Крупные селевые потоки (сели) в Крыму случаются довольно редко, примерно раз в 100 лет, но они случаются. Сели наносят огромный ущерб хозяйству, уничтожая и разрушая всё на своём пути: виноградники, сады, дома, дороги и т.д. Иногда это стихийное бедствие сопровождается и человеческими жертвами. Последний такой мощный селевой поток произошёл в Крыму летом 2021 года в Ялте, натворив немало бед, к сожалению, не обошлось и без погибших. Случаи схода селей происходили и в других горных районах Крыма.
Сегодня я расскажу легенду записаную со слов уроженки этих мест – Зеры-ханум, о существовавшем в селе Копюрликой (ныне с. Черемисовка, Белогорского района) азизе: Сельби азизи.
Как-то в один из дней, после обильных осадков, накрывших горную часть Крыма, сошёл селевой поток. Сошёл да и сошёл, что тут удивительного? В предгорных сёлах часто такое случается, когда потоки воды затапливают село. Раньше люди пытались защищаться от них – строили мосты, и говорят, именно из-за них это место и получило своё название: Копюрликой, что в переводе с крымскотатарского означает «село с мостами».
Так вот, после обильных осадков в Копюрликой сошёл сель, и когда непогода утихла, то жители увидели, что он принёс с собой тело молодой девушки. На ней была очень красивая одежда, богато вышитые отвороты рукавов – элькъап. По другим признакам, было видно, что девушка новобрачная, недавно вышла замуж. Наверное, это были завитые на висках локоны волос? Или же рисунки на ладонях, сделанные хной, которые не успели исчезнуть? Кто она? Как она оказалась в селевом потоке? Никто не знал. Несчастная уже не дышала.
Жители села разослали гонцов во все близлежащие поселения: может у кого-то пропала родственница, или невеста? Но тщетно, никто не откликнулся. И подождав три дня, в надежде, что ещё может быть найдутся родственники погибшей, девушку похоронили на том месте, где нашли, куда её принёс селевой поток, недалеко от дороги, ведущей в лес, на берегу реки, у молодого тополя – сельби.
Прошло время. И вот, в одно утро пастух гнавший стадо мимо этой могилы на выпас, увидел, что тополь наклонился к самой земле. Такое стало происходить каждое утро. Каждое утро туварджы видел склонившееся к земле дерево. Он рассказал об увиденном жителям села, но ему никто не поверил. Тогда пастух, гнавший стадо в очередной раз на пастбище, остановился, прочитал дуа над могилой усопшей, и повязал платком верхушку дерева, чтобы люди ему поверили. Следует сказать, что тополь был довольно таки высоким.
А вскоре в селе произошёл такой случай: Жила в Копюрликое одна женщина, у которой были больные ноги, и она не могла ходить. Она всё время сидела дома. И, вот, однажды ей привиделась молодая девушка и сказала: «Ты почему сидишь? Встань и приготовь еду для своих домочадцев». Женщина ответила, что она не может, её ноги не ходят.
На что явившаяся девушка сказала: «Встань и иди ко мне, не бойся!». Тогда женщина встала и пошла к ней навстречу. И после этого случая, она исцелилась, стала ходить. Потом девушка сказала той женщине: «Скажи всем, у кого болят ноги, чтобы приходили ко мне, я помогу излечиться!».
И потянулись из близлежащих деревень к Сельби азизи паломники в надежде на исцеление. Над могилой девушки выстроили дюрбе. Сколько людей тут исцелилось – не известно. Во время войны мавзолей был разрушен.
Местные жители часто слышали чтение зикра, а также видели шавле – блики святости в районе дюрбе. Утверждают, что даже видели людей, которые кружились в танце, одетых в белые одежды и высокие къалпакъи. (Здесь речь идёт о дервишах ордена Мевлеви́ («вертящиеся дервиши»), братство которого было самым распространённым в Крыму).
Ещё Зера-ханум припоминает такой случай:
«В 1944 году, моя къартана скрывалась от фашистов в Копюрликое. Рядом с этим захоронением было поле, и дети собирали картошку. Мой (рахметли) Селим-дайы, будучи мальчиком, увидел девушку, сидящую на обломках дюрбе, очень красивую, в зелёном одеянии. От увиденного он потерял дар речи, потом пришёл в себя и побежал к матери, чтобы рассказать о ней. Моя къартана – это мама моей мамы, обратилась к Селим-дайы, почему он не спросил о том, когда закончится война и что будет с ними (народом)? Он со слезами ответил, пусть сама сходит к ней и спросит».
Дюрбе был разрушен в годы войны. В настоящее время это пустырь, покрытый редким кустарником. Место, где находился дюрбе, – это небольшой бугорок, на левом берегу реки Сельби Узен, метров десять в диаметре, очень густо заросший кустарником. Около него встречаются фрагменты камней, один из них довольно массивный. На другом (правом) берегу реки действительно растут два тополя, скорее всего это молодая поросль от того старого тополя, что был тут изначально.
Александр Аникин
г. Симферополь
Сворачиваете направо мимо мечети и направляетесь к лесу мимо родника, напротив на пригорке стоит дом Фатиме-къартана — сестра моей хартана, ниже у дороги стоял дом родителей Алима Айдамаха, а за их домом ближе к балке было дюрбе Сельби девлетлесы. -Святая у тополя. Сейчас там поляна и одиноко стоит тутовое дерево, но и тополек растет молодой, но дальше от ее захоронения. Я была там без дяди и не смогла точно определить место.
При входе в село слева было еще одно дюрбе седовласого старца, совершившего Хадж. Моя прабабушка Сале заходила во внутрь и совершала намаз и читала молитву, моя мама была с ней.