Если российские банкиры перекупят кредитные портфели у украинских банков, что будет с крымскими заёмщиками, а также имеют ли банкиры на это право, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».
Полное успокоение
Недавнее заявление крымского политика, члена партии «Родина» Максима Короленко взбудоражило общественность. В частности, Короленко призвал чиновников срочно заняться решением проблемы неоплаченных крымчанами кредитов украинских банков.
Как сообщил политик, по проверенной информации, сейчас некоторые российские банки выкупают кредиты филиалов украинских ПриватБанка, «Аваля», OTP, Ощадбанка и других. Если не принять меры по решению проблемы, крайними окажутся крымчане.
А ведь после проведения референдума о присоединении Крыма к России многие чиновники и эксперты заверяли, что крымчанам не придётся погашать кредиты украинских банков. Все мы помним, как по телевидению звучали громкие заявления, что никому ничего платить не нужно. На тему украинских кредитов даже состоялось ток-шоу «Народный вердикт» Марии Волконской — «Украинские кредиты: форс-мажор или обязательства никто не отменял?». Тогда все юристы в зале в унисон заявили, что кредиты возвращать не нужно.
Артём Шубин, председатель правления общественной организации «Правозащитный комитет «Дело чести»:
«В кредитном договоре есть две стороны, был гражданин Украины, который проживал в АР Крым и этот договор заключил. Произошли обстоятельства непреодолимой силы: Крым воссоединился с Россией и, соответственно, как законодательством украинским, так и российским, этот договор считается автоматически прекращённым на основании обстоятельств непреодолимой силы.
Кто виноват, что упал метеорит? Так произошло. И украинские банки отказались от своих обязательств — они убыли из Крыма и не предупредили письменно людей, что так произошло, что изменились реквизиты… Не уведомили, а просто убежали».
Некоторые юристы предполагали, что крымчанам, возможно, придётся вернуть кредиты банкам Украины, но делать это стоит не раньше того момента, когда сами украинские банки начнут возвращать населению депозиты. То есть, выходит, никогда.
РНКБ сжалится над крымчанами
Ещё во время той же передачи на ИТВ «Народный вердикт» присутствовавший в зале руководитель проекта создания филиальной сети «Российский национальный коммерческий банк (РНКБ)» Руслан Арефьев прозрачно намекнул, что в будущем между украинскими банками и крымскими кредитами встанет официальный «посредник».
Руслан Арефьев, руководитель проекта создания филиальной сети РНКБ:
«Мы обсуждаем сейчас с некоторыми банками возможность покупки их кредитных портфелей. Это очень сложно, но это возможно».
Такое заявление глава проекта РНКБ сделал менее двух месяцев назад, тогда же юристы вступили с ним в «законодательную» перепалку.
Артём Шубин:
«Это говорит банкир, а я как юрист — нет такого в законодательстве, что можно было бы передать портфели…»
Однако, несмотря на подобные категоричные заявления российских юристов, в новом заявлении от РНКБ, которое наша редакция получила буквально на днях, говорится о законности этой процедуры.
Итак, Российский национальный коммерческий банк рассматривает возможность работы с задолженностью предприятий, организаций, жителей Республики Крым и Севастополя перед украинскими банками.
«РНКБ, как социально ориентированный банк, готов помочь крымчанам избежать возможных проблем в случае вынужденного непогашения кредитов, оформленных в украинских банках», — говорится в письме. Далее банк ссылается на закон.
«В случае, если соглашение с одним или несколькими украинскими банками будет подписано, в соответствии со статьями 382-390 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 512-519 Гражданского кодекса Украины украинский банк должен будет направить своим клиентам соответствующее уведомление о переуступке права требования, а также реквизиты для оплаты задолженности новому кредитору».
Ну и напоследок РНКБ успокоил крымчан. «Кроме того, если подобные сделки будут заключены, РНКБ, действуя в интересах своих клиентов, не планирует начислять пеню за период с 16 марта 2014 года до даты приобретения прав на кредиты.
Тем не менее стоит отметить, что в числе кредитов могут быть и те, которые являлись просроченными ещё до 16 марта 2014 года. Соответственно, первоначальный кредитор может начислить пеню за этот период».
Перекрыли кислород
Имеет ли право банк истребовать деньги с крымчан — на эту тему постоянно спорят юристы.
По словам адвоката Антона Миркина, который долгие годы работает в Крыму и знает все тонкости украинского законодательства, РНКБ действует полностью в рамках закона. Среди банкиров нередко заключаются договоры о переуступке права требования — тогда должник одного банка становится должником другого. Кстати, такая своеобразная перепродажа кредитов активно практиковалась на Украине.
И здесь, уверяет адвокат, согласия должника совсем не требуется, его просто поставят перед фактом.
Антон Миркин, адвокат:
«Законом не запрещено, но с политической точки зрения они (Украина) вроде как не подписывают такие бумажки (договоры об уступке кредитных портфелей). Но не факт, что со временем они не договорятся. Банкиры — это бизнесмены, это не государственные чиновники…»
А вот что по этому поводу говорит Виктория Жуковская, координатор общественного движения «Крымский форс-мажор: свобода от кредитов»:
«Мы как юристы называем это обстоятельством непреодолимой силы, потому что никто не мог предусмотреть этот форс-мажор, который регулируется как украинским законодательством, так и российским».
Юристы, придерживающиеся мнения Виктории Жуковской, ссылаются на ст. 607 Гражданского кодекса Украины, где сказано, что при наступлении обстоятельств непреодолимой силы действие договоров автоматически прекращается. А в российском законодательстве также есть аналогичная норма, прописанная в ст. 416 Гражданского кодекса — «Прекращение обязательства невозможностью исполнения».
Таким образом, так как мы находимся на территории Российской Федерации, являемся гражданами России, именно эта статья закрывает наши обязательства перед украинскими банками.
А главное — статья 384, на действие которой ссылается сам РНКБ, гласит, что «если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объёме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права».
И какие могут быть выдержаны «те же условия», если крымчане брали кредиты в гривнах, а возвращать их хотят заставить в рублях? Нацбанк Украины ещё в мае издал постановление № 260, в соответствии с которым украинские банки должны закрыть свои отделения в Крыму и прекратить корреспондентские отношения с финансовыми учреждениями, расположенными на полуострове.
Крымчанам попросту «перекрыли кислород» к возврату кредитов! Так что как ни крутите, а форс-мажор, товарищи!
Договор страхования может избавить заёмщиков от настойчивых звонков из банков и коллекторских фирм
Также стоит обратить внимание на то, что, если клиент заключил договор страхования, то следует изучить его содержание.
Так, к примеру, один из клиентов украинского ПриватБанка после настойчивых звонков сотрудников с требованием досрочно вернуть кредит изучил договор страховки и нашёл там пункт, который подразумевал под форс-мажорной ситуацией ведение боевых действий.
При следующем «сеансе связи» клиент сослался на этот пункт договора и предложил банку обратиться в страховую компанию. После этого звонки из кредитной организации прекратились.
Антон ПАВЛОВ
Газета «Крымский ТелеграфЪ»
№ 295 от 5 сентября 2014 года