Крымские татары будут жить в Евразии

Post navigation

Крымские татары будут жить в Евразии

Предлагаем вашему вниманию заочную полемику между известным российским журналистом и публицистом Рустамом Арифджановым и казахским автором Ерланом Саировым. В центре внимания вопрос о евразийской идеологии, ее краеугольных основах, источниках, роли тюркского фактора в формировании новой Евразии.

О правильном произношении

 

Рустам Арифджанов, вице-президент Евразийской Академии телевидения и радиоЯ прочитал статью моего хорошего друга Ерлана Саирова, когда был в командировке в Крыму, поэтому не смог быстро на нее отреагировать — дел здесь сегодня у России много.

 

И в череде важных дел — налаживание экономики, решение транспортной проблемы, обеспечение продовольствием, не оказалось в стороне и празднование 700-летия самой старой в Крыму мечети — мечети хана Узбека.

 

Того самого Узбека, при правлении которого в начале XIV века Золотая Орда (или Улус Джучи, если точнее) достигли своего наибольшего могущества и процветания. Хана, владевшего Дешт-и- Кипчаком умело и с любовью, управлявшего не только Степью, но и Русью, и Крымом, и Кавказом, и Хорезмом, давшего имя одному из народов Центральной Азии, принесшего в степь официальный ислам…

 

Того самого хана Узбека, который заменил баскаческую форму взимания налогов, когда этим занимались заезжие сборщики с вооруженными отрядами, на выдачу русским правителям ярлыков (жарлык, как это звучит по-казахски) на княжение и сбор налогов.

 

В Симферополе, Бахчисарае, Старом Крыму мы много говорили и об истории России, и об истории Золотой Орды. И о судьбах Евразии.

 

Знаете, Ереке, кого я здесь встретил? Илью Владимировича Зайцева, заместителя директора Института востоковедения, с которым Вы познакомили меня в Алматы и который теперь работает заместителем руководителя Бахчисарайского историко-архитектурного заповедника. Летает на работу из Москвы. Потому что для России важен не только русский Крым, но и Крым крымскотатарский, тюркский.

 

Видные российские ученые, богословы, муфтии (не только из Поволжья, но и с Кавказа) ездят в Крым, в том числе, чтобы поговорить о нашей общей истории. Прошлой и будущей. Внимание к многонациональному фактору жизнедеятельности нашего государства сейчас огромно.

 

Казахский публицист Ерлан СаировТак вот и поэтому хочу сообщить Вам, Ерлан Бияхметович: в России о том, что Золотая Орда и русские княжества находились в зависимости гораздо более сложной, чем отношения завоевателей и завоеванных, говорят давно и много.

 

Как и о том, что история Золотой Орды не только хроника событий сопредельного княжествам государства, но по сути история самой России.

 

В конце нынешнего августа Министерством образования России подготовлена новая концепция школьных (школьных!) учебников, в которой вместо термина «татаро-монгольское иго» говорится о системе зависимости русских земель от ордынских ханов. Видите, с изложенной Вами трактовкой того периода во многом согласен не только я или, допустим, историки Уфы и Казани, но об этом скоро в российских школьных учебниках писать будут.

 

Но есть акценты. Правильность произношения тех или иных тезисов. В расстановке акцентов я, как раз и не могу с Вами, мой друг, согласиться. Ну, не был Русский Мир, как Вы пишите, «на географической, и фактической обочине истории». Он был колонией, но не был захолустьем. Он всегда был на водоразделе западной, имеющей вполне обозначаемые очертания и восточной, более размытой в силу своей многообразности, цивилизаций.

 

И в «котёл общемирового развития» в мировой экономический, социально-культурный оборот, как считаете Вы, Русский Мир вошел не только потому, что был ассоциирован с Золотой Ордой. Наоборот, варяги, немцы, поляки и прочий Запад пытались ввести русские земли в свой оборот, оторвав от Орды, готовя им роль части своей цивилизации, именно из-за центральной позиции этой территории. Хотели сварить в «своем котле».

 

Но в том, что Россия не стала ни католической, ни мусульманской, избрав свой путь восточно-христианской, православной цивилизации и проявилась субъектность русского народа. Он — не был и не является объектом чьей-то политики, а скорее умел и умеет использовать в свою пользу весь инструментарий ведущихся вокруг политических игр. И у него получается.

 

Да, Вы правы, когда вспоминаете, что хан Сартак был православным христианином и «сводным братом» князя Александра, прозванного Невским. Да, надежные отношения с метрополией, каковой была для княжеств Золотая Орда, помогли Александру выстоять в борьбе с тевтонцами. Но будем объективны, победу в Ледовом побоище Александр Невский одержал сам, благодаря силе русской дружины и русского оружия. И русского духа.

 

Согласитесь, ведь православные церкви возникали в ордынской столице не только благодаря толерантности ханов улуса, но еще и прежде всего и из-за стремления русских быть в своей религии всюду, где они есть.

 

Категорически не согласен с определениями русов того времени, как «темного, безграмотного» народа. Безграмотность — бич, но в Средневековье это воспринималось и оценивалось не так, как сегодня. Напомню, наш пророк Мухаммед (мир ему!) не был грамотен, но это не мешало ему быть величайшим умом не только той современности, но и во всей истории человечества.

 

Что же касается определения «темный», то, может, не будем уподобляться тем, кто еще недавно считал «темными» нас из-за того, что мы, допустим, предпочитали кочевой образ жизни или отличную от них форму поведения в быту, иные образцы культуры и архитектуры? Ведь и сейчас наличие или отсутствие балета, оперы и увертюр — не показатель степени цивилизованности. Для меня кюй Курмангазы интереснее, понятнее и глубже опер Цезаря Кюи. Думаю и для Вас, мне, кстати, нравится, как Вы исполняете кюй на домре. И что мы менее цивилизованны и культурны, чем другие?

 

Средневековая Россия, может быть, и не знала такого количества и такой величины городов, как Орда. Ну и что? Бомбей — огромен, в нем живет миллионов пятьдесят человек. Разве он цивилизованнее и прогрессивнее Осло и Берна?

 

Комплекс старшего брата, надменного и самоуверенного не менее разъедает нравственность народа, чем положение в союзе брата младшего, брата зависимого и оглядывающегося. И то, и другое плохо. И то что мы, тюрки, прожили время, когда наши лидеры в прошлом — Алиев, Кунаев, Рашидов получали жарлык на правление в Москве, не позволяет нам тыкать наших соседей в более давнее прошлое, напоминая им историю, когда их предки считали метрополией Орду. И то, и другое — комплекс.

 

Так давайте же перестанем комплексовать. Многовековое общение славян и тюрков — не соревнование, кто в какой момент истории был выше и раньше. Не турнир, где определяется чей богатырь первый. Помните бой перед Куликовской битвой двух богатырей, Пересвета и Челубея? Значит, помните и исход поединка — оба рухнули. Я очень прошу своих казахских единокровцев понимать: мы строим единый союз, а не сходимся в молодецком поединке.

 

Два великих потока — славянский и тюркский — долго текли навстречу друг другу, сливаясь в великое евразийское море. Так зачем же сегодня ставить дамбы?

 

Я, кстати, вскользь замечу, что не только тюрко-славянские воды наполняют наш океан, но и мощное угро-финское течение, и самобытные самодийские ручейки, и иранские древние родники, и балтийская вода, и тунгусское, и маньчжурское таяние снегов… Но разве разумно считать в море какой в нем воды больше — обской или енисейской? Пойди посчитай. И, что важно, впадение рек в море не иссушает сами реки. Они не исчезают, не могут, не должны исчезнуть.

 

И еще одна важная история. Нет у евразийства начала. Это естественный ход истории. В разные времена и очень далекие, и совсем недавние появлялись идеологи этого пути, его лидеры, смелые вожатые и упорные караванщики. Призывая не считать, кто на каком этапе сделал больше, сынами какого из евразийских народов были эти люди, я вовсе не стремлюсь, чтобы мы стали необъективными и непомнящими потомками и современниками. Мы не имеем право забыть ни хана Узбека, ни патриарха Кирилла II, ни Александра Невского, ни Валиханова, Трубецкого, Гумилева, ни многих других…

 

Мы в России помним, что не только идеологом, но и блестящим практиком современного действенного евразийства был (и остается) Нурсултан Назарбаев. С его лекции в Московском университете двадцать лет назад начался путь к евразийскому союзу, обретшему очертания уже в нашем ХХI веке. Не случайно именно перед студентами, перед нашим будущим на исходе XX века озвучил казахский Елбасы и лидер современного евразийства свой гениальный план.

 

И уже в нашем веке, в наши дни в начале того самого исторического заседания глав государств, когда было принято решение о создании ЕЭС, руководитель Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, особо отметил вклад именно Нурсултана Абишевича в величайший из формирующихся сегодня проектов.

 

Идею, которую в прошлом веке не разглядели, встретили не больше, чем с вежливым одобрением, сегодня активно и плодотворно развивают три пользующихся безусловным авторитетом лидера. Но все мы, и в России, и в Беларуси, и, конечно, в Казахстане, помним, чья эта была идея, кто отец-основатель. Вы пишите: «сегодня современная Россия пытается создать аналогичную структуру», имея в виду евразийский союз. Это не так.

 

Сегодня и Казахстан, и Россия, и Беларусь, и Армения, которая скоро присоединится, и ряд других государств, строят новый союз. Казахстан и лично Нурсултан Назарбаев один из важнейших столпов и центров этого союза. От его позиции зависит очень многое. Например, какое государство и на каких условиях может быть принято в союз. Та же Армения. И, конечно же, никто не против, а за вхождение в Евразийский экономический союз и Турции, и Азербайджана, и Ирана, и других государств. Только решать это будет не одна лишь Москва, но и Астана, и Минск, и теперь еще и Ереван…

 

И это тоже вопрос правильности произношения некоторых тезисов. Уважаемый Ерлан, у Вас много предложений и требований к России. И они в основном политического характера. Но мы создаем не политическое объединение государств, а экономическое сообщество. И продолжая жить без таможенных границ, мы остаемся тем не менее друг для друга иностранцами. Вам не нравится, что на экранах российского телевидения часто показывают нашего президента? Поверьте, не больше, чем Вашего на экранах казахстанских. И не больше, чем президента Беларуси на телеканалах этого государства. Но это же естественно.

 

Вам хотелось бы, чтоб штаб-квартира ЕЭС была в Оренбурге? А мне нравится Севастополь. А кому-то Брянск. Или вот Самара — там Волга и девушки красивые. Но президенты трех государств уже решили какой орган ЕЭС где будет находиться. Давайте позволим им это решать. Их соображения весомее наших.

 

Вы считаете, что ассоциативными членами ЕЭС должны быть некоторые российские республики с преимущественно тюркским населением (а почему не с угро-финским?). Зачем? Вы считаете, что их мнения будут отличными от точки зрения федерального центра? Вряд ли. Вот у Вас в Северо-Казахстанской области русских больше, чем казахов, но разве в международных вопросах у них будет отличное мнение от Астаны? И разве это правильно поручать регионам, пусть даже с иным, чем на остальной территории, этническим составом, входить в межгосударственные объединения такого уровня? Ни Каталония, ни Бавария, ни Аландские острова не входят в ЕС отдельно от Испании, Германии, Финляндии соответственно.

 

Вы, Ерлан, конечно же можете рассуждать на тему о том, как хорошо бы было, если бы председателем российского Совета Федерации был этнический татарин. Может и хорошо. Но меня и украинка Матвиенко устраивает. Как впрочем и тувинец Шойгу на посту министра обороны, и башкирка (или татарка) Эльвира Набиуллина во главе Банка России… Впрочем, их ведь не по национальному признаку подбирали и назначали.

 

А вот я, признаюсь честно, не решусь советовать Вам и моим многочисленным казахским друзьям назначить руководителем Мажилиса обязательно русского. Зачем? Вы ведь сами и без нас разберетесь кого и куда назначать. А может быть даже и обидитесь на меня, если я буду рекомендовать Вам ввести должность русского вице-президента.

 

Нурсултан Абишевич придумал замечательную схему, в которой заметную роль играет Ассамблея народа Казахстана. Во внутренней политике Казахстана Елбасы обойдется и обходится без советов из Москвы. Назарбаев лучше знает, что нужно народу Казахстана. Во внешней политике он самый верный российский союзник. Но он всегда на страже интересов прежде всего своего народа и всегда, там, где это необходимо, защищает другие тюркские народы.

 

По инициативе Нурсултана Абишевича в Казахстане регулярно проходит международный форум религий. Значимое, важное мероприятие. Но я не слышал, чтобы там когда-нибудь христиане или буддисты советовали мусульманам, кого из пророков (мир всем им!) почитать больше, а кого меньше. Зачем же мы, мусульмане, советуем Русской православной церкви кого из своих патриархов канонизировать? Кирилл II из XII века — великий евразийский радетель, но пусть православные сами разбираются в степени его святости.

 

Как видите не только казахские патриоты требуют своей суверенности в любых союзах, после Вашей статьи, друг, мы тоже в России чувствуем, что некоторые казахские интеллектуалы в своих размышлениях вторгаются в суверенное право России, в том числе, тюркских народов России, решать как жить, что делать, каких проповедников слушать, а каких отвергать. Спасибо за совет, но разберемся сами. Мы — тоже патриоты своего государства.

 

… Я улетал из крымской командировки с радостным чувством. В этом году одним тюркским, одним мусульманским народом в нашей стране стало больше. За пределами России к этому относятся по разному. Но мы, у себя на родине, верим, что именно Россия решит те проблемы крымских татар, которые Украина за четверть века решить не смогла.

 

Пусть Украина живет, если хочет, в Европе, крымские татары будут жить в Евразии, вместе со своими братьями.

 

Ереке, по-братски, не обижайтесь на некоторую резкость моих антитезисов. Просто каждый из нас, даже, если мы — тюрки, говорит со своим акцентом. Так, наверное, и должно быть.

 

Рустам Арифджанов,

вице-президент Евразийской Академии телевидения и радио

 

Источник: http://www.ia-centr.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня