Крымские татары гнали французов от Москвы до Парижа

Post navigation

Крымские татары гнали французов от Москвы до Парижа

Крымские татары гнали французов от Москвы до ПарижаКай-бей Балатуков родился в 1774 году, вскоре после того, как Крым фактически перешёл под контроль России (официально это произошло в 1783 году). Он происходил из рода каралезских беев Кызындар Мехмед-аги, который в числе первых был причислен к российскому дворянству после вхождения Крыма в состав Российской империи.


Род Балатуковых (Балатукаевых) в прошлом был известен как среди кумыков, так и у балкарцев-чегемцев. Известно, что прадед Кая-бея, Аджи Бекир, прибыл в Крым в 1709 году с Кавказа и служил у хана Каплан-Гирея. Его внук Кызындар Мехмет Бей, отец Кая-бея, был министром финансов хана Крым-Гирея в период его первого правления (1758-1764), а после присоединения Крыма в 1783 году к России был назначен судьёй областного словесного суда.

 

В 1786 году Кай-бей был определён на учёбу в Корпус чужестранных единоверцев. Это учебное заведение было учреждено по указу Екатерины II для того, чтобы давать образование детям греков, которые в то время находились в подданстве Османской империи, с целью привлечь их на свою сторону.

 

Кай-бей Балатуков закончил его в 1793 году и с присвоением звания подпоручика был зачислен в Севастопольский мушкетёрский полк. Так началась военная карьера будущего генерала. Севастопольский мушкетёрский полк принимал участие в Средиземноморском походе объединённой русско-турецкой эскадры под общим командованием адмирала Ушакова.

 

Турки тогда вступили в союз с Российской империей для совместных действий против войск революционной Франции. Во время этого похода Кай-бей участвовал в знаменитом штурме объединёнными русско-турецкими силами сильно укреплённого острова Корфу.

 

Карьера молодого российского дворянина крымско-татарского происхождения развивалась стремительно: 6 марта 1798 года он был произведён в поручики, 28 ноября того же года — в штабс-капитаны. Через два года 26-летний Балатуков уже капитан.  29 декабря 1801 года он уходит в отставку в чине майора.

 

С 1803 по 1806 год Кай-бей занимал пост Симферопольского уездного предводителя дворянства. Казалось, спокойной жизни под тёплым крымским солнцем уже ничто не может помешать. Однако в 1805 году Россия вступила в череду войн с Наполеоном.

 

Франция располагала большими контингентами войск и постоянно пополняла их: здесь была впервые применена призывная система комплектования армии. В России же войск постоянно не хватало, поэтому пришлось прибегать к созданию вспомогательных воинских контингентов из тех, кто имел хоть какое-то понятие о том, как обращаться с оружием.

Со своей стороны крымскотатарские мурзы по инициативе муфтия Мустафы Челеби подали прошение императору Александру I о формировании за свой счёт конных полков из крымских татар по образцу казачьих. Это прошение было удовлетворено, причём по совету Таврического губернатора Д. Б. Мертваго «для пользы дела» решено было всех командиров и офицеров выбрать из представителей знатных родов Крыма.

 

Обучение полков происходило в Херсонской губернии. Местный губернатор Дюк де Ришелье сообщал военному министру, что «из их имянитейших фамилий назначены были в полки сии офицеры». Одним из них был и Кай-бей Балатуков, 19 июня 1807 года назначенный командиром Симферопольского «конно-татарского полка». 13 сентября 1808 года Симферопольский конно-татарский полк прибыл в город Вильно и вошёл в состав казачьей бригады генерала Иловайского 3-го, которая несла кордонную службу на прусской границе. Штаб полка расположился в местечке Юрбург.  10 января 1812 года Кай-бей Балатуков был произведён в подполковники, а в июне началась Отечественная война, в которой полк под его командованием принял самое активное участие.

 

В составе корпуса атамана Войска Донского графа Платова полк участвовал в боях при Мире, Романове, Могилёве, Смоленске, Поречье, Духовщине, Рузе, Можайске, Бородине. За эти бои Балатуков был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с бантом.

 

Симферопольский полк принимал активное участие в боевых действиях российской армии и после оставления Москвы и преследовании отступавших из Москвы французов осенью-зимой 1812 года. За свои боевые заслуги 31 декабря 1812 года Кай-бей был награждён орденом Св. Георгия 4-го класса «за то, что при атаке французского отряда… вызвался охотником, и когда сделан был удар на неприятеля, то с частью… стрелков понеслись вперёд в первой линии с отличным стремлением прямо на неприятельскую батарею и завладели одной пушкой».

 

Симферопольский конно-татарский полк совместно с казачьими полками вёл преследование французских войск вплоть до самой российской границы. После пересечения границы с Пруссией он вошёл в состав корпуса принца Александра Вюртембергского. В боях марта 1813 года Кай-бей командовал подвижным отрядом, состоявшим из пехоты и кавалерии. За отличия в этот период он был награждён орденом Св. Анны 2-й степени с алмазами.

 

С апреля 1813 года корпус приступил к осаде важного портового города Данцига, где располагался сильный французский гарнизон. Кай-бей Балатуков со своим полком принимал активное участие в боях в предместьях Данцига. Например, 21 августа — в атаке и взятии предместья Лангфур, а в ночь с 24 на 25 октября — во взятии неприятельского редута на горе Циганкенберг.

 

28 октября и 8 ноября участвовал в бою за предместье Оры. За боевые заслуги был 8 декабря 1813 года произведён в генерал-майоры и награждён прусским орденом «За заслуги». После капитуляции Данцига находился с полком на зимних квартирах в герцогстве Варшавском, а 19 марта Симферопольский и Перекопский конно-татарские полки в составе авангарда русской армии, которым командовал атаман Войска Донского граф М.И. Платов, вступили в Париж и встали лагерем на Елисейских полях.

 

По возвращении в Россию на марше командовал 3-й казачьей колонной, а затем по указанию главнокомандующего Барклая де-Толли увёл свой полк в Крым. За участие в Отечественной войне Кай-бей в числе прочих чинов полка был также награждён медалью «В память войны 1812 года».

 

После войны конно-татарские полки были распущены по домам, но Кай-бей, сознавая, что на крымских татар рано или поздно могут распространить рекрутскую повинность, предложил вместо этого сформировать из них часть по образцу казачьих полков гвардии. При этом предлагалось, что служить в ней будут добровольцы, содержать которых будет всё татарское население Крыма. Он передал это предложение Александру I в 1825 году, когда тот был в Крыму с визитом.

 

В январе 1826 года уже новый император — Николай I — поручил начальнику Главного штаба И.И. Дибичу совместно с Кай-беем разработать проект положения о Лейб-гвардии Крымско-татарского эскадрона.

 

Формированием эскадрона занялся самолично Балатуков. Он сам подбирал офицеров и нижних чинов, которым предстояло служить в этой привилегированной части, вооружение, снаряжение, лошадей, организовал обучение личного состава. Первым командиром эскадрона стал его родной брат Адиль-бей Балатуков. 20 июля 1827 года эскадрон получил своё официальное название. Кай-бей незамедлительно приступил к формированию второй части эскадрона, но 29 августа 1827 года скоропостижно скончался.

 

Жизнь и деятельность Кай-бея Балатукова — яркий пример служения Отечеству и заботы о своём народе. Сформированный им эскадрон — первое подразделение гвардии, полностью сформированное из мусульман, — пример доверия, которое российские императоры оказывали своим подданным, невзирая на религиозные и национальные различия.

 

Ильдар Мухамеджанов
Источник: http://www.islam.ru/content/person/46446

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня