Об азизе на территории селения Чамлы Озенбаш мною найдена нижеприведённая информация. Из воспоминаний уроженцев этих мест Эмир Усеин Абибулла огълу Ризы и его жены Мурадасиловой Ислям хызы Фатиме:
«В селе была мечеть, школа, азиз — святое место. К азизу приходили не только чамлыозенбашцы, но и туристы и отдыхали там под соснами. У азиза было дюрбе – небольшое здание. Возле азиза был общественный кран, источник воды – чешме… В дюрбе была могила святого, также в селе было большое мусульманское кладбище. Рядом было большое дерево, к которому завязывали полоски ткани – чул…».
Записано краеведом Гиреем Баировым
Из публикации «Чамлы Озенбаш – исчезнувшая деревня»
Древнее название села – Чамлы Озенбаш (с кр.тат. «чам» – сосна, ель, пихта). Поселение располагалось в 1,5 км к востоку от села Уппа (ныне Родное), вверх по руслу, у истока ручья Уппа. Старожилы сообщают, что, по словам их предков, деревню окружал густой хвойный лес, древесину которого в конце XIX в. использовали на нужды российского флота. Сегодня на месте деревни лиственный лес, а сосна крымская встречается крайне редко.
На карте 1842 года деревня впервые встречается под названием Чемлы-Узенбашик с 58 дворами (карта Бетева и Оберга. Военно-топографическое депо, 1842 г). Численность населения деревни менялась: 1864 г. – 50 дворов, 296 жителей и 2 мечети, 1887 г. – 80 дворов и 424 жителя, 1890 г. – 81 двор с исключительно крымскотатарским населением (Верстовая карта Крыма, конец XIX в).
В 1948 году Верхний и Нижний Узенбаш были переименованы в Верхнюю Хворостянку и Нижнюю Хворостянку Балаклавского района. Но встречалось только одно общее название Хворостянка… Село перестало существовать после расселения в период 1968 — 1977 гг.
Деревня располагалась на пригорке, откуда открывается живописный вид на село Уппа. Сегодня сохранилось немногое: старая брусчатка, разделяющая село на две улицы – Юкъары маале и Ашагъы маале (по словам старожилов, именно так назывались Верхняя и Нижняя улицы). На существование деревни указывали едва заметные холмы из тесаного бута (фундаменты домов), слоев черепицы и обломков глазурованной керамики, водопроводных труб, фрагментов металлических изделий, тонкого стекла, разбитой ручной мельницы. Несмотря на густую поросль, просматриваются опорные стены из тесаного бута, а также ступени, соединяющие ярусы. Часто встречаются одичавшие фруктовые деревья: грецкий орех, яблоня, груша, виноград.
фото_4
Потомки Сейдалиевой Ашиме 1912 г.р. поделились (с музеем) копией фотографии ее дома (фото было сделано в 1960-е гг)…
В начале деревни над родником устроен фонтан с родниковой водой, в летнюю засуху – единственный источник воды для жителей с. Родное… В центре деревни, справа от дороги, располагалось кладбище, от которого сохранились лишь несколько фрагментированных надгробных памятников. Необходимо отметить, что начавшаяся недавно обширная рекультивация (территория распаёвана, на участке закладывается сад) затронула и территорию кладбища.
Через деревню протекает речка Уппа, имеющая подземное русло. Когда-то речка наполняла бассейн и снабжала водой жителей горной деревни. Сегодня русло закрыто и выведено в гидротехническое сооружение.
Стремительное развитие строительства в Крыму затрагивает природные заповедники, зачастую без предварительных памятникоохранных мероприятий. Нами зафиксированы множественные раскопы, указывающие на активную незаконную археологическую деятельность за последние три года (первая разведка была проведена автором в 2016 г.). Кроме того, фундаменты разрушенных домов и опорные стены разбирают и вывозят тесаный камень. Необходимо проводить подобные экспедиции и фиксировать фрагменты уцелевших объектов, иначе очень скоро свидетельства о них останутся только на страницах книжных памятников.
Абдураманова Сафие, старший научный сотрудник
Музея истории и культуры крымских татар
Источник: https://handvorec.ru/novosti/chamly-ozenbash-ischeznuvshaya-derevnya/
Подготовил Александр Аникин, г. Симферополь