАИ, а также здания Генпрокуратуры и посольств США и Израиля), возник вопрос об отношении ташкентских «джихадистов» к «исламским джихадистам» в Андижанской области и их руководителям в Пакистане. Однако никакой информации об этом власти не предоставляли, и никаких параллелей между событиями в Ташкенте и терактами в Андижанской области они ни тогда, ни позже не проводили.

В последующие месяцы скупая информация поступала только из сообщений правозащитников, периодически извещавших, что в Ташкентской, Джизакской и Сырдарьинской областях идут закрытые процессы над группами лиц, обвиняемых в причастности к нападениям на религиозных деятелей и принадлежности к группировке «джихадистов». Как правило, сообщения сопровождались стандартными формулировками, что доказательств вины подсудимых суду предоставлено не было. Обвиняемые заявляли, что признания были получены под пытками и так далее, сами же власти, как и обычно, происходящее никак не комментировали. Эта серия процессов была самой крупной после Андижанских событий 2005 года: в общей сложности количество подсудимых составило от одной до двух сотен, однако местными СМИ они не освещались, все суды проходили без огласки и в закрытом режиме, а адвокаты назначались государственные (то есть фактически подсудимые были лишены права на защиту).

Так вот, после сделанного в сентябре заявления Генпрокуратуры о перестрелке на Кукче представители официальных властей как будто набрали в рот воды и молчали ровно восемь месяцев — вплоть до появления вот этого самого фильма, тотчас же вывалившего на зрителей целую массу новых фактов и утверждений. Снят он, очевидно, по заказу Службы национальной безопасности (СНБ) — в нем использованы закрытые материалы и напрочь отсутствуют титры с именами создателей. Несмотря на то, что стилистически он слеплен по лекалам тупой каримовской пропаганды и переполнен типичными для нее фразами вроде «созданные в стране благоприятные возможности для предпринимателей», «светлые дни», «успехи Узбекистана» и так далее, в то же время в нем содержится очень много интересного, если, так сказать, отделять зерна от плевел. Итак, какие новые факты в нем озвучиваются, к чему он подводит?

Общий смысл фильма таков. Убитый на Кукче Шавкат Махмудов, проживая в Чимкенте, при поддержке казахстанских спецслужб (об этом говорится не открыто, а намеками), а также находящегося в Швеции имама Обидхона Назарова (имама ташкентской мечети «Тохтабойвачча», который в середине 1990-х считался одним из вероятных кандидатов на пост муфтия; в 1996 году попал в опалу, затем бежал в Казахстан, долгие годы числился пропавшим без вести; в 2005 году получил политическое убежище в Швеции. — Прим. ред.) создал религиозно-экстремистскую группу «джихадистов», которые «с целью сенсации и пробуждения ужаса в Узбекистане» приступили к уничтожению известных религиозных деятелей, стоящих на стороне государства. Мотивацию террористов авторы фильма объясняют так: «Основной преградой для таких призывников (в данном случае: молодых людей, после особой обработки становящихся религиозными фанатиками. — Прим. ред.) являются наши имамы, обладающие религиозными знаниями, которые, исходя из основ ислама, доказывают ошибочность идей религиозно-экстремистских групп, таких как Хизб ут-Тахрир, «джихадисты» и другие. …С такими имамами у них нет ни знаний, ни просвещения, ни силы и возможностей вступить в научный спор. Когда они поняли, что их идеи и научные диспуты не дают никаких результатов, то, взяв в руки оружие, …приступили к физическому «спору», к физическому «обсуждению», даже к такому большому греху, как покушение на чужую жизнь, к покрытию своих рук чужой кровью».

В фильме впервые рассказывается, кто и как совершал убийства и покушения на жизнь духовных лиц. Об убийстве Аброра Абророва говорится вскользь, но о покушении на Анвара-кори Турсунова достаточно подробно. По данным авторов фильма, спустя две недели после первого убийства преступники подъехали к дому имама-хатиба на автомобиле «Матиз» и под предлогом приглашения его в гости вызвали наружу. В кадре появляется подсудимый Ильхом Джураев, который рассказывает о том, что он поздоровался с Анваром-кори и обменялся с ним несколькими словами, а затем напал на него: «Абдурасулов Одил в это время набросился ему на шею, я вытащил нож и шесть-семь раз, пять-шесть раз ударил ножом в область его живота. Потом он прикрыл обеими руками, нож был наточен с двух сторон, и поэтому порезал и области его рук. Начала сочиться кровь, кровь брызгала фонтаном…».

Оказалось, что преступниками была предпринята и попытка убить главного имама Кашкадарьинской области Узбекистана Исмаила Райхонова, однако она не удалась. Исмаил Райхонов, очевидно, уже слышавший о нападениях на других религиозных деятелей, держался настороже, и когда к его машине стали подбегать неизвестные, велел сидевшему за рулем сыну давить на газ, машина рванулась и уехала, нападавшие стреляли им вслед, но не попали.

Следующей жертвой стал сотрудник МВД подполковник Хасан Асадов. О том, как преступники узнали, что он ведет следствие, а также о том, где он живет, в фильме не говорится. Чтобы убить его, Шавкат Махмудов специально нанял киллера в Казахстане. Им оказался некто Дулат Абдураимов по кличке «Дима». Махмудов вручил убийцам два пистолета «Макаров»: один «Диме», второй — своему сыну Шухрату Дильшадову и поручил им расстрелять Хасана Асадова. Вечером 8 августа наемный убийца Дулат Абдураимов, сын Шавката Махмудова Шухрат и Мухтар Мухтаров возле дома Хасана Асадова начинают ждать его возвращения с работы. После его возвращения один из них (в фильме не говорится, кто именно, но, вероятно, «Дима») забежал к нему домой и начал стрелять. «После двух или трех выстрелов я начала кричать, — рассказывает жена убитого. — Потом я начала прикрывать его, тот нагнулся и, прицелившись, выстрелил ему в сердце…».

После рассказа об этих преступлениях диктор резюмировал: «Таким образом, внесена ясность в то, что убийства Аброра Абророва и Хасана Асадова и покушение на Анвара-кори Турсунова и Исмаила Райхонова организовала и осуществила преступная группа, возглавляемая Шавкатом Махмудовым».

Про самого Шавката Махмудова сообщается, что он некоторое время жил на Украине, в Крыму, где создал джамоат (религиозное объединение, община. — Прим. ред.), затем совершил ряд преступлений и разыскивался украинским Интерполом за грабеж и убийство предпринимателей, в частности — за убийство лидера движения молодежи крымских татар Ширина Норика Ришатовича и покушение на семью Огарковых. В 2007 году он сбежал из Украины и в поисках укрытия обратился за помощью к Обиду Назарову, который в начале 2008 года направил Шавката Махмудова на юг Казахстана, в Чимкент, и поручил ему ведение подпольной работы среди населения города Ташкента и Ташкентской области по созданию сети джихадистских джамоатов. Перечисляется ряд единомышленников Шавката Махмудова, многие из которых присутствовали на розыскных ориентировках в Ташкенте. В частности, Даврон Исманходжаев называется его идейным соратником, помогавшим ему обрабатывать остальных.

В фильме ничего не говорится о взаимосвязи «джихадистов», действующих в Ташкенте, с теми, что совершали нападения и теракты в Андижанской области. Однако во второй части фильма называется их идейный вдохновитель, будто бы давший фетву (компетентный ответ религиозного авторитета, религиозное одобрение, призыв) на убийства религиозных деятелей, — это живущий в Швеции имам Обид-кори Назаров. Прямых доказательств этого не приводится, звучат только устные утверждения, когда тот или иной подсудимый перед камерой произносит что-то вроде: «Да, Шавкат Махмудов сказал, что фетву на это дал Обид-кори Назаров». Сам Обид-кори в интервью радио «Озодлик» немедленно открестился от знакомства с Шавкатом Махмудовым, и заявил, что он ко всему этому не причастен.

Подводя итоги, можно сказать, что из содержания фильма следует то, что данная конкретная группировка разгромлена, убийства и покушения раскрыты, арестованы и отправлены за решетку более сотни человек (точное их число и степень причастности к этому неизвестны), непосредственным идейным вдохновителем «джихадистов» называется Обид-кори Назаров, а косвенными покровителями — спецслужбы Казахстана. В свою очередь, проживающий в Швеции Обидхон Назаров отрицает свою причастность к этим преступлениям, не верит в существование «джихадистов» и отказывается от знакомства с Шавкатом Махмудовым. Таково основное содержание фильма и реакция на него одного из его главных героев.

Алексей ВОЛОСЕВИЧ

www.ferghana.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня